Школьный утренник или история о том, как из - за рок-н- ролла меня выгнали со школы

Ещё одна, непридуманная история, апрель 1964год.

-Лёва, тебя завуч школы вызывает! Запыхавшись, нашла меня, толстушка, староста класса.

Школьный утренник или история о том, как из - за рок-н- ролла меня выгнали со школы

-Поправь галстук, опять не глаженный, она встала напротив меня, расправляя мой красный галстук из неопределённого материала, который всегда выглядел мятым и не сводила с меня глаз.

Мне было 13 лет, учился в 7-ом классе, но ростом был высоким и выглядел на все пятнадцать.

-Хочешь, Лёва, я тебе свой атласный галстук, подарю! Сказала толстушка, тая у меня на глазах.

-Нет, спасибо, ответил я, назойливой старосте.

- Нас, всё равно, скоро в комсомол примут!

-Я, вчера возле вашего окна проходила, и слышала, как ты играл на гитаре.

-Поёшь красиво, что это за песни?

-Блюз это, негритянские песни, и музыка у них красивая только ты никому не болтай, про меня, сказал я толстушке.

Жили мы в рабочем поселке. Наши окна выходили на асфальтовую дорогу, и высота их была над уровнем дороги, всего не более метра, и на окнах тогда были ставни покрытые голубой краской.

Никто и никогда не сказал лучше чем, русский поэт Сергей Есенин, о нашем доме.

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,

—Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

-Я, надеюсь, меня не по этому поводу вызывают? Переспросил я толстушку, чувствуя, что она, что-то знает, но не договаривает!

-К нашей заведующей учебной частью (завуч), идти в кабинет, было страшнее чем в район почты, которую, называли ”Тайвань”, где собирались взрослые пацаны, и курили анашу.

-Заходи, сказала завуч, сядь, я сейчас освобожусь, и мы поговорим.

Завуч, была высокой красивой женщиной, я ученик седьмого класса средней школы, уже разбирался в женской красоте.

У девчонок появились округлости, и несмотря на тёмно-коричневое, невзрачное школьное платье с белым фартуком, уже были заметны округлости, очертания девичей фигуры, ноги, всё вдруг стало объектом пристального “нашего” внимания.

Писклявые девчонки, вчерашние “скалки”, и “стиральные доски”, вдруг стали “аппетитными”.

Но, завуча было особенно приятно разглядывать, она не скрывала свой большой бюст, одевала узкие юбки, иногда прозрачную, кофточку ”гипюр”, как называли её кофточку девчонки, но разглядывать её без опаски, лучше было только со стороны, и не в её кабинете. Она была очень суровой женщиной, и бестактной.

Завуч могла “влететь” в школьный туалет, и застать курильщиков врасплох, которых она безжалостно вылавливала и наказывала, заглядывая во все углы школьного туалета, но также и заставала врасплох тех, кто справлял малую и большую нужду!

Туалет был азиатского типа, без дверей и перегородок, кабинок не было.

Мы уже были взрослые, и кто-то из старшеклассников, за её “выходки”, нагрубил ей однажды, за что и вызывали его родителей к директору школы на "ковёр".

Кабинка с дверцей в туалете была одна, для мужчин преподавателей, и у них был свой ключ.

- Скоро мы всей страной будем отмечать день рождения нашего любимого вождя, Владимира Ильича Ленина, оторвавшись от бумаг заговорила завуч.

-Мы организовываем в школе 22 апреля школьный утренник, где в честь дня рождения нашего любимого вождя Владимира Ильича Ленина, нам надо придумать, как лучше и достойней отметить это событие!

-Мне уже доложили, что ты неплохо поёшь и играешь на гитаре.

-Говорят, что в вашем дворе, и музыка звучит вечерами, на аккордеоне мальчик играет, но мне сказали, что он не в нашей школе учится, продолжала говорить со мной ангельским голосом завуч, что на неё, это было не похоже.

-Совет пионерской дружины и педсовет постановили, чтобы ты Лёва, принял участие в утреннике.

-К нам на утренник придёт представитель гороно (Городской Отдел Народного Образования), и мы кроме стихов, хотим показать музыкальный номер.

-Я, один буду? Спросил я заискивающе и со страхом!

-Я, стесняюсь на сцену выходить, у меня голова кружится, когда на меня десятки глаз смотрят.

-Вы же помните, как я “провалился” в прошлом году, когда вышел на сцену, тоже утренник был, и я, увидев столько народу, забыл стихотворение, которое вы сами проверяли у меня!

- Я не могу Марья Ивановна, опять на до мной вся школа смеяться будет!

-Хватит! Сегодня, после уроков останешься, и мы в учительской комнате проведём первую репетицию.

-Я, мальчика в нашей школе нашла, он на аккордеоне и на пианино играет!

Вдруг у меня щёлкнула в голове идея.

-У нас, на утреннике будет пианино? Спросил я так громко, что завуч поморщилась от моего громкого голоса.

-Да, пока в учительской порепетируете, там пианино стоит, а потом мы на сцену его перетащим.

В школе есть духовой оркестр, возьми сам, послушай мальчиков, если кто подойдёт скажешь мне.

-Так что, назначаю тебя ответственным музыкального кружка, пожав мне руку сказала завуч.

-Марья Ивановна, а можно я на английском спою, одну песню!

-Марья Ивановна, вскинула свой взор на меня! Я не отставал со своей идеей!

Это очень хорошая песня, негритянская, и композитор тоже негр, он слепой!

-Он от тяжёлой жизни, в детстве потерял зрение, и песни у него о тяжёлой жизни негров в Америке.

- Как его фамилия? Спросила она так, невзначай.

-Рей Чарльз! Радостно выдохнул я от восторга произнося это имя,

(и продолжал хитро улыбаясь рассказывать ей о великом музыканте, композиторе и исполнителе и его тяжёлой жизни).

-Лёва, нам что- то повеселее надо, сказала Мария Ивановна, всё-таки день рождения Ильича.

-Она весёлая, замахал я руками, вам понравится, можно я её буду петь, и тогда, я на всё согласен!

-Хорошо, но вначале выучишь советские песни, и эту обязательно. ”Взвейтесь кострами, синие ночи, мы пионеры, дети рабочих”.

-Марья Ивановна, мы же её пели в третьем классе, я уже большой опять все смеяться будут пусть её октябрята поют, их на день рождения Ленина в пионеры будут принимать.

-Так, Лева, если исполнишь эту пионерскую песню, тогда и негритянскую разрешаю.

-Я потом её послушаю. Времени у меня мало, у тебя всего неделя. Приступай!

-После уроков в учительской никого не будет, придут ребята, вот тебе ключ, доверяю, протягивая ключ, сказала Марья Ивановна.

-Когда закончите репетицию, оставишь ключ уборщице, уходя на последний урок, сказала мне Марья Ивановна.

-Светка, обратился я к толстушке-старосте нашего класса, ну кто тебя за язык тянул?

-Мне теперь отдуваться, за твою болтовню. Вот что, ты тоже будешь в моём оркестре играть на бубне!

-Да на школьном бубне, он тоже неплохой инструмент. Не будешь, Марье Ивановне скажу!

-Я ни за что бы, не согласился, даже если бы в школу родителей вызвали, думал я досиживая последний урок истории, но пианино, это было для меня всё.

Как только я слышал на перемене звуки пианино, раздающиеся из учительской, я замирал как вкопанный, очарованный этими волшебными звуками.

Вокруг меня продолжали бегать сверстники, шум, визг, а я кроме пианино ничего уже не слышал.

По телевизору, часто передавали классическую музыку, играл симфонический оркестр, пианист на фортепьяно, исполнял сольную партию.

И этот фильм, где в который раз показывают по телевизору, задумчивый Владимир Ильич слушает “Аппассионата” Бетховена.

Но меня классическая музыка, исполняемая на пианино, не волновала.

А волновал блюз и рок- н– ролл, исполняемый на пианино, который я обожал,

слушая музыкальные передачи "Голос Америки" и "Би-Би-Си ночами по приёмнику "Телефункен" забывая всё на свете от кайфа.

