{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как выбирать компанию для трудоустройства. Советы эйчара

Ольга Гельмель, руководитель Центра развития карьеры EdMarket, рассказала, как искать и находить вменяемых и адекватных работодателей.

Последнее, что вы можете сделать для своей карьеры — отправляться на собеседование, как на страшный экзамен с мыслью: «Ну пожалуйста, ну пусть они меня наймут!» Даже если вы подаете резюме на вакансию мечты. Даже если вы остались без работы и вам очень страшно.

Трудоустройство — это всегда договор двух сторон. Выбирают не только вас. Выбираете и вы. Причем внимательно, чтобы, выйдя на новое место работы, вы не обнаружили, что «выбрали» ненормированный график, работу без выходных и отношение начальства в духе «отдых для слабаков». Я работаю в крупной онлайн-школе, где ценят сотрудников, где можно учиться и развиваться, предлагать интересные идеи, на которые коллеги отвечают: «Давайте реализуем», а не «Не буду этим заниматься, мне за это не платят». И такая компания не единственная на рынке: на рынке онлайн-образования запускается всё больше крупных проектов, которые выстраивают взаимоотношения с сотрудниками экологично, по модели «бирюзового бизнеса».

Я не верю в крики о том, что «все компании одинаковы», «серая зарплата — норма жизни», «где найдешь честного работодателя?!» Это ваш выбор — работать там, где вы уважаете ценности компании, а компания уважает вас. Или соглашаться на меньшее.

Поделюсь лайфхаками, которые помогают мне выбирать «правильную» работу в хорошей компании:

Совет 1. Читайте вакансию внимательно, или стоп-фразы, которые надо не пропустить

Вакансия, опубликованная компанией, — это своеобразный оффер. Изучите его внимательно. Вот на что стоит обратить внимание:

— название должности и список должностных обязанностей. Бывает так, что компания ищет методиста, но из списка обязанностей следует, что сотрудник возьмет на себя и задачи продюсера — будет, например, проводить анализ рынка. Оценивайте: а) готовы ли вы взять на себя дополнительные задачи, интересны ли вам они, б) будет ли оплачиваться дополнительный функционал.

— график работы. Если работодатель пишет в вакансии, что график работы «24/7» и «нужно постоянно быть на связи» — он не шутит. Поэтому оцените на берегу: хотите ли вы работать круглосуточно? Если работодатель указывает, что «возможны переработки», на собеседовании полезно уточнить: как часто вам придется задерживаться на работе? Оплачивается ли это время?

— описание компании. Есть работодатели, которые считают, что работать на них — само по себе великое счастье. О какой оплате труда мы говорим? Чаще всего это харизматичные лидеры, которые набирают неопытных сотрудников, как мотыльков, летящих на пламя. Дальше эти мотыльки неизбежно выгорают (любой выгорит на работе с ворохом задач и низкой оплатой труда), и на их место приходят следующие.Если вас не прельщает такая перспектива, обращайте внимание на описания компании в духе «мы огонь, у нас самый классный продукт и коллектив, в котором работать за счастье» — скорее всего, будут щедро расписывать перспективы, но неохотно соблюдать договоренности. Еще одна «стоп-фраза»: «у нас вы научитесь» — помните, что вы устраиваетесь, чтобы работать и получать оплату за свой труд, а не чтобы учиться. Ну и риторика в духе «мы семья» должна насторожить. Если коллектив — семья, то какой может быть разговор об отдыхе, отпуске и достойной оплате труда?

— заработная плата. Если указана конкретная сумма — тоже верьте. Если диапазон, скорее всего, это означает, что на старте вам будут платить по нижней его границе. Не думайте, что вы придете на зарплату в 40 тысяч, покажете себя крутым специалистом, и вам поднимут зарплату до 80 тыс. В большинстве компаний бюджет на заработную плату закладывается раз в полгода-год, и работодатель полагает, что раз вы готовы работать за оговоренную в вакансии сумму, то столько он и будет вам платить. И это вполне справедливо.

— официальное оформление. В штат, по договору подряда, как угодно. Важно, чтобы был документ, который описывает ваши взаимоотношения с работодателем.

Совет 2. Изучайте соцсети компании и ее сотрудников

Посмотрите, как руководитель общается с подписчиками, о чем он пишет, о чем рассказывают в соцсетях его сотрудники. Если устраиваетесь в онлайн-школу, полезно посетить, например, бесплатные вебинары и посмотреть, как общаются спикеры, как рассказывают о проекте и его ценностях.

Совет 3. Ищите отзывы на работу в компании

Есть много специализированных сайтов, где бывшие и настоящие сотрудники рассказывают, как им работалось на том или другом месте. Сам по себе негативный отзыв — еще не катастрофа. Но повод задать дополнительный вопрос на собеседовании в духе: «Увидела отзыв, что в вашей компании регулярно задерживают заработную плату. Правда ли это?»

Совет 4. Ищите компанию с близкими ценностями

Есть компании, идеология которых — про вечный бой, амбиции и про то, что «победитель только один». Есть компании, которые работают по принципу «клиент — это друг», и здесь сделать качественный продукт — не менее важная задача, чем больше заработать. Выбирайте те компании, с которыми вам по пути. Даже если за отказ от своих ценностей платят больше.

Совет 5. Задавайте на собеседовании «неудобные» вопросы

Собеседование — это переговоры. Отправляйтесь на него с мыслью «Давайте посмотрим, подходим ли мы друг другу», а не с мыслью «Возьмите меня! Ну пожалуйста». Ваша задача — не быть удобным собеседником, а выяснить всё, что вам стоит знать, чтобы принять решение. Совершенно точно стоит обсудить:

— испытательный срок: оформление, объем задач, оплату, длительность. И обязательно обговорите, на какую зарплату вы можете рассчитывать после окончания испытательного срока.

— KPI. Например, если вы продюсер, можно договориться на оклад + процент или фиксированную сумму, которую вы будете получать при достижении показателей. Такой вариант удобен и работодателю, и сотруднику, который видит, что его зарплата зависит от его усилий.

— отпуск. График отпусков, продолжительность. Тревожный фактор: если на вопрос об отпуске вам отвечают «А вы уже отдыхать собрались?» Помните, что это ваше право — «на берегу» выяснить все условия работы.

И обязательно обратите внимание на то, как сотрудники общаются между собой, как руководитель обращается к ним. По обрывкам разговором можно многое понять: и про атмосферу, и принято ли обсуждать друг друга за спиной, и как относятся к начальнику. Ловите слабые сигналы и не думайте, что вам показалось. Скорее всего, не показалось.

Одним словом, делайте выбор с открытыми глазами, узнавайте о компании как можно больше, и работа на компанию мечты станет вашей реальностью.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда