Гайд по смене генерального директора: юридические и командные нюансы, о которых не всегда задумываются
Привет, vc.ru! В работе любой компании есть процедуры, которые проводятся крайне редко и в силу этого «пугают» своей неизвестностью. Совсем недавно наша компания проходила через смену генерального директора, к которой мы подошли осознанно и вдумчиво, что помогло сделать переход практически бесшовным.
В течение этого года мы проводим ре-эволюционные изменения в компании (см. статью как мы искали новое позиционирование и индентичность) после крышесносного прошлого года, и одним из шагов в стратегии была смена генерального директора.
Многие думают, что процедура смены гендира больше про юридические нюансы, но мы считаем, что гораздо важнее учитывать внутреннюю политику и настроения в команде, а также процесс передачи дел.
Давайте кратко пробежимся по юридическим шагам, как просто и быстро сменить генерального директора «на бумаге»:
Шаг 1. Подготовьте протокол общего собрания участников или решение единственного участника о смене директора.
Шаг 2. Увольте прежнего директора и примите на работу нового.
Шаг 3. Заполните заявление по форме Р13014 и заверьте его у нотариуса.
Шаг 4. Оформите внесение изменений в ЕГРЮЛ при смене директора и подайте заявление в налоговую инспекцию.
Детали процедуры вы без проблем найдете через Гугл, но на что мы бы советовали обратить внимание:
1. Если вы проходили электронную регистрацию ООО, то сверьте дату действия электронного сертификата (на штампе ЭЦП на ваших документах). Если он просрочен, то нужно идти в налоговую и получать документы с обычной печатью.
2. Очень часто у нотариусов бывают очереди, так что бронируйте у них временные слоты для шага 3 заранее, т.к. если вы в течение семи дней после шага 1 не подадите заявление в налоговую, то вам грозит штраф в размере 5 000 руб., а это не лучшее с чего может начать работу новый генеральный директор.
Как видите, ничего сложного. Вернемся на несколько шагов назад и расскажем на что мы, как учредители, обращали внимание при выборе нового генерального директора.
Где искать замену?
Что для нас было важно: опыт работы в отрасли более 3х лет и относительная узнаваемость, понимание структуры экономики компании, отличные переговорные навыки, технический кругозор, а также высокая работоспособность и горящие глаза.
Кроме желания и амбиций, кандидат должен был обладать профессиональными навыками, подкрепленными предрасположенностью к такой ответственной должности. Чтобы это проверить, мы давали два тестовых задания:
Задание №1. Необходимо было подсветить слабые, на его взгляд, места в компании и сформировать план корректировки, который должен не только тактически, но и стратегически исправлять возникающие проблемы.
Задание №2. Рассчитать финансовую модель на основании стратегических предложений из п.1.
Если с задание №1 бОльшая часть кандидатов справлялась неплохо, то в финансовой модели многие «проседали».
Пожалуй, нам сильно повезло и мы нашли замену внутри компании. Им стал Арсений Анатольев, руководитель проектного офиса. Арсений с командой уже четвертый год и начинал как младший проектный менеджер.
Модель Арсения показалась жизнеспособной, продуманной и учитывала большое количество факторов.
Передача дел
Чтобы ничего не упустить и не забыть, мы создали подробный декомпозированный план, где каждый пункт оценили в часах. Из оценки выходило, что переходный период составит 1 месяц, а наибольшую долю занимает бюрократическая правовая волокита.
В первую очередь было важно передать проекты, потому что клиентские задачи в приоритете. Документы, тикеты, договоренности, встречи, представления и много много других задач, которые требовали участия третьей стороны, то бишь клиентов.
Глобально, оповещения заказчиков мы разделили на 2 вида:
1. Большим и бюрократизированным компаниям мы в разумный срок отправляли уведомление в ЭДО и сообщали их проектным менеджерам;
2. В компаниях, где у нас есть профессиональные взаимоотношения между учредителями или личные договоренности Кирилла, мы шли по пути сообщения в ходе созвона или личной встречи. Стоит сказать, что на таких проектах за Кириллом остается авторский надзор, несмотря на «выход из операционки».
Во вторую очередь мы передавали управленческий учет и финансовый контроль, куда вошли задачи от регламентов по взаимодействию с бухгалтером и юристом, до построения кросс-запросов между учетными таблицами.
В третью очередь мы передавали управление отделами и командами, но это был достаточно простой этап, т.к. Арсений прекрасно знал внутреннюю кухню, а процессы давно стандартизированы и описаны в регламентах.
Кроме передачи дел новому ген. диру важно было подготовить команду к смене. У сотрудников, как правило, возникал один и тот же вопрос:
Всё. Только. Начинается.
Что за лев этот тигр.
Молодцы, что внутри команды нашли нового главаря банды братишек