{"id":13581,"url":"\/distributions\/13581\/click?bit=1&hash=5a75de65ca24394dfba9ae8fce94762910d21b3da6fb1634fc131027d319271c","title":"\u041a\u0430\u043a \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c \u0440\u0435\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d \u0441\u0430\u0439\u0442\u0430 \u0441 \u0443\u043c\u043e\u043c \u2014 \u0438 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043a\u0443\u0447\u0443 \u0434\u0435\u043d\u0435\u0433","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"edca0fea-02f8-5eb8-ae8c-3678b2acc040","isPaidAndBannersEnabled":false}
Евгений Никонов

Особенности рекламы медицинских услуг, или осторожнее с огнем!

На связи - директор креативного агентства BezNebes Евгений Никонов. Поехали.

Рекламу медицинских услуг можно сравнить с костром, который при кропотливом и осторожном обращении согреет = даст хорошие результаты и достойную отдачу. А при несоблюдении мер безопасности разгорится в бушующий пожар.

Да, закон о рекламе предъявляет к медицинским услугам строгие требования. Это вполне справедливо, и служит во благо каждому из нас. Сегодня мы поговорим об особенностях рекламы медицинских услуг и том, как не сгореть в пламени возможных ошибок.

Лицензия

Итак, вы занимаетесь рекламой. У вас появился новый клиент - медицинская клиника. Прежде чем начать сотрудничество, проверьте наличие лицензии у заказчика. Закон разрешает рекламировать услуги только тех медучреждений, которые получили лицензию.

Проверка лицензии - прямая обязанность рекламораспространителя. За размещение рекламы медицинского учреждения, у которой нет лицензии полагается большой и вполне справедливый штраф. В соответствии с частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе в части требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей; на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц – от 200 000 до 500 000 рублей.

При этом недостаточно просто убедиться в том, что у организации есть лицензия. Необходимо обратить внимание на несколько важных пунктов:

  • Название рекламодателя должно совпадать с названием организации, которой предоставлена лицензия;
  • Важно, чтобы лицензия была действующей. Обязательно проверьте дату выдачи и срок действия;
  • Адрес, по которому будут оказывать медицинские услуги, должен совпадать с адресом места нахождения и осуществления медицинских услуг, указанных в лицензии.

Бюрократично? Наверное. Зато вы не подвергаете жизнь и здоровье окружающих опасности, и защищены от неприятных санкций.

Что можно, а что нельзя?

Закон позволяет рекламировать медицинские услуги, медицинские изделия и лекарства. Но есть и ряд ограничений: нельзя рекламировать рецептурные лекарства или медизделия для применения которых нужна спецподготовка.

У самых любознательных поневоле возникает вопрос: почему предоставлять информацию о том, что медучреждение проводит операции можно, а описывать метод проведения операции нет? Разъясняем: в 2014 рекламу медицинских услуг запретили на полгода. Полный запрет, конечно, сняли, но статья закона о рекламе сильно изменилась: рекламировать методы лечения, диагностики, профилактики и реабилитации стало нельзя. Вот и получается, что сами медицинские услуги рекламировать можно, а методы с помощью которых эти услуги осуществляют, нельзя. Дело в том, что на практике разделение медицинских услуг и методов профилактики, диагностики и лечения - задача не из самых легких. Например, МРТ - это одновременно и метод диагностики, и медицинская услуга. А у закона четкого ответа на вопрос о разграничении просто нет.

По мнению Федеральной антимонопольной службы, если в рекламе указывается способ воздействия на организм человека и при этом данный способ представляет собой медицинскую услугу, то подобная реклама допустима. А вот когда в рекламе досконально раскрывается содержание способа воздействия на организм, то в данном случае речь как раз идет о рекламе метода диагностики, профилактики, лечения и реабилитации, что попадает под запрет. И если следовать логике ФАС, то реклама МРТ представляет собой рекламу медицинской услуги. А когда рекламируется МРТ с подробным описанием процесса воздействия магнитных волн на тело человека в рамках процедуры диагностики, то это уже реклама метода диагностики.

Более-менее разграничивать медицинские услуги и методы лечения и диагностики может помочь номенклатура медицинских услуг, утвержденная приказом Минздрава России от 13.10.2017 года № 804н. В соответствии с этим документом, медицинские услуги представляют собой виды или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию, и имеющие самостоятельное законченное значение. Но опять же, данная номенклатура, включает в себя далеко не все современные медицинские процедуры. Такие наименования как плазмолифтинг, мезотерапия, вы вряд ли найдете в перечне медицинских услуг. Поэтому номенклатура - это только ориентир. И руководствоваться надо логикой и здравым смыслом.

Что точно не допускает медицинская реклама?

Возможно, что в интернете или в газетах, вам часто попадалась реклама, в которой довольные пациенты выражали благодарность клинике или доктору за помощь. Рассказывали о мгновенном и эффективном излечении с помощью волшебных таблеток или аппаратов. Раскроем несколько секретов. Во-первых, не факт, что отзывы писали сами пациенты. Во-вторых, реклама медицинских услуг не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от болезней в результате использования каких-либо определенных медицинских услуг и товаров.

О пометках

Одно из самых главных требований к рекламе медицинских товаров - это наличие специальной пометки. В зависимости от направления - медицинские услуги/лекарственные средства/медицинские изделия закон устанавливает обязательные надписи: о наличии противопоказаний к применению и использованию, о необходимости ознакомления с инструкцией к применению и использованию, о необходимости ознакомления с инструкцией по применению или о получении консультации специалистов. Случается даже так, что предупреждение размещают без привязки к содержанию рекламы, потому что на первом плане не содержание пометки, а ее наличие. А вот если предупредительной надписи нет, это может привести к штрафу от 200 до 500 тысяч рублей.

Кстати, размер надписи имеет значение. Например, в печатных изданиях она должна составлять как минимум 5% рекламной площади. Несоблюдение этого правила также приведет к штрафам в особо крупных размерах.

Резюмируя, скажем, что ничего страшного в рекламе медицинских услуг нет. Да, это ответственность. Да, важна внимательность и педантичный подход к делу. Но не забывайте, что все сложности оправданы. Государство заботится о нашем здоровье, поэтому закон о рекламе так суров к медицинским услугам. Просто соблюдайте правила. Поверьте, чистая совесть, отсутствие штрафов и благодарность людей за правдивую и корректную информацию стоят всех этих усилий.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null