Игра на выживание: как продают застройщики на падающем рынке

Обзор на примере 33 застройщиков из 11 крупных городов РФ

Сергей Сиротинский. Founder Leadway.
15 лет в маркетинге. Проекты: Самолет, Разум, МИЦ, МИФ, S7 aero, Л’Этуаль, Ekoniva и др.

По данным издания «Известия», средняя стоимость ипотеки в России перевалила за 30%. Ежемесячный платеж по ипотечному кредиту в крупных городах может составлять 150 000 - 500 000 тыс. рублей, а переплата достигает семикратного размера. При этом средняя зарплата в России – 85 017 рублей, как сообщают «Ведомости».

Спрос на недвижимость в сегментах «эконом» и «средний» сильно упал. Как застройщики выживают в таких условиях? Чтобы ответить на этот вопрос, моя команда подготовила обзор рынка недвижимости РФ. В фокусе внимания:

  • продуктовое позиционирование застройщиков, ключевые акценты;
  • предложения для повышения доступности жилья: рассрочки, акции, спец. условия по ипотеке и другое.

Для обзора взяли по 3 крупных застройщика из 11 городов страны. Анализировали сайты, соц.сети и «Циан».

Перед тем, как перейдем к самому интересному, хочется подчеркнуть 3 момента.

Во-первых, мы анализировали продукты застройщиков так, как они преподносят их на своих интернет-ресурсах. Фактические объекты могут отличаться от рекламного образа.

Во-вторых, у нас нет внутренних данных об эффективности рекламных кампаний застройщиков. Все выводы в этой статье основаны на моем маркетинговом опыте и информации из открытых источников.

В-третьих, информация на сайтах застройщиков постоянно обновляется, поэтому некоторые данные из обзора могут быть уже не актуальны. Например, вот как изменился сайт застройщика «ПИК» за месяц:

Первый экран сайта застройщика «ПИК» в октябре
Первый экран сайта застройщика «ПИК» в октябре
Первый экран сайта застройщика «ПИК» в ноябре 
Первый экран сайта застройщика «ПИК» в ноябре 

Содержание статьи

1. Ориентация на семьи с детьми до 6 лет.

  • Выгодные условия.
  • Продажа счастливой семейной жизни.

2. Специальные предложения.

  • Выгодная ипотека.

  • Рассрочки.

  • Скидки и подарки.

  • Другие предложения.

3. Комфорт+ по цене среднего сегмента.

  • Безопасность и инфраструктура.
  • Современная архитектура и интерьеры.
  • Тренд на экологичность.

4. Заключение

Ориентация на семьи с детьми до 6 лет

Семьям с детьми до 6 лет доступна ипотека с господдержкой под 6% на весь срок кредитования. Сумма кредита – до 12 млн рублей в Москве и Питере, до 6 млн рублей – в регионах. Именно за эту аудиторию застройщики конкурируют в первую очередь.

Ипотечные предложения для семей с маленькими детьми с сайта https://www.sravni.ru 
Ипотечные предложения для семей с маленькими детьми с сайта https://www.sravni.ru 

Многие застройщики субсидируют семейную ипотеку и предлагают более привлекательную ставку, чем стандартные 6%. Так они конкурируют с другими девелоперами за покупателей. Ниже в таблице примеры.

Игра на выживание: как продают застройщики на падающем рынке

Застройщики «А101» (Москва) и «Каркас Монолит» (Нижний Новгород) предлагают особые условия для семей, которые только ожидают малыша (см. таблицу ниже).

Игра на выживание: как продают застройщики на падающем рынке

Больше данных об ипотечных предложениях смотрите в нашем обзоре.

Баннер с рекламой ипотеки для будущих родителей на сайте застройщика <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fa101.ru%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«А101»</a>  (Москва) 
Баннер с рекламой ипотеки для будущих родителей на сайте застройщика «А101» (Москва) 

Кроме специальных условий по ипотеке, застройщики привлекают семьи с детьми дополнительными скидками. Например, ГК «А101» добавляет к материнскому капиталу 30%-350% от суммы капитала в зависимости от ЖК и количества комнат (в основном 30-50%, чем больше комнат – тем выше скидка).

Дополнительная скидка на квартиры при использовании материнского капитала от застройщика «А101»  (Москва) 
Дополнительная скидка на квартиры при использовании материнского капитала от застройщика «А101» (Москва) 

Примеры акций у других застройщиков в таблице ниже.

Игра на выживание: как продают застройщики на падающем рынке

Резюме

Застройщики конкурируют за покупателей в сегменте «семьи с детьми до 6 лет» с помощью:

  • субсидированной ипотеки;
  • скидок;
  • специальных предложений (например, предложение по ипотеке для будущих родителей).

