{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Гайд по смене генерального директора: юридические и командные нюансы, о которых не всегда задумываются

Привет, vc.ru! В работе любой компании есть процедуры, которые проводятся крайне редко и в силу этого «пугают» своей неизвестностью. Совсем недавно наша компания проходила через смену генерального директора, к которой мы подошли осознанно и вдумчиво, что помогло сделать переход практически бесшовным.

Кирилл Сидоров
Генеральный директор, кофаундер Hawking Bros
Егор Сизяков
Управляющий партнер, кофаундер Hawking Bros

В течение этого года мы проводим ре-эволюционные изменения в компании (см. статью как мы искали новое позиционирование и индентичность) после крышесносного прошлого года, и одним из шагов в стратегии была смена генерального директора.

Я занимаюсь заказной разработкой более 12 лет и 9 из них на позиции генерального директора. Наша отрасль достаточно сложная и отнимает все 100% рабочего времени, что не позволяет уделять внимание сайд-проектам. Я обсудил этот момент с Егором и мы приняли решение разделить усилия. Совсем скоро я анонсирую новый юнит, который будет заниматься исключительно IT-консалтингом, а Егор останется основным партнером Hawking Bros.

Кирилл Сидоров

Многие думают, что процедура смены гендира больше про юридические нюансы, но мы считаем, что гораздо важнее учитывать внутреннюю политику и настроения в команде, а также процесс передачи дел.

Давайте кратко пробежимся по юридическим шагам, как просто и быстро сменить генерального директора «на бумаге»:

Шаг 1. Подготовьте протокол общего собрания участников или решение единственного участника о смене директора.

Шаг 2. Увольте прежнего директора и примите на работу нового.

Шаг 3. Заполните заявление по форме Р13014 и заверьте его у нотариуса.

Шаг 4. Оформите внесение изменений в ЕГРЮЛ при смене директора и подайте заявление в налоговую инспекцию.

Детали процедуры вы без проблем найдете через Гугл, но на что мы бы советовали обратить внимание:

1. Если вы проходили электронную регистрацию ООО, то сверьте дату действия электронного сертификата (на штампе ЭЦП на ваших документах). Если он просрочен, то нужно идти в налоговую и получать документы с обычной печатью.

2. Очень часто у нотариусов бывают очереди, так что бронируйте у них временные слоты для шага 3 заранее, т.к. если вы в течение семи дней после шага 1 не подадите заявление в налоговую, то вам грозит штраф в размере 5 000 руб., а это не лучшее с чего может начать работу новый генеральный директор.

Как видите, ничего сложного. Вернемся на несколько шагов назад и расскажем на что мы, как учредители, обращали внимание при выборе нового генерального директора.

Где искать замену?

Что для нас было важно: опыт работы в отрасли более 3х лет и относительная узнаваемость, понимание структуры экономики компании, отличные переговорные навыки, технический кругозор, а также высокая работоспособность и горящие глаза.

Кроме желания и амбиций, кандидат должен был обладать профессиональными навыками, подкрепленными предрасположенностью к такой ответственной должности. Чтобы это проверить, мы давали два тестовых задания:

Задание №1. Необходимо было подсветить слабые, на его взгляд, места в компании и сформировать план корректировки, который должен не только тактически, но и стратегически исправлять возникающие проблемы.

Задание №2. Рассчитать финансовую модель на основании стратегических предложений из п.1.

Если с задание №1 бОльшая часть кандидатов справлялась неплохо, то в финансовой модели многие «проседали».

Пожалуй, нам сильно повезло и мы нашли замену внутри компании. Им стал Арсений Анатольев, руководитель проектного офиса. Арсений с командой уже четвертый год и начинал как младший проектный менеджер.

Не лишним будет сказать, что мы также рассматривали руководителей цехов разработки и коллег с рынка, но более профессиональных кандидатов не нашлось.

Модель Арсения показалась жизнеспособной, продуманной и учитывала большое количество факторов.

Опыт работы в Hawking Bros научил меня трепетно относиться к финансам и порядку в делах. Кроме того, учредители компании достаточно инвестировали в мой профессиональный потенциал, путем посещения и выступления на отраслевых конференциях. Также когда ты постоянно взаимодействуешь с внутренней командой, то начинаешь отлично разбираться в мелких нюансах бизнеса.

Арсений Анатольев, новый генеральный директор

Передача дел

Чтобы ничего не упустить и не забыть, мы создали подробный декомпозированный план, где каждый пункт оценили в часах. Из оценки выходило, что переходный период составит 1 месяц, а наибольшую долю занимает бюрократическая правовая волокита.

В первую очередь было важно передать проекты, потому что клиентские задачи в приоритете. Документы, тикеты, договоренности, встречи, представления и много много других задач, которые требовали участия третьей стороны, то бишь клиентов.

Глобально, оповещения заказчиков мы разделили на 2 вида:

1. Большим и бюрократизированным компаниям мы в разумный срок отправляли уведомление в ЭДО и сообщали их проектным менеджерам;

2. В компаниях, где у нас есть профессиональные взаимоотношения между учредителями или личные договоренности Кирилла, мы шли по пути сообщения в ходе созвона или личной встречи. Стоит сказать, что на таких проектах за Кириллом остается авторский надзор, несмотря на «выход из операционки».

Во вторую очередь мы передавали управленческий учет и финансовый контроль, куда вошли задачи от регламентов по взаимодействию с бухгалтером и юристом, до построения кросс-запросов между учетными таблицами.

В третью очередь мы передавали управление отделами и командами, но это был достаточно простой этап, т.к. Арсений прекрасно знал внутреннюю кухню, а процессы давно стандартизированы и описаны в регламентах.

Мне, как основному партнеру Hawking Bros, было важно понимать, что все процессы Кирилла переданы и не осталось «белых пятен». Я детально погружался в каждый нюанс и перепроверял за коллегами статус в тех или иных моментах, задавал наводящие вопросы, чтобы быть уверенным в отсутствии артефактов. Работать приходилось по 50-60 часов в неделю, но оно того стоило. В тоже время я продолжаю драйвить процессы PR и продаж.

Егор Сизяков

Кроме передачи дел новому ген. диру важно было подготовить команду к смене. У сотрудников, как правило, возникал один и тот же вопрос:

Основной вопрос, который был, это о принятии решений во время переходного периода. В этом случае мы оставляли их за Арсением, потому что ему в будущем нести ответственность и работать с ними. Также были вопросы о роли Совета директоров как старшего органа управления, который определяет стратегию компании и помогает в разрешении спорных ситуаций.

Кирилл Сидоров

В прошлом году я начал понимать, что стратегические изменения неизбежны. Потеряв год в условиях постоянной неопределенности, важно было найти новый импульс для развития компании, но для этого нужен интерес к делу и энергия. Мы много обсуждали правильность решения, прикидывали различные сценарии и реакцию рынка, и всегда приходили к тому, что все делаем верно. Сейчас у меня готова стратегия до 2025 года к выполнению которой мы приступаем немедленно.

Егор Сизяков

Всё. Только. Начинается.

Если вам интересен наш новый юнит связанный с IT-консалтингом, то вы можете написать лично Кириллу в Telegram @kirillshb и забронировать слот для первой бесплатной консультации.

Мы можем быть полезны предпринимателям и топ-менеджерам компаний, которые испытывают сложности с программной и продуктовой разработкой, управлением этими процессами, а также кому нужен сторонний независимый аудит IT-процессов и систем.

0
1 комментарий
Alexey Sorokin

Что за лев этот тигр.
Молодцы, что внутри команды нашли нового главаря банды братишек

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда