Кто может стать вашим бизнес-аналитиком?
В прошлой статье мы разобрали, когда компании нужен бизнес-аналитик. Если кратко: когда процессы становятся слишком сложными, эффективность падает, а хаос мешает масштабированию. Кто же может стать бизнес-аналитиком? Кто этот супергерой?
1. Действующие сотрудники компании
Задачи по описанию процессов часто поручают руководителям отделов или опытным сотрудникам. В этом есть свои плюсы:
- Сотрудник погружен в бизнес и знает нюансы работы.
- Не нужно тратить время на его адаптацию в команде.
Но есть очевидные минусы:
- Операционные задачи у внутреннего сотрудника всегда будут в приоритете (и это нормально), поэтому описание процессов часто откладывается или становится разовой инициативой.
- Сотрудник видит процессы только со своей позиции. Например, специалист из коммерческого отдела может описать логистические процессы субъективно, через призму своего опыта.
2. Новый сотрудник в штате
Принятие аналитика в штат — хорошее решение, если правильно подойти к подбору, верно поставить задачу по поиску агентству/компании и определить приоритеты в его работе.
3. Аутсорсинг или наставничество
Привлечение внешнего специалиста — это гибкий и эффективный вариант, который подходит для разовых задач и для долгосрочного сотрудничества.
Почему аутсорсинг – удобное решение:
- Экономия времени и бюджета. Четко сформулированная услуга - это понятные сроки, стоимость и результат.
- Объективный взгляд. Сторонний специалист не вовлечен во внутренние процессы компании, что позволяет ему видеть проблемы и возможности более широко, опираться на больший опыт.
- Гибкость. Вы можете привлечь эксперта только для конкретного проекта. Например, для описания процессов или оптимизации workflow.
Формат наставничества:
Если бюджет позволяет, можно выбрать формат, при котором внешний аналитик не только выполняет задачи, но и обучает вашу команду. Это полезно, если вы планируете в будущем развивать внутреннюю экспертизу в бизнес-анализе.
Как это работает:
- Аналитик проводит воркшопы и индивидуальные сессии, обучает сотрудников и передает опыт.
- Он помогает команде разработать стандарты работы и инструменты для самостоятельного применения.
Когда это нужно:
- Если вы хотите подготовить сотрудников к переходу на новую роль (например, из операционного отдела в аналитический).
- Если вам нужно быстро решить задачу, но с долгосрочной перспективой.
Как правильно внедрить аналитика в команду?
Бизнес-аналитик должен работать в тесной связке с генеральным, операционным и директором по стратегическому развитию. Частая ошибка - отдавать бизнес-аналитика в конкретную функцию, например, ИТ или HR.
Задача аналитика — видеть картину целиком и предлагать решения, которые повысят эффективность бизнеса в целом или его части в интересах собственника или руководителя. Также важно сразу обозначить его роль и зоны ответственности, чтобы команда не воспринимала его как «универсального решателя проблем».
Хаос в процессах тормозит рост вашего бизнеса? Не уверены, как внедрить аналитика или какой формат выбрать? Мы проведем консультацию и предложим оптимальное решение именно для вашей компании.