Семейная ипотека сама по себе доступная и нет смысла давать высокие скидки, если их не предлагают конкуренты вашего региона. Но даже снижение ставки на 0,5% относительно конкурентов или скидка 1 - 2% помогут привлечь покупателей и сделать предложение более выгодным.

Продуктовая конкуренция

Конечно, акций и скидок недостаточно, чтобы выделиться на рынке. Покупатели ориентируются не только на стоимость жилья, но и на его ценность.

Что важно семьям с детьми?

  • Безопасность (охраняемая территория, дворы без машин,

  • Детские садики и школы рядом с домом.

  • Классные детские площадки во дворе дома.

  • Хорошие медицинские центры недалеко от дома.

  • Спортивные площадки для подростков.

  • Детские кружки и секции.

  • Для отдельных сегментов ЦА – частные садики и школы, современные кружки с прогрессивным подходом к педагогике.

  • Возможность купить наиболее просторное или зонированное жилье за свой бюджет (чтобы у детей было свое пространство, а у взрослых – свое).

Посмотрим, как застройщики делают продукты более привлекательными для ЦА, и как они презентуют преимущества в рекламных материалах.

«ПИК» разработал отдельную страницу об инфраструктуре в своих ЖК. На первом экране – видео с 1 сентября в одной из школ внутри ЖК «ПИК».

На странице застройщик кратко рассказывает обо всех важных пространствах: школы, детские сады, поликлиники, игровые и спортивные площадки, зоны отдыха. Рассказ ведется скорее визуально, чем текстом. Посетителям сайта можно даже не читать пояснительный текст. Фотографии говорят сами за себя.

Фотографии игровых площадок создают образ современных, безопасных ЖК, где дети будут счастливы 
Фотографии игровых площадок создают образ современных, безопасных ЖК, где дети будут счастливы 

Дополнительно застройщик организует коллаборации с образовательными учреждениями. Ниже пример с сайта ЖК «Саларьево парк». Для школьников 8 –11 классов организованы занятия по искусственному интеллекту, 3D-печати и другим современным направлениям. Партнер программы – университет ИТМО (как заявлено на сайте застройщика – один из лидеров по подготовке IT-специалистов). Хорошее образование и успешное будущее для детей – это ли не мечта каждого родителя?

Коллаборации с институтами и другими образовательными учреждениями могут сделать продукт застройщика очень привлекательным для семей с детьми 
Коллаборации с институтами и другими образовательными учреждениями могут сделать продукт застройщика очень привлекательным для семей с детьми 

Подумал «ПИК» и о планировках. На сайте застройщика есть страница, посвященная «умным планировкам». Среди них – разнесенные спальни: планировка, которая позволяет отделить комнату родителей от детской.

Планировка квартиры – весомое конкурентное преимущество, если позволяет удовлетворить важные потребности ЦА 
Планировка квартиры – весомое конкурентное преимущество, если позволяет удовлетворить важные потребности ЦА 

Семейным людям могут понравиться и другие «умные» решения в планировках. Например, мастер-спальня – спальня, где есть отдельный санузел, что также даст родителям чуть больше личного пространства. Или удобные решения для организации быта: гардеробная и постирочная.

Модные тенденции в планировках: гардеробная, постирочная, мастер-спальня  
Модные тенденции в планировках: гардеробная, постирочная, мастер-спальня  

Может быть, такие планировки есть в большинстве современных ЖК. Но чтобы они стали конкурентным преимуществом – важно рассказывать и показывать.

Отдельную посадочную для семей разработал и застройщик «Самолет». Ключевые продуктовые преимущества, на которых застройщик акцентирует внимание:

  • дворы-парки (покупатели смогут больше гулять на свежем воздухе всей семьей);
  • школы, детские сады, развивающие и образовательные центры;
  • спортивные площадки;
  • поликлиники;
  • безопасность на территории ЖК;

  • инфраструктура для совместного времени с семьей;

  • совместные мероприятия с соседями.

Скриншот <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsamolet.ru%2Fsamolet-dlya-semej%2F%3Futm_referrer%3Dhttps%3A%2F%2Fwww.google.com%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">с «семейной» страницы «Самолета»</a>. К каждому преимуществу есть дополнительное описание  
Скриншот с «семейной» страницы «Самолета». К каждому преимуществу есть дополнительное описание  

Питерский застройщик SetlGroup открывает свои частные школы с прогрессивными форматами обучения. Школы базируются на трендах:

  • участие психологов в разработке программы и в обучающем процессе;
  • обучение IT, медиа и арт-профессиям;
  • современные, «умные» архитектурные решения.
Скриншот с сайта застройщика SetlGroup. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsetlgroup.ru%2Flifestyle%23lyceum&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Страница</a> посвящена «Стилю жизни Setl»  
Скриншот с сайта застройщика SetlGroup. Страница посвящена «Стилю жизни Setl»  

Продажа счастливой семейной жизни

Главная потребность любой семьи – жить счастливо и в мире друг с другом. Что могут предложить застройщики, чтобы удовлетворить эту потребность? Например, совместное времяпрепровождение. Представьте: вы проводите классный день или вечер с семьей, не выходя за пределы ЖК. Кажется, совместных и счастливых воспоминаний в семье станет больше. А если сами покупатели в таком ключе не думали – стоит им подсказать и показать. Именно так выстраивает рекламные коммуникации застройщик ГК «СМСС» из Новосибирска.

