Стратегии выживания малых и средних бизнесов во время пандемии

Content Pixie on Unsplash
Content Pixie on Unsplash

Почему выживание малых и средних бизнесов так важно для государства и экономики?

Учитывая неблагоприятные последствия пандемии для экономики, правительственные меры по оказанию чрезвычайной помощи будут направлены на предотвращение банковского кризиса и кризиса безработицы. К числу многих секторов экономики, требующих немедленного внимания, относятся малые и средние бизнесы, которые составляют огромную часть экономики.

На данный момент правительства во всем мире используют различные политические меры для смягчения экономического удара. Такие страны, как Канада и Великобритания, предложили временные (ограниченные) субсидии на заработную плату. В то же время правительство США выпустило пакет мер экономического стимулирования, который обеспечит кредиты, оказывающие чрезвычайную помощь для малых и средних предприятий.

Однако бизнес не может рассчитывать только на внешнюю помощь и стимулирование. Именно поэтому сейчас многие предприниматели начали искать способы адаптации к этой новой экономической среде и быстро меняющемуся рынку.

Основная проблем среднего и малого бизнеса — недостаток резерва наличности

Резервы наличных средств являются ключевым показателем жизнеспособности и безопасности малого бизнеса. В то время как гигантские транснациональные компании, такие как Apple и Starbucks, могут платить передовым работникам во время этой пандемии, очень немногие местные или малые предприятия могут продолжать делать это без какого-либо денежного потока, поскольку они обычно работают на очень малой прибыли и не имеют сбережений в резерве.

В отчете, опубликованном JP Morgan Chase, результаты исследования показали, что большинство малых предприятий «имеют крайне низкий уровень денежных резервов и недостаточную подушку безопасности для продолжения работы, в особенности перед лицом настолько масштабного кризиса».

Cash is King: Flows, Balances, and Buffer Days by JPMorgan Chase & Co
Cash is King: Flows, Balances, and Buffer Days by JPMorgan Chase & Co

По данным опроса Goldman Sachs, более половины владельцев малого бизнеса в США заявляют, что их бизнес не сможет продолжать функционировать более трех месяцев из-за экономической напряженности, вызванной пандемией коронавируса. Наиболее пострадавшими и уязвимыми являются предприниматели, работающие в секторе туризма и гостинично-ресторанного бизнеса (HoReCa), а также в других сферах досуга, спорта и развлечений.

Womply
Womply
Womply
Womply
Womply
Womply

Стратегии, которые предприятия могут рассмотреть во время экономического спада и связанных с пандемией ограничений:

Положительным моментом здесь является то, что малый бизнес более гибок, он может быстро реагировать на изменения рынка и адаптироваться к новым реалиям, переосмысливая свою бизнес-модель и оптимизируя свои расходы. По определению, кризисы имеют весьма динамичную траекторию, что требует постоянной корректировки планов. Действительно, в быстро меняющемся мире такой гибкий подход должен применяться более широко, чем просто кризисное управление.

1. Фокус внимания на онлайн продажах и онлайн присутствии

COVID-19 стал призывом к действию для стран, которые в настоящее время отстают от тенденции к цифровизации, ускорить цифровую трансформацию своей экономики.

Для того, чтобы обеспечить развлечения в домашних условиях, многие организации из этого сектора создают онлайн-контент: театры, музеи, бары и даже зоопарки придумывают новые инновационные способы обеспечить себе комфорт в домах людей. Тренажерные залы также сталкиваются с необходимостью продолжать поддерживать своих клиентов, размещая бесплатные онлайн фитнес-занятия и предлагая тренировки в режиме реального времени.

Некоторые сдвиги, вероятно, сохранятся и после кризиса, а многие отрасли приспособятся к новым рыночным реалиям. Некоторые компании уже планируют эти изменения в посткризисном мире, особенно внимательно изучая технологии AR и VR. Примером таких усилий может служить российский интернет-ритейлер Lamoda, который запустил виртуальную примерку одежды с использованием AR-возможностей наших телефонов.

2. Сокращение всех возможных затрат для снижения оттока денежных средств

Универсального руководства для такого подхода не существует, поскольку затраты, которые можно сократить и при этом не оказывать негативного влияния на бизнес, сильно зависят от его типа и размера, а также от отрасли, в которой этот бизнес ведет деятельность.

И все же, похоже, есть одна главная статья затрат, которую огромное количество бизнесов начало пересматривать — аренда физических офисных помещений. Хотя этот “уход" из офиса был в значительной степени вызван правительственными приказами о принудительном закрытии, многие владельцы бизнеса признают, что этот опыт показал им, что удаленная работа – это не просто возможность, а во многих отношениях более эффективный и экономически выгодный подход.Оптимистическая точка зрения состоит в том, что эта негативная ситуация помогла нам научиться принимать и использовать в ускоренном режиме телеконференции, облачные сервисы и виртуальные глобальные рабочие пространства. Многие эксперты ожидают, что эта пандемия положит начало движению давно устоявшихся предприятий, отказывающихся от больших офисных площадей и находящих баланс между оффлайн и онлайн работой.

3. Перераспределение существующих ресурсов

Другой подход к более эффективному использованию ресурсов заключается в их перераспределении.

