Как продакту попасть в компанию мечты, если не зовут на собеседования
Хотите работать продактом в «Яндексе», «Авито», Ozon и других ведущих ИТ-компаниях, но не берут? Как попасть в компанию мечты?
Я часто рекомендую подписчиков своего канала в подобные компании. В 90% случаев приходит отказ. Наиболее распространённые причины: отсутствие опыта работы в компаниях с развитой продуктовой культурой, нехватка экспертизы или навыков работы с АВ-тестами. Как получить релевантный опыт, если ведущие компании не берут, а в вашей компании продуктовая культура слабо развита?
Решение есть — стажировка. Например, недавно стартовал набор заявок на Avito Product Bootсamp, и в сентябре 2024 года у вас есть прекрасная возможность на неё попасть. Как это сделать, какие есть плюсы и минусы, мы обсудим в статье вместе с продактом, который попал в Авито через стажировку.
Коротко об авторе
Работал ведущим продактом в Авито и Яндекс Маркете. Основатель сервиса Kids-week.ru и автор канала Product Net, где можно узнать о лучших продуктовых практиках ведущих IT-компаний, получить карьерную консультацию и помощь в трудоустройстве.
Структура статьи
Кому подходит стажировка
Стажировка подойдёт вам, если:
- У вас нет опыта работы в продукте, но вы хотите освоить профессию продакта.
- Вы работаете в другой роли: маркетолог, проджект, аналитик, менеджер по продажам, но хотите перейти в продукт.
- Работаете продактом в стартапе или небольшой компании, но хотите перейти в высшую лигу и освоить лучшие продуктовые практики.
Кстати, лучшие не только в России, но и в мире. Бывшие коллеги из Яндекса, которые устроились в зарубежные компании, делились со мной, что Авито и Яндекс хорошо знают за границей, и очень ценят продактов из этих компаний.
Как устроена стажировка и что от неё ждать
Сроки регистрации: 2–22 сентября 2024 года
Продолжительность стажировки: 9 месяцев. Через девять месяцев стажировки в Авито на рынке рождается новый продакт ;)
Успешный итог стажировки: получаете работу на позиции middle-продакта в Авито
Стажировка — это боевые учения. Вы будете решать реальные задачи, опираясь на помощь сильной команды и опытного наставника. Параллельно будете проходить обучение по ключевым для продакта компетенциям:
- Метрики.
- А/В-тесты.
- Исследования.
- SQL.
А ещё у вас будет чёткий трек обучения и индивидуальный план развития.
7 плюсов стажировки и чем она лучше курсов для продактов
- Знания — вы получите доступ к внутренним учебным материалам Авито, которые составили ведущие эксперты компании на основе своего реального опыта. Когда работал в Авито, сам проходил такие курсы, чтобы подтянуть экспертизу, и скажу вам — они сильно выигрывают по сравнению с платными курсами для продактов, которые я проходил. Из этических соображений не буду их называть ;)
- Опыт — вы будете работать над реальными продуктовыми задачами и получите отличную возможность сразу применить полученные знания в бою. Это ещё одно выгодное отличие от платных курсов для продактов, потому что ни один кейс, даже из практики, не сравнится с решением реальной задачи.
- Вознаграждение — будете получать не только ценные знания и опыт, но и достойное вознаграждение. Зарплата зависит от уровня ваших скилов, но в любом случае находится в рамках рыночных предложений для продактов.
В отличие от курсов, за полученные знания и опыт платите не вы, а вам. Ну просто праздник какой-то, не правда ли? ;) - Комьюнити и нетворкинг — у вас будет возможность познакомиться и подружиться с лучшими экспертами рынка и настоящими профи своего дела. Жизнь длинная — Земля круглая. Может, в будущем и стартап вместе запустите.
Кстати, недавно я запустил свой проект вместе с бывшим коллегой из Яндекса. Это сервис поиска развлечений для детей Kids-week. - Возможность стажироваться удалённо из любого города мира. Или приходить в один из классных офисов Авито в Москве, Питере, Казани, Самаре и Ереване.
- Работа в компании мечты — успешные финалисты получают работу на позиции middle-продакта в Авито.
80% участников прошлогоднего буткемпа получили работу. - Карьерный трамплин — даже если по итогу стажировки вы не получите работу в Авито, ваши знания и опыт у вас уже не отнимут, и после обучения сможете найти работу продакта в другой компании.
Минусы стажировки
- 18+ — чтобы попасть на стажировку, нужно немного подрасти ;)
- Это full time, baby — вы точно не сможете совмещать стажировку с чем-то ещё, поскольку будете выполнять реальные задачи продакта и проходить обучение. Одно без другого невозможно. Только те, кто успешно прошёл обучение и показал отличные результаты в работе, получают место в штате.
- Shit happens — это редкий кейс, но бывает, что успешный кандидат не получает места в штате, потому что банально нет ставки. Но даже в этом случае вы попадаете в кадровый резерв и можете получить рекомендации, чтобы устроиться в другую компанию. А рекомендация из Авито дорогого стоит.
Как попасть на стажировку
Зарегистрироваться на платформе «Карьерного цеха» — это партнёр Авито. Лучше сделать это как можно скорее, чтобы выиграть больше времени на решение кейса.
Решить кейс. 16 сентября его получат все участники, а если зарегистрируетесь после этой даты — кейс откроется сразу же. Но время на решение кейса ограничено, так что лучше не затягивать с регистрацией.
Оценить решения других участников — вы не только решаете кейс сами, но и оцениваете кейсы 10 других участников.
Вас будут отбирать не только по тому, как вы решили свой кейс, но и по вашим оценкам кейсов других участников. Поэтому нужно оценивать честно: не завышая и не занижая оценки других.