И вдруг, однажды я услышал по приёмнику, в пятницу ночью, музыку, которую играл на пианино слепой музыкант, чернокожий Рэй Чарльз, как объявил его по радио, мой кумир, радиоведущий Би-Би-Си, Кэш Антоний., с его любимой прибауткой.

-Сегодня с вами, Кеш Антоний,

-Любитель джаза и симфоний,

-Мы будем петь вам, что есть мочи,

-До московской полуночи.

-А, сейчас я вам включу пластинку, с песней уважаемые ночные слушатели, с заговорщическим тоном произнёс Кеш Антоний, от которой, все американские школьники, сходят с ума!

-У вас, сейчас полночь, пожалейте своих близких, не включайте на полную громкость, ибо сам я не могу удержаться....пропел Кеш Антоний и включил музыку...

Вот что я хотел спеть на советском утреннике в честь дня рождения В.И. Ленина

Ray Charles - What'd I Say

Вот, тогда впервые, в тринадцатилетнем возрасте услышав эту музыку, я и включил радиоприёмник на полную громкость в два часа ночи, и разбудил всю семью, соседей, и через дорогу напротив, соседи включили в доме свет, проснувшись от шума, не понимая, что происходит в нашем доме.

Я, заворожённый этой музыкой Рея Чарльза, танцевал и подпевал ему.

Возле учительской, после уроков, собрались ученики - музыканты. И Светка толстуха.

Открыв дверь учительской, и на правах начальника, я стал знакомиться со своими музыкантами.

Это ты пианист, спросил я очкарика, который был на два года младше меня, и учился в пятом классе.

-А ты "руководитель", нотную грамоту знаешь? Спросил меня очкарик.

-Я, петь буду, а играть будешь ты, и поможешь, чтобы складно было, как начальник подчинённому ответил я.

-Сейчас придут трубач, тромбонист и ударник, я их из духового оркестра вызвал, будем вместе их слушать.

-Согласен? Спросил я очкарика.

Очкарик, услышав, что его фактически музыкальным руководителем назначают, а я всего лишь администратор, был очень доволен, и взялся за дело профессионально.

-Будем разучивать песню “Не спеши”. Музыка Арно Бабаджаняна, стихи Евгения Евтушенко…, взял на себя руководство музыкальным репертуаром, очкарик.

Очкарика звали Миша, Мишка, мы все его так звали, но он просил звать его Михаил.

-У меня и ноты и текст песни есть, сказал Миша.

-Петь её будешь, хорошая новая песня, сказал обращаясь ко мне Михаил.

-Родителям нравится, значит и Марье Ивановне понравится.

-Ишь как раскомандовался -вскипел я!

-Я, что тебе Анна Герман?

Это же женская песня!

-Её уже и мужчины поют, отпарировал Мишка, сам, Муслим Магомаев!

-Сравнил! Я не Магомаев!

-Не беспокойся, на полтона ниже играть будем и вытянешь.-Я тоже слышал как ты в своём дворе на гитаре “дрынкал”, а пел неплохо, задобрил меня Михаил.

Через две репетиции у нас уже получалось неплохо, и даже Светку –толстуху пристроили с пионерским бубном звенеть в такт.

-Михаил, идём ко мне домой, я покажу тебе, новый магнитофон“ Астра 2”, который мне бабушка на день рождения купила.

-И там дома, я тебе “прокручу” одну песню негритянскую, мне Марья Ивановна разрешила её спеть.

-Миша, я хочу, чтобы ты послушал, и партитуры написал для всех.Мишка был музыкантом от Б-га, и мечтал быть дирижёром, на этом то, я и “поймал” его.

Он с лёгкостью профессионала, несмотря на свой возраст, расписал партитуры для трубы и тромбона, ударника и гитариста, которого мы тоже обнаружили в своей школе. Гитарист - Валерка, тоже ученик седьмого класса, был парень современный, знал нотную грамоту и даже сам изготовил электрогитару.