Скриншот <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fchkalov7.smssnsk.ru%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">с сайта одного из ЖК застройщика «СМСС»</a>. Счастливая семья, счастливая пара, счастливая жизнь. До нее всего один шаг: квартира в ЖК «Чкалов» 
Скриншот с сайта одного из ЖК застройщика «СМСС». Счастливая семья, счастливая пара, счастливая жизнь. До нее всего один шаг: квартира в ЖК «Чкалов» 
<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpearl4.smssnsk.ru%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ЖК «Березовые жемчужины»</a> от застройщика <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsmssnsk.ru%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«СМСС»</a> . Продающее видео показывает спокойное и тихое семейное счастье на территории ЖК. 
ЖК «Березовые жемчужины» от застройщика «СМСС» . Продающее видео показывает спокойное и тихое семейное счастье на территории ЖК. 

Обратите внимание, как «СМСС» выстраивает продажу семейного счастья:

  • дает «сценарии использования» своего продукта (вдвоем с мужем можно сходить на массаж в СПА, вместе с ребенком – в бассейн, а после всем вместе поужинать в ресторане);

  • создает образ счастливой семьи с помощью визуального ряда (фото и видео).

Конечно, эмоциональное преимущество должно быть подкреплено фактическими характеристиками продукта: прогулочными территориями, СПА-центрами, ресторанами и другими развлекательными организациями.

Однако не обязательно строить выдающуюся инфраструктуру, чтобы рекламировать семьям совместный досуг. Вместо этого можно регулярно организовывать мероприятия на территории ЖК: квесты, кинопросмотры под открытым небом, мероприятия для мам, мастер-классы, занятия для родителей и детей и прочее. На таких мероприятиях родители могут проводить время вместе с детьми, а еще – знакомиться с соседями. Здесь закрывается сразу 2 потребности родителей:

  • потребность классно проводить время всей семьей;
  • потребность в социальных контактах.

Последняя особенно актуальна для мамочек в декрете. В декрете социальные контакты женщины ограничиваются, и потребность в общении может быть довольно острой.

Многие застройщики инвестируют в организацию развлекательной программы внутри ЖК. Ниже несколько примеров.

Скриншот <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsamolet.ru%2Fsamolet-dlya-semej%2F%3Futm_referrer%3Dhttps%3A%2F%2Fwww.google.com%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">с «семейной» страницы «Самолета»</a>. К каждому преимуществу справа есть дополнительное описание. 
Скриншот с «семейной» страницы «Самолета». К каждому преимуществу справа есть дополнительное описание. 
<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Flearnitya101.ru%2Ffamily-and-parenting&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Активную программу для своих покупателей</a> организует застройщик «А101».  
Активную программу для своих покупателей организует застройщик «А101».  

Программы для совместного времяпрепровождения создают и в регионах. Например, застройщик «Голос Девелопмент» (Челябинск). Для визуального образа счастливой семьи застройщик использует реальные фотографии своих жильцов. Чтобы привлечь участников, компания проводит бесплатные фотосессии.

Хотите показать, что в ваших ЖК семьи живут счастливо? Лучше всего использовать не стоковые фото, а реальные фотографии жильцов. Так вы вызовете больше доверия у потенциальных покупателей.  
Хотите показать, что в ваших ЖК семьи живут счастливо? Лучше всего использовать не стоковые фото, а реальные фотографии жильцов. Так вы вызовете больше доверия у потенциальных покупателей.  

Дополнительно застройщик мотивирует жильцов ставить на своих фотографиях в социальных сетях геометки. И затем выкладывает их фотографии у себя на странице. Такой способ производства контента популярен в Европе, называется UGC (User-Generated Content), дословно– «контент, сгенерированный пользователями». UGC вызывает больше доверия и требует меньше затрат.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fgolos.click%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Застройщик «Голос Девеломпент»</a> выкладывает реальные фотографии покупателей, берет у них интервью, проводит для них фотосессии, использует их фотографии на афишах и в рекламе. 
Застройщик «Голос Девеломпент» выкладывает реальные фотографии покупателей, берет у них интервью, проводит для них фотосессии, использует их фотографии на афишах и в рекламе. 

