{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Маркетмейкеры в крипте: кто управляет рынком криптовалют

Еще в 1990-м году Майк Годвин заметил, что по мере разрастания интернет-дискуссии растет вероятность упоминания в ней нацизма и Гитлера. Если адаптировать этот закон под реалии крипторынка, то он будет звучать так: в любом длительном обсуждении рыночной ситуации будут упомянуты «киты», противостоящие «простым трейдерам».

Но если «нацизм» участников дискуссии — просто риторический приём, который пускают в ход, когда заканчиваются аргументы, то «киты» — это объективная реальность. Они правда существуют и сильно влияют на рынок, поэтому их и называют «маркетмейкеры».

Давайте разбираться, кто такие маркетмейкеры: страшные бездушные киты или опора рынка?

Кто такие маркетмейкеры

Подлые, бездушные, циничные, жестокие крупные игроки, которые портят жизнь простым трейдерам. Именно таким будет собирательный образ маркетмейкера, если составить его по описаниям криптотрейдеров. Страшный монстр крипторынка, которым удобно оправдывать свои убыточные сделки 👹

Неудивительно, что в реальности маркетмейкеры несколько отличаются от этого образа.

Слово «маркетмайкер» — это калька с английского «market maker», «тот, кто делает рынок». Дословный перевод выражения очень точно отражает суть маркетмейкеров — это крупные организации, редко отдельные игроки, сделки которых и создают рынок. Там, где их нет, нормальная торговля невозможна.

Хороший пример — торги непопулярными монетами, когда покупателя по ордеру (заявке на покупку/продажу монеты) можно ждать неделями, а цена часто скачет кратно и даже на порядок от сделки к сделке.

Зачем нужны маркетмейкеры

У маркетмейкеров есть три функции:

💧 создание ликвидности;

🪙 обеспечение ценовой стабильности;

🤝 посредничество.

💧 Создание ликвидности

Если упростить, то ликвидность — это, фактически, скорость, с которой можно купить или продать какой-либо товар. Чем быстрее можно провести сделку, тем ликвиднее актив.

Например, доллары США ликвидны практически абсолютно — их можно за секунды обменять на товар почти в любом уголке мира. А недвижимость — низколиквидный актив, поскольку выход на сделку может занимать месяцы и даже годы.

Современная биржевая торговля низколиквидными товарами невозможна. Поэтому поставка ликвидности на рынок — главная функция любого маркетмейкера. В профессиональной среде такого игрока даже называют «поставщиком ликвидности».

Что значит «поставка ликвидности»? Как маркетмейкер это делает?

Все проще, чем кажется: маркетмейкеры в каждый момент времени держат на рынке две крупные заявки. Например, одна из них стоит на покупку криптовалюты за 99 долларов, а вторая — на продажу за 100 долларов. При этом разница между ценой покупки и продажи (спред) попадает в карман маркетмейкеру.

Как работает маркетмейкер на рынке. Источник: bitpanda.

Размер этих заявок зависит от текущей ситуации на рынке: волатильности, объема торгов, ожидания важных новостей. Параметров сотни. Их анализирует сложный алгоритм, который «на лету» меняет и размер заявок маркетмейкера, и их цену.

Кроме того, договор с биржей предусматривает минимальный объем ликвидности, которую поставщик должен залить на рынок. При этом устанавливается общая сумма заявок (например, не меньше миллиона долларов) и временной промежуток (например, с 12 до 17 дня). Эти обязательства обычно держатся в строжайшем секрете, чтобы другие крупные игроки не могли использовать их для игры против маркетмейкера.

Такое одновременное выставление разнонаправленных ордеров позволяет каждому, кто пришел на рынок, быстро провести сделку. Даже если в этот момент на бирже не будет противоположных заявок от других игроков.

Тот, кто хочет продать актив, найдет в лице маркетмейкера покупателя, а тот, кто хочет купить — продавца.

Допустим, появился новый токен Thebestcoinever. Его разместили на бирже, но торгов почти нет, а спреды наводят ужас. Чтобы снизить спреды и активизировать торговлю, эмитент (создатель монеты) или биржа могут нанять маркетмейкера. При этом указать желаемую стартовую цену токена они могут самостоятельно или доверить её расчёт аналитикам маркетмейкера.

Предположим, что целевая цена — $50. Тогда маркетмейкер поставит две заявки с небольшим спредом, к примеру, $49,95 на покупку Thebestcoinever и $50,05 на его продажу, чем запустит торги на рынке. Каждый желающий купить или продать токен будет проводить сделку с маркетмейкером. Когда объем торговли вырастет, цену отпустят и позволят её формировать закону спроса и предложения, только иногда вмешиваясь в рынок и сглаживая высокие пики или сильные просадки.

Что на кону?

Маркетмейкеры работают по принципу «покупай дешевле, продавай дороже». Звучит примитивно, если не учитывать, что торги по некоторым инструментам в нагруженные часы идут со скоростью десятки тысяч операций в секунду.

Чтобы успевать за таким бешеным темпом торгов, маркетмейкеры используют специальные алгоритмические программы, которые отслеживают сотни параметров и много раз за секунду пересчитывают прогнозные цены. Это позволяет, с одной стороны, давать на рынок ликвидность, а с другой — не обанкротиться.

Но даже сложные торговые роботы не всегда помогают — иногда торги идут слишком быстро, из-за чего они не успевают с расчётами, и иногда алгоритм ошибается с направлением цены. Плюс во время сильной волатильности маркетмейкер часто пытается ее загасить, из-за чего он, фактически, сжигает деньги.

Поэтому лучший рынок для маркетмейкера — это ненавидимый трейдерами боковик, когда цена незначительно колеблется возле одного уровня, или постепенное снижается/повышается. А вот дни с сильными движениями, наоборот, могут вогнать маркетмейкера в серьезный убыток.

🪙 Стабильность цен

Прежде чем вы начали смеяться, поясним, что речь не о фиксированной стоимости криптовалют — мы говорим не о USDT, — а о более-менее стабильном спреде. Маркетмейкер должен удерживать его в пределах, указанных в договоре с биржей, большую часть времени. Конечно, в случае экстремальных ситуаций, например, при резком росте или падении стоимости монеты из-за новостей, спред может расширяться, но это должно быть исключением, а не правилом.

Кроме того, на фондовом рынке маркетмейкер контролирует и саму цену. Он не дает ей меняться слишком быстро, сглаживая скачки за счет массового выкупа заявок.

Если цена на какой-то актив резко начала расти, то маркетмейкер перераспределит дневную ликвидность так, чтобы попытаться выкупить это повышение и не дать активу выстрелить вверх. Это нужно, чтобы отсекать спекулятивные попытки манипуляции рынком от настоящих движений.

🤝 Маркетмейкер как посредник

Крупные игроки не всегда хотят играть на бирже и влиять на цены. Иногда им просто нужно купить актив под долгосрочное инвестирование. Или продать большое количество криптовалюты по более-менее стабильной цене.

Сделать это самостоятельно можно — нужно отслеживать цены и заходить мелкими ордерами. Но это сложно и долго. Поэтому в таких случаях крупный покупатель или продавец обычно приходит напрямую к маркетмейкеру, минуя рынок. Тот помогает провести сделку за определенную комиссию в рамках внебиржевой торговли. Например, маркетмейкер может использовать активы клиента для своей ежедневной торговли.

На чем зарабатывают маркетмейкеры

Маркетмейкеры — особые игроки на бирже. В отличие от других участников рынка, они зарабатывают не только на росте актива. Точнее, рост актива — далеко не главный источник их дохода. Они получают прибыль и другими способами:

📊 Спред. Хотя разница между ценой покупки и продажи криптовалюты может быть мизерной, спред дает очень существенный заработок при больших объемах торгов.

💵 Оплата услуг. Маркетмейкеров часто нанимают или заключают с ними контракт. Это может быть сама биржа или разработчик криптовалюты, который хочет поддержать торги своей монетой. Теоретически, разработчик сам может создать активность на торгах, но это исключительная редкость — для этого в его распоряжении должен быть большой капитал, стратегия и сложный алгоритмический торговый робот. Иногда оплата может быть косвенной — в виде скидок от комиссии биржи или бонусов.

🤏 Комиссия за посредничество. За каждую внебиржевую сделку маркетмейкер получает процент от нее в качестве оплаты.

Кроме того, в ходе торгов маркетмейкеры дополнительно получают бесценную информацию от биржи (чуть позже расскажем, какую), которая позволяет им получать большой доход от арбитража. Чаще всего, на других биржах. Но случаются и эксцессы — подробности ниже.

Арбитраж — это получение дохода за счет разницы цен на разных рынках. Хороший пример — текущий газовый кризис в Европе. Сейчас вокруг портов ЕС стоят на рейде и ждут разгрузки огромное количество газовозов. Это много мелких (и не очень) игроков пытаются заработать на разнице цен: они купили дешевый газ в США и пригнали его в Европу, где он стоит в десять раз больше. На разных криптовалютных биржах тоже часто есть небольшая разница в цене. Но при большом объеме сделки она может принести огромную прибыль.

Чем отличаются маркетмейкеры на фондовом рынке и в крипте

Главное отличие, из которого вытекают все остальные особенности маркетмейкеров на криптобирже — это отсутствие регулирования. На фондовом рынке маркетмейкер — это обязательный элемент, игрок, деятельность которого подчиняется целому вороху нормативных документов. Они устанавливают права и обязанности поставщика ликвидности, а также определяют его ответственность за злоупотребление своими возможностями.

И ответственность эта серьезная, часто — уголовная, поскольку возможности по манипулированию рынком у маркетмейкера просто огромные. Без «костылей» в виде специального законодательства мало кто сможет избежать соблазна воспользоваться ими.

Если же своими возможностями злоупотребляет официальный маркетмейкер на криптовалютном рынке, то ему мало что грозит. Даже если нарушение совсем «в лоб», биржа, скорее, разорвет договор и попробует урегулировать все под ковром, чем пойдет в суд, поскольку судебный процесс нанесет ее репутации огромный урон. Не говоря уже о том, что биржа может быть в сговоре с маркетмейкером.

Хороший пример — ситуация, которая сейчас разворачивается с биржей FTX. Роль маркетмейкера у нее выполняла компания Alameda — связанное лицо, на 100% принадлежащее владельцу биржи. Это открыло простор для злоупотреблений, вплоть до примитивнейшего вывода как минимум 4 миллиардов долларов клиентов биржи (по сути, кражи) для закрытия финансовой дыры в Alameda.

При этом ответственные вряд ли понесут значимые наказания — специфика крипторынка позволяет очень быстро и с очень большими деньгами оказаться в далекой теплой стране.

Как маркетмейкеры манипулируют рынком

Обычные участники любого рынка анализируют его состояние горизонтально: смотрят на историю изменения цены, ищут паттерны, уровни поддержки и сопротивления, используют индикаторы — все, чтобы вычислить точки входа и выхода, которые, вероятно, обеспечат прибыльную сделку.

Пример горизонтального анализа рынка.

Маркетмейкеры видят рынок вертикально и знают все характеристики «биржевого стакана»: где расположены отложенные ордера, какие стоп-лоссы и тейк-профиты установлены у текущих сделок, как распределены объемы.

Пример биржевого стакана на фондовом рынке. Маркетмейкер видит даже более подробные данные.

