Как составить резюме и подготовиться к собеседованию

Мы любим специалистов с опытом, которые привносят в работу над нашими проектами какие-то фишки и своё уникальное видение процессов. Но также уверены, что крутого емейл-маркетолога, дизайнера или айтишника можно не только нанять, но и воспитать. Главное, чтобы человек был толковый.

Как толковому человеку в толковую компанию попасть, рассказывает наш HR-менеджер Полина Монкина.

Как составить резюме

Оформление

Выбирая формат отклика, отталкивайся от должности, которую хочешь занять.

Свои релевантные навыки и умения можно начинать показывать уже на этом этапе. Если хочешь работать верстальщиком сайтов на Тильде, будет отличной идеей собрать своё резюме в этой самой Тильде.

Также твой отклик может быть оформлен просто в гуглдоке — в виде красиво отформатированного рассказа о своей кандидатуре. Нравится заполнять анкеты на сайтах по поиску работы? Такой формат тоже подойдёт.

Но важнее всё-таки само содержание. Любой HR и руководитель скажет тебе спасибо, если ты сделаешь так, чтобы отклик комфортно читался и содержал только нужную информацию.

Что писать в резюме

Факты. Это достижения, на которые можно посмотреть, пощупать, измерить. Например, успешная реализация проекта в цифрах (количество посетителей фестиваля, комментариев к Инстаграм-посту и т. п.), публикации в крупных СМИ, рост прибыли в процентах.

Важно: факты должны быть релевантны должности, на которую ты претендуешь. Сложил 1000 бумажных журавликов собственными руками — измеримый факт? Определённо. Поможет ли он руководителю в решении взять тебя в команду на должность редактора? Вряд ли.

Город проживания и интересующий формат работы. Подумай хорошо, подходит ли тебе удалёнка или хочешь ходить в офис.

Возможно, тебя интересует неполный рабочий день. Всё это лучше отразить в первичной информации, которую увидит HR. Так всем участникам процесса удастся избежать недопонимания и лишней траты времени на уточнение административных деталей.
Предпочтительный способ связи. Обязательно напиши, как тебе удобнее получить ответ: почта, телефон или какой-то мессенджер. А оперативная коммуникация в процессе переговоров всегда будет большим плюсом.

Пожелания по зарплате / почасовая ставка. Эту информацию у тебя в любом случае запросят. Готов на любую сумму, лишь бы получить опыт работы именно в этой компании? Это тоже лучше сразу указать в отклике.

Портфолио. Для каких-то вакансий достаточно расписать достижения фактами — например, для менеджера проектов. В этом случае цифры будут говорить о качестве работы красноречивее всего. А если ты создаёшь продукты, которые в цифрах не измерить, но на которые можно посмотреть (дизайн, сайты, видео, тексты), обязательно собери портфолио из своих работ.

Чего точно не должно быть в резюме

Воды. К этой категории отнесу факты из личной и трудовой биографии и описание человеческих качеств, которые никак не относятся к интересующей тебя должности.

Можно быть очень многогранной личностью, но в отклике на вакансию важно сконцентрироваться на той грани, которая отвечает на вопрос: «Чего от меня хочет тот, кто будет это читать?» Интересный факт о тех же журавликах расскажешь коллегам за кофе, когда тебя возьмут на работу.

Витиеватые обороты и обилие юморесок тоже мешают при чтении резюме. Пиши проще — так ты показываешь уважение ко времени того, кто будет читать. Можно добавить одну остроту, но только в самом конце и если она будет в тему.

Вранья. «Приукрашу, а по ходу научусь» не сработает. Рано или поздно правда раскроется — будет как минимум неловко. Врать смысла нет: хорошая компания, которую ты заинтересуешь как потенциальное дополнение к команде, зачастую готова научить всему сама. Если, конечно же, увидит в тебе пресловутый потенциал. Лучше всего его подтверждают факты — те самые: честные, понятные и измеримые.

Банальностей. Клишированные списки личных качеств типа «ответственный, трудолюбивый, стрессоустойчивый, креативный» уже никого не впечатляют. Все эти качества называются софт-скилами, и HR всегда выявляет их в процессе интервью (собеседования). А на этапе отклика тебе нужно показать релевантные вакансии хард-скилы — профессиональные навыки.

Что писать в сопроводительном письме и нужно ли оно

Хороший отклик на вакансию или заявка о сотрудничестве — это когда работодатель получает всю нужную ему информацию в один клик. Так что идеальный вариант — когда резюме включает в себя сопроводительное письмо и составляется под конкретную вакансию.

В одном-единственном сообщении ты можешь отразить своё желание работать, релевантный опыт, достижения и личные качества, подтверждённые фактами, и приложить ссылку на портфолио.

А если опыта и работ ещё нет, концентрируйся на мотивации попробовать себя именно в этой сфере и на достижениях с фактами. Например, тебе хочется составлять маршруты в компании, которая занимается картами для путешественников. Расскажи в письме, в скольких городах и странах ты побывал; как тебя вдохновляет идея того, что ты будешь помогать единомышленникам, которые обожают узнавать и видеть новое; предложи идеи по улучшению этих самых карт. В общем, покажи, что «глаза горят» и что ты можешь быть полезен!

Отклик должен быть осознанным. Если ты хочешь работать именно на этой должности и именно в этой компании — проведи ресёрч. Внимательно изучи вакансию и отвечай прямо по пунктам на запросы из неё: решение схожих задач, участие в аналогичных процессах на предыдущих местах работы, факты, подтверждающие требуемые навыки и т. д.

Помимо этого, изучи всю доступную информацию о компании. В общем, пойми, кто и зачем нужен работодателю — и отрази это понимание в резюме, портфолио и при выборе формата.

Кстати, этот ресёрч пригодится и на собеседовании! Переходим к нему.

Как вести себя на собеседовании

Собеседования всё чаще проходят в формате онлайн-интервью, которое не сильно отличается от живого общения, но при этом имеет особенности и кому-то может быть непривычно. Поэтому расскажу именно про этот формат.

Будь готов, что с тобой предварительно свяжутся, чтобы подтвердить информацию, указанную в резюме, уточнить, актуален ли для тебя поиск работы, и назначить дату собеседования.

К самому онлайн-собеседованию нужно подготовиться по нескольким фронтам:

  • Изучить всё о компании и вакансии.
  • Хорошо подумать о том, какой информации от работодателя тебе ещё не хватает, и составить список вопросов (об инструментах, процессах, условиях отпуска, привилегиях для сотрудников). Пока ты в поиске, это может казаться неважным, но если всё сложится удачно, то тебе же потом с этой работой жить.
  • Подобрать удобное место, предупредить друзей, знакомых и родственников, в какое время тебя не беспокоить.
  • Проверить качество связи, настроить звук, картинку.
  • Обратить внимание на свой внешний вид. Дресс-код, тон-оф-войс и обычаи компании тоже можно изучить заранее, например по соцсетям. Будет странно, если на собеседование в Google ты наденешь пиджак, потому что представители этой компании проводят их в гавайских рубашках.

А вот готовить какой-то образ или следовать советам Карнеги о том, как понравиться всем на свете, не стоит. Будь собой, прояви свои лучшие навыки коммуникации, не бойся рассказывать про слабые стороны и не преуменьшай сильные. Соискатель и компания должны подойти друг другу такими, какие они есть. Ведь для классного совместного будущего нужно смотреть в одном направлении — всё как в отношениях. К тому же поддержание какого-то образа будет отвлекать тебя от важных моментов.

Сохраняй спокойствие. Именно в этом тебе поможет подготовка. Всё, что было можно, ты изучил, а узнать, что именно будут спрашивать у тебя, — невозможно. Главное — хорошо обдумывай свои ответы, не придумывая идеальный, а прислушиваясь к себе. Постарайся быть честным и дружелюбным. HR, кстати, тоже человек и тоже волнуется ;)

В конце собеседования обязательно поинтересуйся, когда и как тебе сообщат решение.

Собеседование закончилось. Выдохни и занимайся другими делами.

Может случиться так, что ещё в процессе собеседования ты поймёшь, что эта вакансия или компания тебе не подходят. Тогда лучше дождись оффера (коммерческого предложения) и прими окончательное решение, обдумав всё, что в нём прочтёшь и что услышал на встрече.

Будь готов к отказу. И если HR не пояснил причину, обязательно её запроси.

Отказ не значит, что ты плохой человек, друг, брат или даже специалист. Просто именно на этом отрезке жизненного пути ты и эта компания не подошли друг другу. Если ты всё-таки железно решил, что это работодатель твоей мечты, не бойся попробовать позже, когда наберёшься нужного опыта. И уж тем более это не должно останавливать тебя сейчас в том, чтобы пробовать попасть в другие компании.

Новые вакансии и проекты появляются в огромном количестве ежедневно, не теряй упорства, анализируй обратную связь и продолжай поиски.

Полина Монкина, HR-менеджер, EMAILMATRIX

354354 открытия
Начать дискуссию