Резюме

Стать самым востребованным застройщиком у семей с детьми поможет клиентоцентричность. Чем лучше вы знаете аудиторию, чем больше сможете им предложить – тем ценнее ваш продукт.

Школы, детские сады, игровые площадки – то, что очевидно важно семьям с детьми. Делая этот обзор, мы обнаружили, как застройщики находят неочевидные потребности покупателей и способы их удовлетворить. Например:

  • потребность родителей в уединении – умные планировки квартир с грамотным зонированием;
  • замкнутость мамочки в декрете, необходимость в общении – организация «добрососедских» отношений;
  • потребность в совместном времяпрепровождении с семьей – организация соответствующей инфраструктуры (спа, рестораны, мастер-классы, квесты для детей и родителей) и акцент на этом в рекламных материалах.

Как одна из идей – коллаборация застройщика с другими компаниями, которые могут дать инновационное образование детям или организовать классный нетворкинг внутри ЖК.

Чтобы продуктовое предложение стало преимуществом, важно донести его до покупателей в рекламных материалах. В этом застройщикам помогают:

  • сценарии использования (текстовые описания, поясняющие, как покупатели будут использовать преимущества ЖК в жизни: проводить время с семьей, изолироваться от детей и так далее);
  • визуальный образ счастливой семейной жизни;
  • отдельные страницы на сайте, посвященные продуктовому предложению для семей;
  • «живой» контент в социальных сетях.

Специальные предложения

Застройщики стремятся расширить круг платежеспособной аудитории и предлагают различные программы для тех, кто не попадает под льготное кредитование. Среди таких программ: субсидирование ипотеки, рассрочки, скидки, трейд-ин и другое.

Баннер с предложениями от девелопера<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsamolet.ru%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> «Самолет»  </a>
Баннер с предложениями от девелопера «Самолет»

Доступная ипотека

Застройщики субсидируют ипотеку и заключают партнерство с банками, чтобы сделать жилье более доступным. Их предложения можно разделить на несколько групп:

  • траншевая ипотека: выплаты от 1 – 2 рублей в месяц, пока дом строится. Первоначальный взнос – от 10% до 50%. Максимальный срок – 3 года. На оставшийся срок – стандартная или льготная ипотечная ставка. Квартиры по траншевой ипотеке могут продавать с удорожанием;
  • пониженная ставка на первое время: сниженный процент фиксируется на срок до 8 лет;
  • пониженная ставка не весь срок кредитования (в редких случаях);

  • субсидирование первоначального взноса (ПВ).

Ниже несколько примеров.

Траншевая ипотека

Игра на выживание: как продают застройщики на падающем рынке

Временное снижение ставки

Игра на выживание: как продают застройщики на падающем рынке

Сниженная ставка на весь срок кредитования

Игра на выживание: как продают застройщики на падающем рынке

Субсидирование ПВ

Игра на выживание: как продают застройщики на падающем рынке

Рассрочки

Рассрочки предлагают большинство застройщиков. Срок – от 1 года до 8 лет. Как правило, рассрочка беспроцентная. Требуется ПВ. Примеры в таблице ниже.

Игра на выживание: как продают застройщики на падающем рынке

Скидки и подарки

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmagnitostroy.su%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Магнитострой</a> (Челябинск, Магнитогорск) 
Магнитострой (Челябинск, Магнитогорск) 

Скидки застройщики предлагают от 1% до 25%. Часто используют прием «упущенной выгоды» – ставят на сайт счетчик до окончания акции или просто указывают дедлайн. Как правило, акция длится месяц.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fa101.ru%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«А101»</a>  (Москва). Прием «упущенной выгоды» - счетчик внизу страницы.
«А101» (Москва). Прием «упущенной выгоды» - счетчик внизу страницы.

Некоторые застройщики предлагают подарки. Например, застройщик «ГК Практика» (Екатеринбург) предлагает кухню в подарок при покупке квартиры в ЖК «М1» и кладовую в подарок при покупке квартиры в ЖК «Дом на Ясной». А если покупатели приобретают одновременно квартиру, кладовку и парковочное место, то получают дополнительную скидку 3%.

Резюме

Скидки и подарки, конечно, не решают проблему высокой ипотечной ставки, но могут:

  • простимулировать людей, которые могут себе позволить ипотеку, к более быстрой покупке («упущенная выгода» – нужно покупать быстрее, пока действуют акции);
  • сделать предложение более конкурентоспособным (если покупатель выбирает между 2 – 3 ЖК с одним уровнем комфорта – снижение цены или приятные бонусы могут оказаться весомым фактором выбора).