Электрогитара состояла из куска древесины, с двумя рогами, белая коробочка со звукоснимателем, и гриф был от обычной гитары, но гриф сточенный и на конце грифа, стояли необычным образом колки гитары, где натягиваются струны, они стояли в один ряд.

Советская самодельная электрогитара
Советская самодельная электрогитара
 Самодельная электрогитара
 Самодельная электрогитара

-Ты с ума сошёл, услышав “негритянскую песню”, сказал Мишка.

Это же, рок-н-ролл!

-Так! Воскликнул я,

-Кто, ответственный за номер на утреннике?

-Я, и всю ответственность беру на себя!

Я уже жалел, что зря отдал власть Мишке.

Из-за песни Рея Чарльза, которую я решил спеть на школьном утреннике, я и согласился петь занудную пионерскую песню, взвейтесь кострами синие ночи!

Я так хотел спеть песню Рея Чарльза, и так мечтал, чтобы все ученики в школе услышали эту музыку, что просто "заболел" ею, и не принимал, никаких возражений!

Мишка расписал партитуры "негритянской песни", и мы начали её разучивать.

В школе, репетировать эту песню нельзя, у Мишки, можно было только тогда, когда его мамы дома нет, мы негромко репетировали, я пел, а Мишка прекрасно "лабал" на пианино!

-Запомните и не подведите меня, просил я свой оркестр, когда я буду кричать,

- ыы,

-вы должны кричать как на магнитофонной записи,

-аа,

- Я буду кричать

-оу,

-вы повторяйте

-оу,о,

а затем,

-ы-а,

о-о,

и далее, весь оркестр встаёт, труба, тромбон, гитара играют во всю мощь, и ты Михаил, соло на пианино выдай так, чтобы все учителя с учениками в пляс пустились!

-Не подведите меня! Пригрозил я на всякий случай кулаком оркестру!

Наступило утро. Марья Ивановна, прослушала накануне на генеральной репетиции нашу песню “Не спеши”, и занудную, коллективную пионерскую песню.

Про негритянскую песню Марья Ивановна забыла, а я не напоминал, чтобы то, первое разрешение, которое она дала мне авансом, не прослушав песню, действовало, и имело силу.

Светке я сказал, что если она проболтается, то на Первое мая, я её на вечеринку не приглашу, где впервые решили собраться у меня дома одноклассники и потанцевать рок-н-ролл.

Так как только у меня был магнитофон в классе, самые современные мелодии и песни на катушечной магнитофонной ленте я собрал специально для этого вечера.

Мои родители обычно уходили на свою вечеринку, в компанию с друзьями отмечать Первое мая, и не запрещали нам молодым, собраться у меня в праздничный вечер и потанцевать.

Как и обещала завуч, на утреннике собрался весь цвет школы, наши учителя во главе с директором, и мужчина не старый лет сорока, представитель гороно.

Вся наша школьная элита, сидела на первом ряду, а за ними все ученики школы, как в хорошем кинозале, все места были заняты.

Ученики на сцене, читали стихи, посвящённые дню рождения вождя, октябрята с родителями ждали церемонию торжественного принятия в пионеры.

школьный утренник в советской школе
школьный утренник в советской школе

Мы наблюдали за кулисами, скучные лица учеников, которым все эти стихи изрядно надоели.

На сцену поднялась сама завуч, и обращаясь не к залу, а к представителю гороно, объявила, что ученики школы под её личным руководством приготовили музыкальные номера.

Мы в спешном порядке, установили барабан и тарелку для ударника, нотные стойки для нашего оркестра. Светку я поставил с собою рядом, чтобы подпевала и звенела в пионерский бубен.

Я с собой взял простую гитару, на непредвиденный случай, гитара стояла возле пианино.

Проверили микрофон, усилитель электрогитары, и занавес открылся.

Пионерскую песню взвейтесь кострами, слушал только первый ряд учителей, а ученики "на галёрке", не слушали и переговаривались между собой!

-Ну ничего, вы у меня сейчас хором все запоёте, ожидал я момента думая о негритянской песне.

Светка объявила следующую песню.

”Не спеши", музыка, Арно Бабаджаняна.

Песня хорошая, и исполняли музыканты её хорошо, а спел я её ужасно, ибо думал не о этой песне и её содержании, а о негритянской!

Этой песней и должен был закончиться утренник, по сценарию, но я не дал закрыть занавес сцены.

-А сейчас, по разрешению Марьи Ивановны, объявил я наш оркестр исполнит народную негритянскую песню.

-Марья Ивановна, хотела запретить, но представитель гороно заинтересовался, что это за народная негритянская песня?

Марья Ивановна махнула рукой и я, махнув рукой всем участникам, взяв свою гитару в руки начал исполнять песню!

Мишка выдал такое начальное соло, что я даже опешил от удовольствия.

Почти как Рей Чарльз, я тоже старался и петь как в оригинале!

Мечта свершилась!!!

Вся школа ахнула, родители октябрят от изумления открыли рты, ученики старших классов стали подпевать и хлопать в такт!

Через мгновение, все кричали и подпевали, а когда я дошёл до припева.

Ыыы, ааа,

-Я кричал,

-Оу,

вся школа повторяла

-Оу, о,

-ы-а, о-о, о-о,

и далее весь оркестр как я и просил стал на дыбы, труба, тромбон, гитара все играли во всю мощь, и Мишка в азарте бил по клавишам, как заправский рок-н-рольщик.

Светка непонятно чем трясла, то ли бубном то ли задом.

Вся школа ревела, и даже родители начали хлопать в такт. Хлопал и представитель гороно.

Нас не хотели отпускать со сцены, и только грозный окрик завуча, заставил учеников школы притихнуть.

Мой дворовой ансамбль. Я за “ионикой” стою (электрический многоголосный клавишный инструмент)
Мой дворовой ансамбль. Я за “ионикой” стою (электрический многоголосный клавишный инструмент)

Утренник закончился.

Директор школы, как только проводил представителя гороно, приказал найти меня и привести в кабинет.

Завуч, схватила меня за шиворот и потащила в кабинет директора, хотя я и не сопротивлялся.

Я сразу признался, что это только моя инициатива, и что я им также как и со сцены всем сказал, что завуч эту негритянскую песню разрешила.

- Поэтому, они играли, а вся ответственность на мне, сказал я гордо, счастливый тем, что теперь, вся школа знает песню Рея Чарльза.

-Ты исключён из школы! Сказал мне директор, и чтобы я тебя больше не видел и не слышал!

На улице меня встречала школа как героя! Все кричали, просили магнитофонную запись этой песни, девчонки крутились, заигрывая со мной, но такого печального исхода я не ожидал!

Первой, кому я рассказал, о исключении из школы это была моя бабушка.

Вначале реакция её была, страх и отчаяние за внука, а через пару минут, когда я включил магнитофон с этой песней бабушке, мы с ней вдвоём так смеялись аж до упаду, когда я рассказал ей, что я там на сцене вытворял!

Через три дня, моего папу вызвал в школу директор и сказал, что ему звонили из гороно, и приказали восстановить твоего сына.

-Только под давлением вышестоящей организации, мы восстанавливаем вашего сына в школе.

-Значит, представителю гороно понравилась твоя песня, сказал мне папа, но больше в школе, да ещё в день рождения Ленина, не пой негритянских песен!

Но я знал, что именно бабушка пошла в гороно, нашла там этого представителя и попросила помочь внуку.

Вечером, довольный тем, что завтра я снова пойду в школу, я вновь включил магнитофон с моей любимой песней, которую и сегодня включаю с большим удовольствием!

P.S.

«What’d I Say» стала первым синглом Чарльза, получившим золотой сертификат в США и относится к числу песен, оказавших наибольшее влияние на ритм-н-блюз и историю развития рок-н-ролла.

Она была помещена на десятое место в списке «500 величайших песен всех времён» журнала Rolling Stone, а Библиотека Конгресса внесла её в Национальный реестр аудиозаписей США в 2002 году. Композиция также упоминается как одна из «500 песен, которые потрясли рок-н-ролл».

55
Начать дискуссию