реклама
разместить

Продакшн без отдела продаж: учим менеджера проектов продавать незаметно, оптимизируем штат и работаем с клиентами вечно

8 июля прошла конференция о заказной разработке Ural Digital Weekend, организованная Spectr. Публикуем доклад Егора Сизякова, управляющего партнера Hawking Bros, о том, как организовать продакшн без отдела продаж.

Делимся своим опытом в организации SALES TEAM и объясняем, почему это не отдел продаж, а даже лучше. Благодаря нынешней структуре мы вышли на уровень конверсии от 25 до 50%.

Доклад будет полезен руководителям агентств, аккаунт-директорам, и самое важное – менеджерам проектов.

Егор Сизяков
Управляющий партнер Hawking Bros

Схемы

За 7 лет развития компания сменила несколько схем функционирования команды менеджеров проектов и аккаунтов. Покажем на примерах, какие риски были у каждого из них, и к чему мы пришли в итоге.

Схема 1.

Отдел управления проектами и отдел продаж объединены. Во главе стоит аккаунт-директор.

В таком случае возникает конфликт интересов: продажи заинтересованы в том, чтобы продать быстрее, и чтобы входящая заявка скорее сконвертировалась в клиента. А производство в том, чтобы взять как можно меньше и сделать как можно быстрее с большей рентабельностью.

Продакшн без отдела продаж: учим менеджера проектов продавать незаметно, оптимизируем штат и работаем с клиентами вечно

Схема 2.

Отдел управления проектами и отдел продаж разделены. Во главе отделов стоят группхэд и аккаунт-директор.

Мы разделили менеджерский отдел, во главе которого стоял группхэд. Отдельно выделили аккаунт-директора с аккаунт-менеджерами.

Продажами занимались аккаунт-директор и аккаунт-менеджеры, менеджеры проектов практически не принимали в этом участия и получали уже готовые договоренности.

Здесь был риск утери экспертизы при смене сотрудников, и это привело нас к необходимости менять структуру в очередной раз.

Продакшн без отдела продаж: учим менеджера проектов продавать незаметно, оптимизируем штат и работаем с клиентами вечно

Схема 3. SALES TEAM.

Отдел управления проектами + Sales team.

Во главе отдела менеджеров стоит группхэд, а аккаунт-директор выполняет роль лидера процесса продаж.

Мы решили отдать аккаунт-директору в распоряжение всю команду и не пожалели. Сейчас объясним, как это работает.

Продакшн без отдела продаж: учим менеджера проектов продавать незаметно, оптимизируем штат и работаем с клиентами вечно

Особенности SALES TEAM

  • SALES TEAM формируется под каждый проект индивидуально аккаунт-директором, который является лидером отдела продаж. Так как мы продаем программный продукт со сложно прогнозируемым результатом, нужен аккаунт-директор, который будет лидером команды и доведет сделку до завершения.
  • В состав SALES TEAM могут входить любые необходимые аккаунт-директору сотрудники. В случае продажи проекта мы имеем близко сформированную команду. Даже с учетом длинного цикла сделки и возможной ротации команда остается целостной.
  • Менеджер проектов также подключается на ранних этапах переговоров, чтобы оставаться в едином информационном поле с командой и перенимать “продажные фишки”.
  • Дублирование знаний в головах у участников команды позволяет не упускать договоренности. Мы снижаем риски утери части знаний вместе с уходом специалиста из проекта.
  • Привлечение большого количества участников к переговорам позволяет сохранять равенство сил с заказчиком, на стороне которого также участвует проектная команда. Когда есть рядом эксперты, можно сразу давать комментарии. Заказчик видит, что есть реальные люди, а не субподряд.

Если продажами занимается аккаунт-директор, то что должен уметь продавать менеджер?

Четкость, порядок в работе и уверенность в будущем.

Но это сложно оценить и подтвердить на бумаге. Поэтому мы начали заворачивать эти ценности в документ с описание бизнес-требований, BRD. Это наш помощник в создании важного для клиента продукта и в снижении рисков.

Ответственный за его составление – менеджер проектов, валидирует аккаунт-директор.

Что фиксируем в процессе:

  • Детали бизнеса заказчика: на чем зарабатывает, клиенты и источники привлечения, структура компании, основные ценности, особенности, преимущества;
  • Обсуждаем бизнес-задачу: что клиент хочет сделать, какие планы на дальнейшее развитие, что будет мерилом результата работ;
  • Возможное решение бизнес-задачи: что мы можем предложить и как мы можем быть полезны, описываем будущий проект в общем и целом (например: crm, erp, сайт, мобильное приложение). Также предлагаем технологический стек решения, чтобы понять, есть ли у нас специалисты и какой на них загруз, интересно ли нас с этим стеком работать. Дополнительно кратко фиксируем функциональность.
  • Фиксируем ограничения: сроки и стоимость, разбивка на этапы, чтобы сформировать ожидания по срокам, указываем составы команд и ЛПР с обеих сторон. Также сюда входят бренд-бук и фирменный стиль, требования к коду и площадкам разработки, процедура и сроки приемки работ, ведение задач и воркфлоу проекта.

Фиксируйте все, что считает нужным, чтобы договориться на берегу. Несмотря на кажущийся объем материала, средний размер документа составляет три страницы.

Как правило, результатом BRD является смета проекта. Из своего опыта мы вынесли такое наблюдение: чем подробнее смета, тем выше вероятность продать. Глубокая декомпозиция задач показывает вовлеченность и заинтересованность в проекте.

Рекомендуется составлять подробные сметы для заказчиков с максимальным Sales-скорингом.

В нашей команде оценочный лист составляется менеджером проекта, заполняется и валидируется производством и утверждается лидером Sales team.

В Hawking Bros мы используем 3 шаблона сметы: от и до, вертикальный, горизонтальный. В горизонтальном используем декомпозицию по фичам. Такой вид сметы позволяет легко формировать MVP и бэклог.

Продакшн без отдела продаж: учим менеджера проектов продавать незаметно, оптимизируем штат и работаем с клиентами вечно

Фантастические апсейлы и как их делать

Менеджер обязан продавать самостоятельно без лидера входящие объемы и апсейлы.

Помимо ньюбиза мы выделяем входящие объемы и апсейлы. Входящие объемы – это сделки, когда действующий клиент сам пришел с заявкой на оценку и практически не требует вмешательства со стороны менеджера.

С апсейлами нужно учиться работать самостоятельно, без лидера.

Мы в компании определяем апсейл так:

Апсейл - полезная дополнительная услуга, которую мы предлагаем клиенту для удовлетворения потребностей, о которых он сам мог не знать.

Любой апсейл должен соответствовать трем критериям:

Полезность — предлагаемые работы и услуги должны нести пользу бизнесу клиента, а не просто утилизировать часы;

Актуальность — работа или услуга должна быть готова к определенному времени и месту;

Системность — за бизнесом клиента нужно наблюдать и делать предложения регулярно, а не наскоками.

Где брать идеи для апсейлов?

Главный синоним апсейлов — проактивность. Менеджер проекта должен предлагать новые фичи и доработки продуктов, повышать чек за счет привлечения дорогостоящих специалистов.

Черпать идеи для апсейлов можно из бэклога, предложений аналитиков, новостей законодательства и гос. регулирования, из отраслевых и дизайн-трендов, из действий конкурентов.

Рецепт продажи апсейла

На основе опыта компании мы пришли к определенной планке: апсейлы и входящие объемы = 50% объема выработки менеджеров.

Формула успеха:

1. Изучать бизнес и отрасль клиента на постоянной основе, чтобы формировать релевантные предложения,

2. Позиционировать себя как эксперта,

3. Опираться на факты и цифры,

4. Быть на 100% уверенным в полезности предложения,

5. Продумать финансовые условия и сроки,

6. Планировать развитие проекта минимум на квартал вперед.

Главное правило при отправке предложения – деньги, сроки, результат

Если вы не можете ответить на хотя бы один из этих вопросов – продать апсейл не получится.

Презентацию с выступления можно найти по ссылке.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на наш блог на VC и на нашу группу VK, где мы публикуем новости из жизни компании.

А если вы хотите узнать больше о том, как мы взаимодействуем с клиентами, и поделиться своим опытом, приглашаем вас посетить нашу ежегодную конференцию о заказной разработке Mind Bros Conf

Будем рады ответить на ваши вопросы в комментариях!

99
реклама
разместить
3 комментария

Егор, супер-доклад!

Ссылка на запись доклада: https://www.youtube.com/watch?v=7sZidmDR7lg

Тем временем, мы опубликовали подробный отчет о конференции Ural Digital Weekend: https://vc.ru/dev/495749-podrobnyy-otchet-o-it-konferencii-ural-digital-weekend — там есть все записи других докладов, презентации, фотографии, отзывы, планы на будущее

1

Егор, супер полезная информация была на конференции, круто, что ты перевел это в текстовый формат.
Есть пару вопросов
1. Привлекать аналитика для апсейла = дорого, каким образом вы понимаете, какой заказчик «достоин» привлечения аналитика, а какой нет?
2. Если мы говорим о системности, как у вас организована система напоминаний об апсейле? У нас в планфиксе PM не может закрыть проект, пока не сделает апсейл клиенту. У вас как-то иначе?
3. Есть ли у вас какие-то документы, которые помогают менеджеру делать апсейл, помимо бэклога клиента? Например список функционала, который, по вашему мнению, точно должен быть на сайте.

Спасибо за обратную связь!
Отвечая на вопросы:

1. Мы знаем примерные бюджеты заказчиков на разработку в год и состав их внутренней команды (есть ли в ней аналитики). Если аналитиков нет, но компания потенциально с выгодой для себя может освоить бОльший бюджет, то мы принимаем решение потратиться на апсейл.

2. Есть еженедельная встреча по развитию клиентского сервиса и срез по отгрузкам. Если нет новых отгрузок на клиента, то мы штурмим и на встрече по развитию клиентского сервиса и ищем, что предложить.

3. Да, есть чек-листы, но они носят информационный характер. Как правило, мы работаем в связке со внутренними или внешними маркетологами клиента, и они нам их предоставляют.

1
Рынок акций резко развернулся вниз! Распродажа бумаг началась?

В начале этой недели рынок акций продолжил рост, однако довольно быстро развернулся вниз и упал более чем на 200 пунктов по индексу ММВБ к концу недели. Это уже приличная и продолжительная коррекция, которую ранее рынку не давал реализовать безумный поток позитивных новостей. И нельзя сказать, что этот поток прекратился, но он теперь уже не такой п…

График (H1) индекса ММВБ
33
22
реклама
разместить
Многодетность, возраст, татуировки и прочие признаки крутых сотрудников

К вам на собеседование пришел 18-летний юнец с татуировками на лице. Будете общаться или сразу отправите на выход?

Многодетность, возраст, татуировки и прочие признаки крутых сотрудников
1111
11
Хватит тратить деньги на маркетплайсах, пора уже зарабатывать!!!

# Как прокачать свои навыки продаж на маркетплейсах: новый курс для амбициозных предпринимателей В последние годы рынок маркетплейсов стремительно растет. Все больше предпринимателей и компаний обращают внимание на эту платформу как на мощный канал для продаж. Однако успешные продажи на маркетплейсах требуют специфических знаний и навыков, которые…

Сколько стоит питание Криштиану Роналду в России, если закупаться во ВкусВилле в 2025 году

Недавно Роналду стукнуло 40 лет. В честь этого я приготовил блюда из его рациона и посчитал бюджет. В этой статье вы узнаете, чем обедает один из лучших игроков мира, и почему вы тоже так можете. В конце покажу цены и принципы питания для кубиков пресса.

Обед Роналду – 993 рубля с учетом дофига трески (я все-таки сделал бакаляу из второй рыбины)
2222
55
33
Хочется сказать, что смотря на всех успешных, профессиональных и прочих людей, не забывайте, что ВЫ это не ОНИ. И прежде чем пытаться питаться как ОНИ, лучше сходите к ГАСТРОЭНТЕРОЛОГУ. У каждого своя переносимость тех или иных продуктов и не надо строить из них себе идолов. Питайтесь вкусно и сбалансировано, а вот это всё лишь сторис для рекламы трафика в телеграм для его канала!
Как же меня достали эти созвоны из кофеен!
Как же меня достали эти созвоны из кофеен!

Тренд текущего времени - впарить себя через чат с ником похожим на собачью кличку и оплатой криптой. Оплата конечно же вперед и 100%.

1414
22
11
11
Сооснователь Google Сергей Брин рекомендовал ИИ-подразделению Google DeepMind работать по 60 часов в неделю

И посоветовал сотрудникам приходить в офис «хотя бы» в будни, чтобы выиграть гонку за AGI.

Сергей Брин. Источник фото: Kelly Sullivan / Getty Images
2020
22
11
работайте больше чтобы ии поскорее вас всех заменил, а то надоели уже тут мешки кожаные в офисах
Как бесплатно пользоваться ChatGPT 4.5: подробный гайд для всех

Хотите разобраться, как получить доступ к ChatGPT 4.5 бесплатно и использовать одну из самых продвинутых нейросетей прямо на русском? В этой статье мы расскажем, как применять Chat GPT без финансовых затрат, поделимся альтернативными вариантами и дадим полезные советы. Если вам нужен чат ГПТ 4.5, бесплатный чат GPT или вы просто хотите протестирова…

11
Есть всё необходимое, но цена от $599 — смущает: первые впечатления от iPhone 16e

Журналисты отмечают хорошее время работы на одном заряде и неплохую заднюю камеру, но недовольны отсутствием MagSafe.

Источник: Celso Bulgatti / Cnet
99
77
22
50% айфона - плата за бренд
[]