Другие предложения

При покупке квартиры в строящемся доме люди сталкиваются с дополнительными сложностями: пока дом строится, им нужно одновременно платить за съемное жилье и выплачивать ипотеку. Одно из решений проблемы – траншевая ипотека. «Самолет» предлагает и более оригинальное решение: потребители покупают у застройщика квартиру в строящемся доме. А пока дом строится – арендуют у «Самолета» другую: с отделкой и мебелью. Арендные платежи застройщик включает в счет ипотеки.

Проблему с недостатком ПВ застройщик предлагает решить похожим способом: покупатели арендуют квартиру с выкупом. Ежемесячный платеж за квартиру идет в счет ПВ. Как только накопится достаточная сумма, покупатель сможет оформить ипотеку на ту самую квартиру, в которой уже живет.

Специальное предложение от компании <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fsamolet.ru%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Самолет»</a>  
Специальное предложение от компании «Самолет»  

Довольно часто на рынке встречается предложение об обмене старой квартиры в счет новой (трейд-ин). Но некоторые застройщики разработали программу обмена, похожую на предложение «Самолета»: покупатель передает старую квартиру в собственность застройщика и покупает у него новую в строящемся доме. А пока новая квартира строится – покупатель продолжает жить в своей. Такое предложение дает застройщик ГК Практика из Екатеринбурга. Его конкурент – застройщик «Брусника» (Екатеринбург) предлагает подобные условия по трейд-ин, но жить в старой квартире покупатель сможет только 3 месяца после сделки.

Специальные условия по обмену от  <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fekaterinburg.brusnika.ru%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">застройщика «Брусника»</a> (Екатеринбург)
Специальные условия по обмену от застройщика «Брусника» (Екатеринбург)

Резюме

Есть ряд проблем, которые не дают потребителям купить новую квартиру:

  • неподъемная ипотечная ставка по стандартному кредиту;
  • нет ПВ;
  • нужно платить за съемное жилье, пока дом строится.

Перед застройщиками стоит задача – убрать препятствия, которые мешают потребителям купить их продукт. Для этого застройщики разработали ряд решений:

  • субсидированная ипотека;
  • помощь с внесением ПВ;
  • рассрочки;
  • обмен старой квартиры на новую с возможностью проживания в старой на время строительства;
  • аренда квартиры с выкупом;
  • включение арендных платежей в счет ипотеки на квартиру в строящемся доме.

Дополнительным преимуществом в продаже могут стать скидки и подарки. Ограниченный срок акций и спец. предложения мотивируют покупателей принимать решение быстрее.

Больше информации о специальных предложениях застройщиков вы можете посмотреть в нашем обзоре.

Комфорт+ по цене среднего сегмента

Основное продуктовое предложение застройщиков для среднего сегмента ЦА – жилье комфорт-класса по минимально возможной цене. Такое предложение девелоперы делают за счет удаленности ЖК от центра города. Покупатели из среднего сегмента могут позволить себе старую вторичку ближе к центру или современное жилье на окраине города.

Контекстная реклама (Яндекс.Директ) с УТП «Бизнес-класс по цене комфорта»  
Контекстная реклама (Яндекс.Директ) с УТП «Бизнес-класс по цене комфорта»  

Жилье уровня «комфорт+» должно отвечать нескольким параметрам*:

  • безопасность (закрытый двор, охрана, видеонаблюдение);
  • инфраструктура (все, что необходимо для комфортной жизни, в шаговой доступности);

  • современная архитектура и интерьеры;

  • экологичное пространство (зеленый двор, прогулочная зона, парки, леса, реки).

*Требования покупателей к комфорту зависят от конкурентной среды в их регионе.

В этом разделе рассмотрим, как застройщики формируют конкурентное продуктовое предложение, и как они его позиционируют в рекламных коммуникациях. Напомним, что мы изучали продукты девелоперов по их интернет-ресурсам и не можем гарантировать, что фактический объект соответствует его рекламному образу.

Безопасность и инфраструктура

Жизнь на окраине города не может быть комфортной, если в микрорайоне нет полноценной инфраструктуры. Тратить по 20 – 40 минут на дорогу в один конец, чтобы закупиться продуктами или отвести ребенка в садик – звучит довольно утомительно, согласитесь?

Описание продуктового предложения <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.pik.ru%2Fcluster%2Fmatveevsky&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">на сайте одного из микрорайонов</a> застройщика «ПИК». Акцент на том, что внутри микрорайона есть вся необходимая инфраструктура.  
Описание продуктового предложения на сайте одного из микрорайонов застройщика «ПИК». Акцент на том, что внутри микрорайона есть вся необходимая инфраструктура.  

Девелоперу нужно позаботиться, чтобы внутри ЖК или рядом с ним был минимальный набор инфраструктуры:

  • охрана, закрытый двор;
  • супермаркет;

  • медицинская помощь;

  • аптеки;

  • игровые детские площадки;

  • спортивные площадки;

  • садики и школы рядом с ЖК;

  • метро в 5 – 20 минутах ходьбы от ЖК (если в городе есть метро).

В некоторых регионах этого будет достаточно, чтобы продукт застройщика был конкурентоспособным, а ЖК мог претендовать на уровень «комфорт+». Однако во многих крупных городах РФ в комфортном и современном ЖК должны быть:

  • кафе, кофейня или ресторан;
  • салон красоты;
  • частная клиника;

  • специальная территория для выгула и дрессировки собак;
  • подземный паркинг;
  • кладовые;

  • частные детские сады и школы;
  • кружки и секции для детей.

Если же застройщик хочет, чтобы его продукт выделялся на рынке, то инфраструктуру стоит расширить и добавить, например:

  • СПА-центр;
  • фитнес-центр;
  • бассейн;
  • коворкинг;
  • общедомой кинотеатр.

Иногда достаточно одной изюминки, чтобы ваш проект выделился среди других.

Например, в ЖК «Калининский квартал» от застройщика «СМСС» (Новосибирск) покупателей ждет бассейн для детей от 3 до 7 лет и кафе с летней террасой. Обратите внимание, застройщик продает не просто инфраструктуру, он продает: новых друзей, время с близкими и здоровье ребенка.

В<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fkkvartal.smssnsk.ru%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> ЖК «Калининский квартал»</a> от застройщика <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsmssnsk.ru%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«СМСС»</a> покупателей ждет бассейн для детей от 3 до 7 лет и кафе с летней террасой.
В ЖК «Калининский квартал» от застройщика «СМСС» покупателей ждет бассейн для детей от 3 до 7 лет и кафе с летней террасой.

Челябинский застройщик «Голос Девелопмент» в одном из ключевых проектов организовал во дворах 11+ разных зон для детей и взрослых:

  • спортивная площадка;
  • зона для workout;
  • лабиринт из кизильника;
  • детский огород;
  • скалодром;
  • скейт-парк;
  • детские площадки;
  • хоккейная коробка с трибунами;
  • навес с ротанговой мебелью и настольными играми;
  • тихие зоны для чтения книг и отдыха;
  • прогулочная зона с сохраненным лесным массивом;
  • площадка для выгула собак.

Вся территория покрыта мягким покрытием, что предотвращает детские травмы.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fxn--74-bmcaex3eq.xn--p1ai%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ЖК «Ньютон»</a> – ключевой проект застройщика <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fgolos.click%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Голос Девелопмент»</a>.
ЖК «Ньютон» – ключевой проект застройщика «Голос Девелопмент».

В этом же ЖК застройщик организовал классное общедомовое пространство, где есть:

  • открытая кухня (жильцы могут совместно готовить, устраивать праздники и мастер-классы);
  • спортивная зона;
  • коворкинг;
  • игровая зона для детей;
  • пространство для организации мероприятий.
Афиша для <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fnewtonclub.ru%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«добрососедского центра»</a> в ЖК «Ньютон» 
Афиша для «добрососедского центра» в ЖК «Ньютон» 

Резюме

Инфраструктура – один из важнейших критериев выбора в нише. Чтобы выделяться на рынке по этому параметру, достаточно давать ценности на 20 – 30% больше, чем конкуренты в вашем регионе.

Допустим, у всех конкурентов в вашем ценовом сегменте внутри ЖК есть частные детские сады и школы, спортивные и игровые площадки, частные клиники и магазины. Вы можете сделать такое же продуктовое предложение, но добавить 1 изюминку. Например, большой спортивный центр с теннисным кортом и бассейном, бесплатный коворкинг для жильцов или крутое образование для старшеклассников в коллаборации с ведущим вузом города.

Чтобы быть в курсе трендов и отслеживать новые идеи – стоит на постоянной основе мониторить ведущих девелоперов Москвы и Санкт-Петербурга

Современная архитектура и интерьеры

Первый экран со страницы<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsetlgroup.ru%2Fprojects%2Funiver-city&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> ЖК «Univer City»</a> от застройщика <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsetlgroup.ru%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«SetlGroup»</a> (Санкт-Петербург) 
Первый экран со страницы ЖК «Univer City» от застройщика «SetlGroup» (Санкт-Петербург) 

Один из ключевых элементов продаж в нише – фотографии, видео и 3D-рендеры. Застройщики показывают современную, успешную, комфортную жизнь – жизнь мечты.

Чтобы ЖК выглядел именно так, архитектура и интерьеры должны попадать в тренды. Сейчас популярны:

  • минимализм, скандинавский стиль, европейский модерн в современном переосмыслении;
  • окна в пол;
  • малоэтажная застройка;
  • высокие потолки;
  • безбарьерная среда;
  • квартиры с террасами и палисадниками;
  • просторные лоджии.
Интерьеры <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fekaterinburg.brusnika.ru%2Fprojects%2Fdepo%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">в одном из ЖК застройщика «Брусника»</a> (Екатеринбург). Популярный скандинавский стиль. 
Интерьеры в одном из ЖК застройщика «Брусника» (Екатеринбург). Популярный скандинавский стиль. 

Жилье должно быть не только эстетичным, но еще удобным и функциональным. Таким его делают:

  • гардеробные и кладовые;
  • постирочные;
  • мастер-спальни;
  • утепленные лоджии;
  • встроенная система «Умный дом».

Общедомовое пространство тоже должно быть функциональным и включать в себя места для хранения колясок и велосипедов, зону ожидания.

Общедомовое пространство в <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fxn--80aafcmzc2ckm5b.xn--p1ai%2Fprojects%2Fsakura%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ЖК «Сакура-парк»</a> от застройщика <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fxn--80aafcmzc2ckm5b.xn--p1ai%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Расцветай»</a> (Новосибирск). Общедомовое пространство должно быть эстетичным и функциональным.    
Общедомовое пространство в ЖК «Сакура-парк» от застройщика «Расцветай» (Новосибирск). Общедомовое пространство должно быть эстетичным и функциональным.    

Резюме

Визуальная продажа – один из основных акцентов в маркетинге застройщиков. Рекомендую использовать на сайте крупные фотографии во весь экран и следить, чтобы дизайн сайта соответствовал визуальным трендам рынка – так у покупателя будет создаваться целостное впечатление о вашем продукте. Социальные сети, брошюры и другие маркетинговые материалы должны быть выполнены в едином стиле, чтобы образ ЖК был понятным, ясным и целостным.

Визуал должен вызывать ощущение, что продукт «современный», «с высоким уровнем комфорта», «стильный». Конечно, реальный продукт должен соответствовать своей визуализации.

Тренд на экологичность

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsamolet.ru%2Fproject%2Fkvartal-zapadniy%2F%3Futm_referrer%3Dhttps%253A%252F%252Fsamolet.ru%252Fproject%252Fdolina-yauzy%252F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ЖК «Квартал Западный»</a> от застройщика <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsamolet.ru%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Самолет»</a> (Москва). 
ЖК «Квартал Западный» от застройщика «Самолет» (Москва). 

В тренде все, чего нам не хватает в современном образе жизни:

  • свежий воздух;
  • движение;
  • прогулки;
  • природа;
  • тишина.

Тренд на экологичность позволяет сделать неудобное месторасположение ЖК преимуществом, если рядом есть зеленая зона.

Ниже пример из контекстной рекламы (Яндекс.Директ). ЖК находится далеко от центра, но, может быть, это преимущество, а не недостаток? Смотря как посмотреть.

Контекстная реклама. Удаленность от центра города превращается в преимущество.  
Контекстная реклама. Удаленность от центра города превращается в преимущество.  

Удаленность от города можно сделать основой для позиционирования бренда. На просторах интернета гуляет креативный баннер для одного из застройщиков Челябинска. Баннер старый, но свою актуальность сохраняет. Квартира на окраине ассоциируется с яркими красками, движением, жизнью. Квартира в рамках города серая и скучная.

Креативная концепция для рекламной кампании ЖК на окраине города
Креативная концепция для рекламной кампании ЖК на окраине города

Если добавить в ЖК прогулочную зону, разбить сад, посадить деревья – его ценность повысится в разы.

Например, застройщик «SetlGroup» в одном из своих ЖК обещает разбить яблоневый сад и еловый сквер, организовать парк с тематическими зонами и велодорожкой.

Визуализация будущего сада <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsetlgroup.ru%2Fprojects%2Funiver-city&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">в одном из ЖК</a> застройщика «SetlGroup». 
Визуализация будущего сада в одном из ЖК застройщика «SetlGroup». 

Акцент на зеленых зонах в рекламных коммуникациях делают большинство застройщиков.

Скриншот с сайта застройщика «ПИК»<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.pik.ru%2Fcluster%2Fmatveevsky&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> (микрорайон «Матвеевский кластер»), Москва. </a>
Скриншот с сайта застройщика «ПИК» (микрорайон «Матвеевский кластер»), Москва. 
Скриншот с сайта застройщика «СМСС» <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fchkalov7.smssnsk.ru%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">(ЖК «Чкалов»)</a>, Новосибирск
Скриншот с сайта застройщика «СМСС» (ЖК «Чкалов»), Новосибирск

Тренд на экологичность создает и отдельное продуктовое направление – закрытые загородные поселки. Ключевое предложение: городской комфорт на природе. В продаже не квартиры, а загородные дома по доступной для среднего сегмента цене.

Загородный поселок <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fxn--74-dlciebkck8c6a.xn--p1ai%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Дмитров Дом»</a>, застройщик <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fxn--74-dlciebkck8c6a.xn--p1ai%2F&postId=1711728" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Самолет» </a>(Московская область)
Загородный поселок «Дмитров Дом», застройщик «Самолет» (Московская область)

Резюме

Тренд на экологичность еще долго будет оставаться актуальным. Зеленые зоны, свежий воздух, прогулочные территории – важные факторы комфорта, которые делают ваш продукт ценным для покупателей.

Вот как вы можете использовать этот тренд:

  • разработать продуктовое предложение, где будут сочетаться городской комфорт и жизнь на природе. Это может быть загородный поселок или ЖК с множеством зеленых общедомовых террас, садом и прочими зелеными зонами;
  • позиционировать удаленность района от центра города как преимущество, если рядом с ЖК есть парки, леса, водоемы, низкий уровень загазованности и чистый воздух.

Заключение

Работа застройщиков сейчас сфокусирована на трех направлениях.

  • Улучшение продуктового предложения. Чем больше потребностей ЦА сможет качественно удовлетворить застройщик – тем ценнее его продукт, тем проще его будет продать. Делать продукт идеальным нет нужды. Достаточно превосходить предложение конкурентов. В поисках возможных продуктовых улучшений застройщики исследуют тренды, устраивают коллаборации с образовательными учреждениями и другими организациями, привлекают бизнес к покупке коммерческой недвижимости в их ЖК, строят социальную инфраструктуру, выпускают частные садики и школы как свой отдельный продукт, организуют мероприятия, разбивают сады, привлекают психологов к работе над общедомовыми пространствами и так далее. Продукты становятся все интереснее, уровень жизни в ЖК повышается, у застройщика появляется больше возможностей отстроиться от конкурентов на уровне продукта

  • Помощь в покупке квартиры. Ипотека остается доступной только для семей с маленькими детьми. Для остальных сегментов ЦА ставка стала неподъемной. Количество потенциальных покупателей снизилось. Падение спроса – ключевая проблема рынка. Чтобы у покупателей все-таки была возможность выплачивать кредит, застройщики субсидируют ипотеку, помогают с ПВ, дают рассрочки и разрабатывают спец. предложения. Это может сопровождаться повышением стоимости жилья, но все же делает покупку более доступной для покупателей из среднего сегмента.

  • Ориентация на семьи с детьми. Семьям с маленькими детьми доступно льготное кредитование, поэтому застройщики отдельно фокусируются на этом сегменте ЦА. Задача девелоперов – сделать семьям предложение более привлекательное, чем у конкурентов. С этой целью застройщики адаптируют под семьи рекламную коммуникацию, предоставляют дополнительные скидки и субсидии, дорабатывают продукт с учетом тонких потребностей ЦА.

Чтобы выживать в тяжелые времена, я рекомендую застройщикам постоянно отслеживать ситуацию на рынке:

  • проанализировать предложения девелоперов в своем регионе: составить полный список инфраструктуры в каждом ЖК, мониторить все нововведения, продуктовые изменения и акции, отслеживать акценты в продажах и уровень проработки сайта и других рекламных материалов, коммуникацию отдела продаж;

  • особое внимание уделить крупным застройщикам в Москве и Санкт-Петербурге – именно они задают тренды в отрасли.

Когда снижается спрос и повышается конкуренция, либо падают цены на продукт, либо растет качество продукта, на рынке появляется больше клиентоцентричности и внимания к потребностям покупателя. Надеюсь, что в нашем случае будут расти качество продукта и средняя зарплата потенциальных покупателей, а ключевая ставка – снижаться.

77
10 комментариев

Очень масштабное исследование. Масса пользы!

2

Спасибо, мы старались

хороший пост, есть что подчерпнуть. на мой взгляд, единственная здравая инициатива от застройщиков в текущих условиях - это акции, скидки и прочие костыли при покупке

И при таком раскладе не все смогут позволить покупку жилья) Но статья интересная, да

2

застройщика для выживания стоит зачистить свой менеджмент в первую очередь, который через коррупционные схемы с откатами от подрядчиков раздумаю себе стоимость стройки.
если раньше это нивелировалась повышением цены и наличием на рынке лохов которые рады кредитными деньгами покупать по любой цене, то сейчас остались ток семейные по сути и все.
а реальная цена на жилье это цена вторички

Я думаю, что в первую очередь дело в законе спроса и предложения. После субсидирования ипотеки сильно вырос спрос, предложение так же быстро вырасти не могло, соответственно цена росла пока не сформировались условия рыночного равновесия — точки, в которой объём спроса на товар равен объёму его предложения.

Теперь спрос упал, застройщикам не хватает средств на новые проекты, чтобы они отвечали требованиям банков. Значит, предложение упадёт и цены ещё вырастут🥲