А ещё оценки будет проверять ML-модель Авито, и поверьте, она работает как надо ;)
Попасть в 150 лучших кандидатов — они перейдут на следующий этап, где их будут отбирать опытные продакты Авито.
Пройти собеседование — из 150 участников нанимающие менеджеры отберут лучших и пригласят на собеседование сначала с рекрутером, а потом с руководителем и командой.
Получить оффер и договориться о дате начала стажировки — дата выхода обсуждается с каждым кандидатом индивидуально.
Как успешно пройти стажировку и получить работу в штате: опыт продакта Авито
Чем занимался во время буткемпа. На программу я попал через решение кейса на платформе «Карьерный Цех».
В Авито работал в команде CRM — это внутреннее решение, которое используется для коммуникации со всей многомиллионной аудиторией Авито. С его помощью делают все рассылки и уведомления.
Я отвечал за growth-направление: занимался разработкой и запуском маркетинговых механик, которые помогали растить основную метрику кампании — целевые контакты (сделки).
Проще говоря, делал так, чтобы рассылки Авито приносили инкрементальный эффект: помогали генерировать новые сделки и эфективнее монетизировали другие продукты.
Помимо этого, работал с продуктом SBC (seller to buyer communication) — это платная услуга для продавцов. Она позволяет делать рассылки по покупателям, которые заинтересовались их товарами. В этом продукте мы также запускали новые механики, повышали охваты и эффективность рассылок для покупателей.
Чему научился во время стажировки:
- Работать со стейкхолдерами: нашими заказчиками были сотрудники из всех направлений Авито, так как отправлять коммуникации пользователям нужно практически всем командам.
- Выстраивать эффективную коммуникацию. Авито — очень большая компания с занятыми людьми. Чтобы быть услышанным и понятым, критически важно уметь лаконично и внятно доносить свои мысли.
- Структурировать информацию: в добавление к предыдущему пункту. Без последовательности и структурности мышления тут просто не выжить :)
- Презентовать результаты: работа продакта в Авито требует постоянно быть на виду, уметь держать в контексте как команду, так и внешних заказчиков.
- Декомпозировать, выбирать, сравнивать метрики, выделять наиболее важные и понимать, как с ними работать.
- Работать с А/B-тестами — во время буткемпа было действительно глубокое погружение. Я бы сказал, что с А/B вы будете «дружить» на уровне junior-аналитика.
- Проводить исследования: освоил большинство популярных форматов исследований, а также «потрогал» множество инструментов для проведения качественных и количественных исследований.
- Работать с данными: прокачал навык работы с SQL. Умение самостоятельно доставать «сырые» данные и работать с ними — очень ценный навык для большинства продактов.
Мой путь в компании после буткемпа
После завершения программы в моей команде, к сожалению, не успели согласовать ставку, и я перешёл в команду Товаров, где и работаю сейчас. Я занимаюсь развитием направления «Строительство и ремонт» — одной из самых больших категорий в Товарах.
Мы занимаемся углублением категорий и добавлением фильтров: это помогает покупателям и продавцам быстрее находить друг друга. Внедряем market-normal фичи — они позволяют нашей категории конкурировать с профильными магазинами.
Например, совместно с командой рекомендаций мы готовим ML-модель для сопутствующих товаров. Планируем, что она сможет подсказывать пользователям подходящие объявления, которые дополнят их поиски и покупки.
7 лайфхаков, чтобы успешно пройти отбор:
- Посмотрите разбор хороших работ предыдущих конкурсов, они есть на YouTube. Это поможет понять, как лучше структурировать и подавать информацию.
- Ознакомьтесь с базовыми навыками подачи информации в текстовом формате: в работе будет важна структурность, лаконичность и консистентность.
- Не сдавайте работу в последний момент: если есть возможность — закончите основу заранее, чтобы у вас было 2-3 дня на перечитывание, корректировку. Уверяю, вы найдёте много вещей для правок.
- Посмотрите релевантные примеры собеседований, чтобы лучше понять формат. Ещё советую попробовать отвечать на вопросы интервьюера самостоятельно до того, как услышите реплику кандидата на видео.
- Потренируйтесь проходить интервью: это можно сделать с ментором или найти единомышленников в профильном чате. Даже если вы не найдёте эксперта, послушать фидбек со стороны — всё ещё очень ценно. Я собирал ребят в чате Карьерного Цеха, и мы собеседовали друг друга — было суперполезно.
На собеседовании вам предстоит рассказать о себе и решить продуктовый кейс. Чтобы хорошо подготовиться к собеседованию, рекомендую прочитать статьи:
- «13 вопросов для собеседования, на которые должен знать ответы каждый продакт»
Или вы можете обратиться ко автору за карьерной консультацией в канале ProductNet. А ещё я планирую опубликовать серию статей с советами по прохождению кейсов. Так что подписывайтесь, чтобы не пропустить ;)
Напутствие
Ну и напоследок, решение стать продактом — это одно из лучших решений в моей жизни! Работая продактом в ведущих компаниях, я получил не только бесценные знания и опыт, но и:
- Научился лучше управлять своей жизнью и финансами — в этом мне помогли навыки декомпозиции, приоритизации и построения traction-моделей.
- Прокачал свой нетворкинг и получил возможность помогать людям трудоустраиваться в IT.
- Получил навыки запуска IT-продуктов с нуля и запустил свой сервис для поиска детских событий Kids-week.ru вместе с бывшим коллегой из Яндекса.
Так что мой опыт — яркий пример того, что работа продактом открывает новые возможности не только в карьере, но и в жизни!
Поэтому не упускайте эту возможность! От всей души желаю вам успехов на этом непростом, но крайне интересном пути!
Удачи!