Методология, методика, методисты. Что стоит за популярными терминами и как это относится к VR-технологиям?

Иллюстрация к статье  Центр НТИ ДВФУ по VR/AR
В закладки

Термин «методология» в современной образовательной среде становится очень распространенным. Особенно это касается сферы Edtech. Если обратиться к тем, кто называет себя методологами, и спросить, почему они, например, не методисты или не педагогические дизайнеры, то ответы будут сильно разниться. Центр НТИ ДВФУ по VR/AR решил расставить термины по местам.

Терминология

Методология – это учение об организации деятельности. В узком смысле термин "методология" относится только к научным исследованиям, в то время как в широком понимании она охватывает любую продуктивную деятельность, т.к. всегда нацелена на получение объективно нового или субъективно нового результата [Новиков, Новиков, 2008].

Методология существует и активно развивается в игровой, учебной, трудовой и других видах деятельности. Они могут отличаться друг от друга содержанием, принципами, методами и подходами, но тем не менее сводятся к одной цели – упорядочить деятельность.

Поэтому, если речь идет о педагогической составляющей образовательного контента, методология предлагает структуру учебной деятельности, формы и условия ее организации, требования к постановке учебной задачи и способы ее решения, регламентирует роль средств, способов и методов, учебных действий и операций в структуре этих учебных действий [Зимняя, 2004]. Другими словами, методология – это существующий каркас, которым создатели приложений пользуются, исходя из целей.

Образовательные решения способствуют формированию продукта (результата) учебной деятельности и обучения в целом, для этого разработчики образовательного контента должны сосредоточится на формах, средствах и методах обучения и воспитания. Здесь на помощь приходят методика обучения и воспитания, а также педагогический дизайн. Остановимся подробнее на этих терминах.

Методика в общем смысле – это совокупность методов и приемов практического выполнения чего-либо.

Методика обучения – это совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач [Дьяченко, Кандыбович, 1998].

Методистами называют специалистов в преподавании предметов, которые разрабатывают способы преподавания дисциплины и организации учебно-воспитательного процесса.

Педагогический дизайн – это реализация принципов обучения и преподавания в виде планов для учебных материалов, мероприятий, информационных ресурсов и системы оценивания [Smith & Ragan, 2004].

Соответственно, педагогический дизайн может входить в обязанности методиста, который организует учебный процесс в образовательном учреждении, или в задачи специалиста, который создает учебные материалы и не участвует напрямую в организации учебного процесса. Ключевыми факторами здесь являются принципы, формы, методы и средства обучения, которые методика предлагает, а педагогический дизайн реализует в каждом конкретном случае.

Как это применимо к VR-технологиям

Педагогический дизайн VR-разработок или методика создания образовательного контента в VR – одна из наименее исследованных и сформированных областей педагогической науки. Первые образовательные платформы и приложения были направлены на высшее образование или подготовку кадров, т.е. образование взрослых. Позднее обучающие VR-приложения для школ создавались обособленно от образования, вероятно, на основе допущений о том, что должен знать ученик и уметь учитель. Это привело к рассогласованию между тем, что создают разработчики, и тем, что ожидают получить учителя. С другой стороны, сами учителя не часто проявляют интерес к новым технологиям, что становится камнем преткновения для внедрения VR в образовательный процесс. Эффективность лежит не только в самом продукте, но и в навыках, и в формате его использования, а такое понимание у российского учителя сегодня сформировано плохо.

Объединенная работа опытных методистов и талантливых разработчиков уже сейчас дает плодотворные результаты. На рынке постепенно стали появляться приложения, материал которых соотносится с программами школ. Теперь учителя после своего первого знакомства с виртуальной реальностью не просто демонстрируют заинтересованность, но и формируют представление о том, где и когда они могли бы эту технологию применить. Тем не менее вопрос интеграции обучающего VR-контента в школьное образование до сих пор остается открытым.

На данный момент не существует шаблонной методики, которую можно было бы перенести в готовое VR-приложение. Любая современная методика носит экспериментальный характер и формируется непосредственно в процессе разработки программ. Стоит непростая задача объединить видение разработчиков о том, как достигнуть необходимого уровня интерактивности, удобства использования, требования государственных образовательных стандартов и ожидания учителей. Не все методы обучения остаются одинаково эффективными при переносе их в виртуальную реальность, поэтому при педагогическом проектировании следует учитывать те приемы, способы и принципы, которые, во-первых, не противоречат возможностям виртуальной среды, а во-вторых, усиливают ее слабые стороны.

Проведем параллели между упомянутыми понятиями. Методология дает нам понимание того, как организовывается учебная деятельность. Методика обеспечивает конкретные знания о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебного процесса, а педагогический дизайн позволяет реализовывать знания на практике и в разработке учебных материалов, в частности, VR-приложений.

Автор статьи:

Вера Юшина, специалист Центра НТИ ДВФУ по VR/AR.

{ "author_name": "Центр НТИ ДВФУ по VR AR", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 1, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 131671, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 03 Jun 2020 14:04:33 +0300", "is_special": false }
Купибилет
Агрегатор и не только. Что такое онлайн-турагентство?
Страны уже готовятся открыть границы для путешественников, а значит, мы скоро будем покупать билеты на самолет. Найдем…
Объявление на vc.ru
0
1 комментарий
Популярные
По порядку
0

Отличная статья! Спасибо.
Ровно этой задачей сейчас занимаемся и разрабатываем материалы для VR-платформы  https://varwin.com/ru/education/

Ответить

Комментарии