Готовы ли вы к открытию франшизы?
Перед запуском масштабирования бизнеса по франшизе убедитесь, что учтены все юридические аспекты.
Российский франшизный рынок за последние шесть лет вырос практически вдвое. По данным Роспатента в 2024 году российские предприниматели заключили более 8200 сделок франчайзинга, на 18,2% больше, чем в 2023. В этой статье мы рассмотрим ключевые юридические моменты, на которые стоит обратить внимание для безопасного масштабирования бизнеса по модели франчайзинга.
1. Регистрация товарного знака
Зарегистрирован ли ваш товарный знак? Это критически важно, так как товарный знак является одним из основных активов вашей франшизы. Основная идея франчайзинга заключается в передаче права ведения бизнеса под вашим брендом.
Нередки случаи, когда конкурент намеренно регистрирует ваш логотип как товарный знак и подает на вас в суд за его незаконное использование. Борьба за справедливость в этом случае потребует значительных ресурсов, поскольку вам придется оспаривать действия своего конкурента в отдельной процедуре.
Кроме того, бывают случаи, когда регистрация товарного знака может быть отклонена, если логотип не соответствует требованиям Роспатента. Это может привести к необходимости ребрендинга и новым затратам. Обязательно проверьте соответствие вашего логотипа требованиям для регистрации товарного знака на сайте Роспатента.
2. Защита конфиденциальной информации
Убедитесь, что в компании утверждены положения о конфиденциальности и коммерческой тайне.
Ваш план действий должен включать:
- Определение сведений, которые необходимо сохранить в секрете (например, основная информация о бизнес-модели, клиентская база, условия сделок).
- Установление порядка обращения с конфиденциальной информацией и контроля за соблюдением норм.
- Включение положений о конфиденциальности в трудовые контракты и соглашения с партнерами.
Франчайзеру, как и любому другому собственнику бизнеса, нужно быть осторожным: конфиденциальные данные могут «уйти» из компании вместе с недобросовестными сотрудниками или партнерами.
3. Исключительные права на интеллектуальную собственность
Убедитесь, что вы владеете исключительными правами на все объекты интеллектуальной собственности — от дизайна логотипа до программного обеспечения. Со всеми подрядчиками должны быть заключены соглашения, которые подтверждают передачу прав франчайзеру.
Пример формулировки о переходе интеллектуальной собственности к компании:
Стороны договорились, что все исключительные права на любые результаты интеллектуальной деятельности, созданные Исполнителем в результате выполнения заказа по Договору, а также по дополнительным соглашениям к нему, в полном объеме переходят к Заказчику с момента подписания Сторонами Акта приема-передачи. При этом Стороны договорились, что Исполнитель не вправе использовать полученную в ходе выполнения настоящего Договора Интеллектуальную собственность для собственных нужд.
4. Подготовка договора франчайзинга
Договор франчайзинга, также известный как договор коммерческой концессии, регулирует отношения между франчайзером и франчайзи. Условия сотрудничества и взаимные обязательства сторон должны быть четко в нем прописаны.
Даже если товарный знак еще не зарегистрирован, у вас есть возможность продавать франшизу, заключив лицензионный договор.
Обратитесь к специалистам для подготовки договора, так как шаблоны из интернета могут не защитить вас от недобросовестных франчайзи. Кто-то может перестать платить роялти, а кто-то откроет бизнес под другой вывеской, используя ваши ноу-хау, стандарты и схожий дизайн.
5. Организация процесса подписания документов
Все официальные документы, договоры и акты следует передавать через надежные каналы, такие как электронная почта или CRM-система. Не рекомендуется использовать мессенджеры, в которых можно удалять сообщения, например, Telegram, так как в будущем вам может понадобиться история переписки для разрешения споров.
Если договоренности с франчайзи не были официально зафиксированы, при возникновении разногласий вам будет сложно доказать свою правоту.
Как спланировать безопасность франшизы?
При планировании открытия франшизы нужно учесть, что ряд действий потребуют времени:
- Регистрация товарного знака занимает от 6 до 8 месяцев, максимальный срок — 18 месяцев.
- Подготовка положения о конфиденциальности может занять до 10 рабочих дней.
- Подготовка договора франчайзинга также требует около 10 дней.
Вам потребуется также дополнительное время на оформление системы работы с исключительными правами в компании и перестройку коммуникаций с франчайзи, чтобы договоренности фиксировались в официальном канале. Срок здесь индивидуален для каждой компании.
Юридическая поддержка значительно сэкономит ваше время и усилия, а также поможет избежать проблем в будущем. Готовность вашего бизнеса к масштабированию — это не только финансовые показатели, но и ряд тщательно спланированных действий, обеспечивающих безопасное развитие.
Больше о защите франшизных сетей мы пишем в телеграм-канале «Совет про франшизы», где просто и с картинками рассказываем о юридическом сопровождении франчайзинга.