Вот некоторые примеры применения этой тактики к рабочей силе, начиная с более очевидных и переходя к более творческим и сложным концепциям.

  • Понижение в должности

Предприятиям, связанным с продуктами питания, было приказано работать только в режиме доставки, менеджеры и официанты были переведены на позиции доставки, что позволило кафе сохранить часть своего дохода, в то же время позволяя сотрудникам продолжать работать во время кризиса и получать заработную плату.

  • Многозадачность

Крупные московские сервисы такси также пытаются компенсировать огромное падение спроса на поездки, перепрофилируя своих таксистов на роль курьеров и предлагая клиентам новые услуги доставки.

  • Адаптация

Китайская косметическая компания Lin Qingxuan использовала более творческий подход: она перевела более чем 100 бьюти-консультантов из физических магазинов в интернет-магазины, где они стали инфлюенсерами – блогерами. Таким образом, они использовали цифровые инструменты, такие как WeChat, чтобы привлечь клиентов виртуально и стимулировать онлайн-продажи. В результате продажи достигли 200% — ного роста по сравнению с продажами предыдущего года в некоторых областях.

  • Обмен

Другие китайские предприятия использовали сложную схему, чтобы «одолжить» своих сотрудников Hema, новой розничной сети супермаркетов, принадлежащей Alibaba, которая остро нуждалась в рабочей силе для оказания услуг доставки из-за внезапного роста онлайн-покупок.

  • Разнообразие

Диверсификация ассортимента продукции там, где это возможно, является невероятно действенным способом грамотного «перераспределения» ресурсов.

В ситуации падения спроса некоторым предприятиям придется менять сферу своей деятельности, ассортимент и масштаб бизнеса. Например, многие ликероводочные заводы по всей Европе осознали, что у них есть доступ к одному из основных ингредиентов дезинфицирующего средства для рук – спирту, что позволяет им переключать свое производство с некоторой корректировкой процесса. Компании, которые работают с тканями, такие как, например, ”Les tissages de charlieau" во Франции, также решили воспользоваться ситуацией, сшив защитные маски, которые в настоящее время находятся в дефиците.

4. Изменение маркетинговых и бизнес-стратегий

Отмена оффлайн-рекламных мероприятий и реинвестирование ресурсов в цифровой маркетинг является очевидным решением, особенно учитывая всплеск использования социальных сетей, где показатели вовлеченности потребителей во время пандемии в среднем увеличиваются на 150%.

Однако многие компании заметили еще одну мощную тактику – предоставление дополнительных услуг и преимуществ для клиентов, давая потребителям проблеск надежды в эти непростые времена.

Многие потоковые сервисы, такие как Movix и КиноПоиск, а также электронные и аудиокниги, Alpina book или MyBook, решили предложить месяц бесплатного доступа ко всему своему контенту новым пользователям, чтобы увеличить свою клиентскую базу. Такой подход поможет компаниям не только привлечь новых клиентов, но и удержать своих нынешних, улучшив публичный имидж этих компаний.

Некоторые бизнесы в сфере здоровья и спорта также применяют этот подход с целью развития лояльности своих пользователей. Например, Balance, приложение для медитации по подписке, подарило каждому полный год бесплатного доступа ко всему своему контенту, чтобы помочь сообществу справиться со стрессом и тревогой в эти неопределенные времена.

5. Реагирование на изменения спроса и другие потребительские тенденции

Хотя кризис в той или иной степени затронул все секторы бизнеса, на микроуровне спрос возрос во многих конкретных областях. К ним относятся электронная коммерция B2C, услуги удаленной связи, социальные медиа, средства гигиены, медицинское страхование и другие группы продуктов первой необходимости.

Google Analytics
Google Analytics
Google Analytics
Google Analytics

Таким образом, онлайн-сервисы должны уделять пристальное внимание потребительским тенденциям и предвидеть изменения спроса, заранее внося коррективы в свои предложения.

Так, например, Masterclass, платформа онлайн-курсов, решила, что сейчас лучшее время для запуска своего ограниченного предложения time 1+1, подталкивая клиентов воспользоваться временем, проведенным дома в самоизоляции, чтобы получить образование и улучшить свой набор навыков.

Amazon столкнулись с резким ростом онлайн-заказов и приняли меры для расширения своих возможностей: увеличили штат сотрудников, создав 100 000 новых рабочих мест, а также работали со своими цепочками поставок, чтобы увеличить объемы заказов и как можно быстрее вернуть востребованные продукты на склад.

Мировой экономический кризис, безработица, снижение покупательской способности и общее потребительское доверие – все это факторы, способствующие падению потребления. Кроме того, как отметил соучредитель “Кухни на Районе” Кирилл Родин, ситуация в России, похоже, усугубляется и другими факторами, такими как война цен на сырую нефть в сочетании с дальнейшими санкциями. Ожидания экономического кризиса запускают защитный механизм у населения, заставляя людей переосмыслить свои текущие расходы и перейти в ”режим сбережений«. Чтобы приспособиться к этому явлению, он советует сосредоточиться на разработке “социальных» продуктов – более дешевых товарных альтернатив.

11
реклама
разместить
Начать дискуссию