Проще говоря, обычные участники рынка знают то, что уже случилось, а маркетмейкеры — то, что произойдет. В теории это знание нужно, чтобы оптимальным образом выставить цены покупки и продажи, а также для правильного определения объемов заявок. Но на практике его можно использовать и для того, чтобы толкнуть цену в нужную маркетмейкеру сторону.

Стоп-лосс и тейк-профит — это биржевые заявки, которые выставляет трейдер для конкретной сделки. Они обе исполняются автоматически и содержат приказ брокеру закрыть позицию по достижению определенной цены. Разница в назначении: стоп-лосс ограничивает потери трейдера на сделке, а тейк-профит позволяет зафиксировать прибыль.

Например, трейдер открывает сделку на покупку на уровне в 20 000 долларов за биткоин в расчете на его рост. Чтобы снизить свои потери в случае, если цена пойдет в противоположную сторону, он может поставить стоп-лосс на уровне в 19 500 тысяч долларов, а чтобы зафиксировать прибыль — тейк-профит на уровне в 21 000 долларов.

Схемы манипулирования рынком

Вот одна из схем, по которой маркетмейкеры двигают цену:

  1. Маркетмейкер анализирует «биржевой стакан» и определяет уровень, на котором скопилось много стоп-лоссов.
  2. Он оценивает объемы отложенных ордеров (всех заявок трейдеров на покупку/продажу активов по достижении ими определенной цены).
  3. Если навес из стоп-лоссов большой, а объем встречных заявок незначительный, то маркетмейкер определяет уровень, с которого ему нужно толкнуть цену для ее захода в район кластера (большого скопления) стоп-лоссов.
  4. На целевом уровне он размещает большую заявку, направление которой совпадает с направлением движения цены (если цена идет вниз, то заявка будет на продажу, если вверх, то на покупку). Когда цена доходит до этого уровня, заявка срабатывает и толкает цену в область скопления стоп-лоссов.
  5. Каскадное срабатывание стоп-лоссов обеспечивает резкое движение цены, маркетмейкер закрывает сделку с огромной прибылью, криптотрейдеры подсчитывают убытки.

Сложно и непонятно? Тогда приведем пример.

Представьте себе, что вы маркетмейкер и знаете во всех деталях текущий стакан биткоина на крупной бирже. Допустим, цена понемногу ползет вверх, и вы видите много стоп-лоссов в районе 20 000 долларов. При этом покупателей по этой цене немного.

В этом случае вы можете на уровне в 19 800-19 900 долларов войти в рынок большим объемом на покупку. Вы выкупите все встречные ордера (их объем вы знаете), и цена проскользнет к уровню в 20 000 долларов. У трейдеров срабатывают стоп-лоссы, биткоин скачкообразно дорожает — скажем, до 20 300 долларов, и вы закрываете сделку, получив по несколько сотен долларов прибыли на каждой монете.

По идее, от создания разброса волатильности и должен защищать маркетмейкер, но вы же не можете бороться сами с собой, правда?

Следы схемы с пробоем стоп-лоссов на примере фьючерсов на золото: крупный игрок толкнул цену вниз, собрал отложенные заявки на стоп-лоссы и цена продолжила расти по тренду.

И таких схем для манипуляции рынком много. Это не только пробой кластеров со стоп-лоссами, но и создание ложных сигналов на графиках, отработка новостей, внедрение своей новостной повестки.

Такие методы используют даже официальные маркетмейкеры на зарегулированном фондовом рынке — если не сильно жадничать и правильно все рассчитать, то злоупотребление положением поставщика ликвидности практически невозможно доказать. Известно только несколько случаев, когда маркетмейкеров ловили за руку, и все они опирались либо на показания свидетелей, либо на данные прослушки.

Поэтому о криптовалютных «китах» не стоит и говорить — они действительно охотятся за кластерами со стопами трейдеров. Но есть несколько тонкостей:

1. Маркетмейкеров интересуют только большие скопления стоп-лоссов. Если одномоментное закрытие ордеров не обеспечит хорошее движение цены, то этим просто нет смысла заниматься. А такие кластеры возникают далеко не каждый день и даже не каждую неделю.

2. Рынок должен реально идти против трейдера, если речь о популярной криптовалюте. У редких маркетмейкеров хватит ликвидности, чтобы хотя бы ненадолго развернуть тренд.

3. Крупные криптобиржи стараются ограничивать такую активность, чтобы сохранить лояльность клиентов. В этом случае отсутствие регуляции играет на пользу — биржа может отказать в обслуживании любому клиенту, в том числе и «киту».

Так что на практике масштабы манипуляции рынком невелики. Подавляющее большинство криптотрейдеров со сработавшими стоп-лоссами и ликвидированной позицией — жертвы собственных неправильных расчетов и попыток игры против рынка.

Ликвидация или ликвидированная позиция — ситуация, когда сделка трейдера закрывается по маржин-коллу. Это происходит, когда на счету заканчиваются деньги на поддержание позиции, и ее принудительно закрывает брокер.

Главные маркетмейкеры в крипте

Официальные маркетмейкеры, у которых есть договор с какой-то биржей, на крипторынке появились совсем недавно. Например, это трейдер Cumberland, который сотрудничает с Binance. Кроме того, есть Jump Crypto — подразделение торгового гиганта Jump Trading, который специализируется на алгоритмических и высокочастотных стратегиях. Но компания Jump Crypto больше ориентирована на выкуп долей в криптовалютных проектах, поэтому ее нельзя назвать классическим маркетмейкером.

Также специфика криптовалютного рынка превращает в маркетмейкера любого крупного игрока. Прежде всего, это создатели криптовалют, которые владеют огромным количеством монет. Например, разработчик биткоина Сатоши Накомото, по некоторым оценкам, может владеть более чем одним миллионом BTC. Это больше 5% от всех монет, которые могут в принципе существовать в мире. Состояние Сатоши Накомото позволит (или позволяет) ему манипулировать ценой биткоина в очень широких пределах, если он того захочет.

Годовой объем транзакций в сети биткоина. Данные за 2022 год — на текущий момент.

Наконец, есть крупные инвестиционные фонды, которые интересуются криптовалютой для диверсификации своих активов. Их финансовые возможности настолько велики, что даже долей процента от капитала хватит, чтобы сильно сдвинуть рынок. В частности, интерес к криптовалютам уже проявлял BlackRock — крупнейший в мире инвестиционный фонд, который управляет активами на 10 триллионов долларов. Для понимания: объем торгов биткоином за весь 2021 год — 13,1 триллион долларов.

Маркетмейкер для трейдера: друг, враг, функция?

Хотя в последних разделах мы писали о такой малоприятной вещи, как манипулирование рынком, в целом маркетмейкер приносит намного больше пользы, чем вреда. Он действительно создает рынок:

  • обеспечивает ликвидность и объемы;
  • удерживает относительно стабильный спред и сглаживает колебания цены;
  • помогает крупным игрокам совершать сделки вне биржи, чтобы они не влияли на курс.

Поэтому маркетмейкера не стоит рассматривать в качестве врага. Даже если вам уже не раз выбивало стопы. Даже если это было очень больно из-за торговли с плечом. Даже если это Alameda от FTX.

Но маркетмейкер и не друг трейдеру. Скорее, его можно назвать коллегой или старшим партнером.

🤔 Что вы думаете о маркетмейкерах?

Данный материал не является инвестиционной рекомендацией. Финансовые и иные операции, упомянутые в статье, не являются руководством к действию. Itez не несет ответственность за возможные риски. Пользователю следует самостоятельно провести анализ, на основе которого можно будет делать выводы и принимать решения о проведении любых операций с криптовалютой и/или токенами.

0
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
itez
Автор

Спасибо, мы старались!

Если он объявится, точно будет что-то интересное))

Ответить
Развернуть ветку
kosmo xaosit

Полезная информация

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда