(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(72987883, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(72987883, 'hit', window.location.href);

Организация стратегической сессии для определения долгосрочных целей и приоритетов компании

Когда мы впервые строим дом, мы сталкиваемся со всеми возможными трудностями и наступаем на всевозможные грабли. Однако, когда мы строим второй-третий дом, мы уже знаем, где нас подстерегают сложности, понимаем, что нужно особенно тщательно контролировать. Знаем, что влияет на время и затраты, связанные со сложным объектом. Это позволяет нам построить дом быстрее, дешевле и с лучшим качеством.

Организация первой стратегической сессии похожа на строительство первого дома. В этой статье мы представляем выжимку из 250+ наших стратегических проектов и делимся советами о том, как обеспечить продуктивный процесс подготовки и проведения стратегической сессии. Мы продемонстрируем это на основе КФУ и КФН основных этапов в организации сессии.

Содержание статьи:

1. КФУ и КФН - что это такое?

В этой статье мы будем использовать два термина: 💎 Ключевой фактор успеха (КФУ) и ⛔ Ключевой фактор неудачи (КФН). Но сначала поясним, что значат эти понятия.

Ключевой фактор успеха

💎 Ключевой фактор успеха (КФУ) это применение правила Парето в бизнесе. Оно гласит: 20% наших действий отвечают за 80% наших результатов. Т.е. разные действия вносят непропорциональный вклад в наш результат. Иными словами, существует определенная мини-стратегия, которая является наиболее эффективным и коротким путем к достижению целевого результата. Эта стратегия и есть КФУ.

Вот, например, пара КФУ, которые можно выделить у Стива Джобса:

💎 Умение находить, выбирать и быстро реализовывать чужие идеи. Известно, что графический интерфейс, рабочий стол и мышь были придуманы не в Apple. Стив увидел их в лаборатории Xerox PARC в конце 70-х годов, где создавались самые перспективные разработки того времени. Специалисты Xerox были классными инженерами, но им не хватало смелости и предпринимательской хватки, которыми с лихвой обладал Джобс.

💎 Консолидация всех ключевых компетенций в одних руках: власть, ресурсы, принятие решений. В чем сильные стороны Apple? В маркетинге и разработке. Джобс говорил: "Нельзя отдавать на сторону то, от чего зависит восприятие продукта". А что можно легко аутсорсить? Например, производство, - китайцы всего за 8 долларов могут собрать новый iPhone. А вот придумать и продвигать телефоны мы будем только сами!

У Стива есть еще целый набор КФУ. Если любопытно, загляните в наш Телеграм-канал - там мы разбираем ключевые факторы успеха известных людей и лучшие стратегии в разных темах (продажи, маркетинг, менеджемент, HR..).

Ключевой фактор неудачи

⛔ Ключевым фактором неудачи (КФН) являются главные риски и барьеры, которые могут помешать достижению поставленной цели и реализации стратегии. Фокус на правильном КФУ - это ваша прорывная стратегия. А вот внимание к КФН - лишь снижает риск провала, но не гарантирует получение желаемого результата.

Для примера, предположим, что вы организуете обучающее мероприятие для вашей команды. В этом случае очевидными КФН могут быть:

⛔ Неисправность оборудования (проектор).
⛔ Плохая подготовка спикера. При этом, отличная подготовка эксперта и зазубренная им речь - это не КФУ.

2. Сбор аналитики

Стратегическая сессия не может обойтись без аналитических данных. На этом этапе есть ряд КФУ и КФН.

КФУ при подготовке аналитики:

💎 Правильно сформулировать стратегические вопросы

Прежде всего нам надо определить, в каких областях у нас нет хороших решений. Такие области мы называем стратегическими вопросами - здесь о них подробно написали.

Некоторые страт. вопросы очевидны и их можно явно "снять" с сотрудников, если те достаточно зрелые и осознанные. Например, "Как нам сделать свое предложение более конкурентоспособным?".

А есть вопросы, которые организация не осознает. Именно для этого консультанты проводят серию стартовых интервью при входе в проект. Они помогают найти "слепые" зоны управленческой команды. Пример такого вопроса: "Вокруг какой идеи нам объединить команду?" или "Как поднять самостоятельность, автономность среднего менеджмента?"

Если эта работа выполнена качественно и все стратегические вопросы определены, то на их основе можно построить и карту анализа, и оптимальную архитектуру стратегической сессии.

💎 Создать карту умных аналитик

Ключевым фактором успеха в работе с будущим является хорошая работа с данными. Они становятся главным "топливом" для креатива команды на стратегической сессии. Но этот костер будет гореть только при условии, что эти данные свежи, корректны и эффектно поданы, "вкусно" визуализированы. Тогда мы получаем то, что называем умной аналитикой. Именно она играет главную роль в нашем алгоритме разработки стратегии.

Умная аналитика становится катализатором для разработки новых идей роста.

Пример карты аналитик для компании, работающей в сфере услуг

Для создания умной аналитики необходимо выполнить следующие шаги:

1. Четко сформулировать проблемный вопрос. Ясность постановки вопроса является ключевым фактором успеха в формировании правильной методики получения данных. Например: «Какой процент офисных работников работал удаленно в апреле, мае, июне и июле по сравнению с февралем (как базовым периодом)?».

2. Подумать, где можно найти сравнительно легко доступные данные, коррелирующие с нашим объектом исследования - фактическим числом офисных работников. Например, заполнение парковок, число купленных проездных билетов, посещение кафе в бизнес-центрах, данные от арендодателей по числу входящих в бизнес-центр и т.д. Отбрасываем все варианты, где найти информацию трудно, дорого или долго, или где погрешность данных будет слишком высока.

В итоге обязательно найдется лучший вариант - данные о поставщиках кофе в офисы! Если посмотреть на статистику их продаж, можно получить очень точную картину - сколько людей перешло на удаленную работу.

Собранные аналитические данные перед стратегической сессией должны соответствовать принципу ВИСИ: Взаимно Исключающие, Совместно Исчерпывающие. То есть, вместе они должны давать полную картину происходящего, но при этом не конфликтовать и не дублировать друг друга.

💎 Визуализировать данные интересно

Необходимо умело и вкусно представить аналитику, чтобы команда могла получить свежий взгляд на данные. Нельзя показывать скучные отчеты из 1С, заваливать команду мегабайтами данных на стратегической сессии - это отнимет всю энергию у команды и не позволит родить новые идеи. Если данные являются информационным мусором или мистером Очевидность, которую и так все знают, то можно обойтись без них.

Ключевые факторы неудачи (КФН) при подготовке аналитики:

Неправильно сформированная архитектура стратегической сессии. Если вы создали классную архитектуру, это не гарантирует 100% успешности сессии, но если вы подготовили ее плохо, автоматически сессия не будет эффективной. Например, были упущены важные блоки для обсуждения в команде, сотрудникам не хватило времени для генерации идей и т.д.

Неверифицированные данные. Нужно проверить подготовленной аналитики на корректность. Нельзя допускать, чтобы на стратегической сессии начался поиск ошибок в данных. Это убивает энергию мозгового штурма.

3. Мозговой штурм

Мозговой штурм - ключевая точка стратегической сессии и ее сердце.

Ключевые факторы успеха (КФУ) мозгового штурма:

💎 Правильно распределить участников по мини-группам, при этом необходимо соблюдать:

1. Максимальное разнообразие участников, включая сотрудников из разных отделов, чтобы обеспечить эффективный обмен идеями. Каждый из них обладает уникальным опытом и видением о работе компании, рынке, Клиентах и т.д.

2. Равенство групп. В каждой группе должен быть сбалансированный объем экспертизы, компетенций и знаний об организации, суммарного интеллекта и масштаба мышления. Для этого в мини-группы входят представители разного уровня руководства и зон ответственности.

💎 Обеспечить генерацию идей и проектов развития на базе аналитики

Для достижения этой цели необходимо обеспечить качество собранной и хорошо визуализированной аналитики на предыдущих этапах, а также модерировать обсуждение и соблюдать правила мозгового штурма.

Ключевые факторы неудачи (КФН) мозгового штурма:

Небрежно относится к креативному мышлению

В этом случае сессия обречена на низкое качество идей, отсутствие прорывов. Мы начинаем со сцециального блока, чтобы "раскачать" мышление участников, используя набор "разогревательных" упражнений. Креативное мышление будет трудно поддержать, если участники постоянно отвлекаются на рабочие вопросы. Поэтому мы рекомендуем проводить страт. сессии вне города (как минимум, не в офисе).

Не соблюдать правила мозгового штурма

Креатив легко убить, если допустить критику, осуждение и обесценивание. Если мою идею раскритиковали, то стимула предлагает новую становится сильно меньше. Этого нельзя допустить! Поэтому в каждой мини-группе на стратегической сессии мы вводим роль модератора и проводим для них отдельный тренинг, чтобы научить управлять дискуссией и получить максимум из обсуждения.

Вас может заинтересовать:

4. Определение стратегии

Итоговая стадия страт. сессии — это рождение стратегии. Если здесь все сделать правильно, то команда воспринимает выработанную страегию как своего ребенка. Любит его, лелеет и растит до нужных результатов. Ошибки на этом этапе носят фатальный характер.

💎 Правильное определение стратегических целей

Необходимо избегать формулировки амбициозных целей, которые не подтверждены хорошими стратегиями или проектами. Нужно избегать пустых формулировок - лозунгов. Тогда цели станут отличным рабочим инструментом для оценки динамики движения к выбранной стратегии.

💎⛔ Тщательно выбрать стратегическое ядро

Это одновременно и КФУ, и КФН. Мы, как консультанты, принимаем активное участие в формировании стратегического ядра. Наша цель - отразить в нем все самое важное, что является "солью" стратегии.

Забыть исходный запрос

На старте проекты мы собираем Требования собственника. Это своего рода ТЗ на стратегию. Вместе со списком стратегических вопросов (описаны выше) оно должно стать чек-листом для проверки стратегии на целостность и точность. Хорошая стратегия объясняет, как реализовать цели собственника и отвечает на верхнеуровневые стратегические вопросы организации.

5. Чек-лист для проверки «Наша стратегия – OK?»

Пройдите по этому чек-листу, чтобы убедиться, что все работы выполнены правильно и вы получили хорошую стратегию.

  • Мы узнали что-то новое на этапе анализа? Мы избежали попадания в ловушку старых шаблонов?
  • Поставленные цели отражают текущее состояние рынка и рыночный потенциал, доступный нам?
  • Стратегия включает в себя новые возможности, точки роста и проверенные гипотезы?
  • Поставленные цели достаточно амбициозны для текущего момента?
  • Мы понимаем, какие проекты будут определять рост доли рынка, выручки и увеличение маржинальности? Мы определили 2-3 приоритета, на которых сфокусируется компания?
  • Что убеждает нас в правильности выбранных приоритетов? (Есть ли подтверждение от клиентов, соответствующая статистика, результаты экспериментов и т.д.)
  • Зафиксированы ли измеряемые цели и инструменты контроля (числовые KPI, временные вехи)?
  • Мы ответили на свои стратегические вопросы собранной аналитикой, выбранным стратегическим ядром и набором OKR?
  • У нас есть Action-план с контрольными вехами?

Если планируете провести стратегическую сессию, свяжитесь с нами!

Мы будем рады помочь в подготовке и проведении вашей стратегической сессии. Мы сделали уже более 230 сложных стратегических проектов для более чем 80 клиентов в 50 различных сегментах рынка (на сайте План-С есть кейсы и отзывы клиентов). Станем вашими проводниками в стратегическом процессе и вместе найдем уникальную стратегию роста для вашей компании!

Автор статьи: Максим Поклонский
Основатель стратегической мастерской План-С, архитектор и модератор стратегических сессий.
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда