Модели открытых и закрытых инноваций
Корпоративные инновации определяют развитие компании и ее положение на рынке. Если организация не будет придумывать новые идеи и воплощать их продукты, высока вероятность потерять свое место на рынке и остаться для потребителя в прошлом. Поэтому крупная компания в любой отрасли - от банковской и ИТ-сферы до производства продуктов питания - инвестирует в новые технологии. На рынке устоялись два подхода к корпоративным инновациям - они могут быть как закрытыми, так и открытыми. О том, какие преимущества есть у каждой модели и какого пути придерживается PepsiCo, рассказывает Александра Сухарева, менеджер по бизнес-инновациям, куратор TechLab PepsiCo в России.
Закрытые инновации
Эта модель преобладала в корпоративной среде последнюю сотню лет - большие и не очень компании создавали на своих предприятиях департаменты, которые занимаются НИОКР, или R&D-отделы. В них зарождалась идея инновации, развивалась и превратилась в продукт внутри одной компании.
Плюсы такого подхода - это полный контроль за инновациями. Закрытость от рынка разработок помогала формировать конкурентное преимущество.
Однако главное ограничение модели закрытых инноваций в том, что инновационная энергия формируется в рамках ограниченных внутренних ресурсов, не получая подпитки и оценки извне. Другими словами, все идеи формировались узким кругом сотрудников, у которых со временем мог “замылиться взгляд” на ту или иную идею, а из-за секретности и защищенности компания не могла получить мнения других экспертов до выхода продукта на рынок.
Открытые инновации
Термин “открытые инновации” введен в оборот профессором Генри Чесбро из Калифорнийского университета. Эта модель предполагает привлечение ресурсов и технологий других компаний для быстрого и эффективного решения задач, а также в том случае, если создание нужного решения внутри организации невозможно.
Преимуществ работы с моделью открытых инноваций очень много:
- Растет эффективность операций и скорость решения задач.
- Стоимость разработки и внедрения ниже.
- Есть возможность получить более взвешенную оценку инноваций.
- Внедрение современных технологий от стартапа - самого остро реагирующего на реалии рынка поставщика. В модели открытых инноваций корпорация готова выбирать себе в партнеры не только крупных поставщиков полного цикла, но и в том числе молодые и прогрессивные компании, специализирующиеся на 1-2 технологиях, понимая, что не все инновации приживутся и подходят именно ей. Но коопорация готова пробовать, тестировать и дает сама себе право на ошибку в выборе технологии.
- Сотрудничество с широкой сетью экспертов.
Также модель открытых инновация предлагает перспективы развития гибридного пути работы с внутренними и внешними инновациями, что позволяет достичь максимальной эффективности. Компания может развивать внутренние продукты, тестировать и улучшать их с привлечением внешнего ресурса - стартапа, краудсорсинговой платформы или отдельных экспертов. Или же организация может выкупить разработку, к примеру, у стартап-проекта, и внедрить ее в свой контур. Таким образом компания ускоряет свой технологический прогресс.
Однако у модели открытых инноваций есть и ряд рисков. Их следует оценивать на каждом этапе работы с инновациями и грамотно выстраивать оборону.
- Рыночные риски - чрезмерная открытость рынку может породить утечку ценной информации, дающей конкурентное преимущество иным игрокам на рынке.
- Возможность оказания недобросовестного влияния на принятие решений компанией в случае недостаточно проверенного партнерства в чувствительных областях с организациями, несущими риски, и навязывания компании внешних сервисов в корыстным умыслом.
- Риски в области кибербезопасности и защиты персональных данных.
- Переманивание ценных кадров со стороны конкурентов.
Что выбрать?
Выбор в пользу открытых или закрытых инноваций делается в зависимости от стратегии компании и ее аппетита к риску. Например, PepsiCo выбрала для себя гибридный вариант подхода к инновациям. С одной стороны, наше сердце - R&D-департамент, который представляет собой модель закрытых инноваций. Внутри него создаются и тестируются новые продукты и продуктовые линейки для нашего портфеля. С другой стороны, для улучшения сервиса, продаж и маркетинга мы используем модель открытых инноваций, обогащая текущий инструментарий успешными практиками с рынка, и сотрудничаем с партнерами для развития категорий продуктов питания и социальных инициатив через лабораторию TechLab PepsiCo. Это единое окно поиска технологий для сотрудников и возможность рассказать о своем решении для стартапов.
Александра Сухарева, менеджер по бизнес-инновациям, куратор TechLab PepsiCo в России