{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как экс-глава Nikola обманул людей на $34 миллиарда и вышел сухим из воды

Говоря о бывшем главе Nikola Треворе Милтоне так и хочется назвать его “вторым Илоном Маском”. Только у Tesla все же есть множество коммерчески успешных моделей, в то время как Тревор не пошёл дальше обещаний, попал под суд, остался на свободе и стал миллиардером. Как так вышло?

Непростая история Тревора Милтона.

Тревор Милтон основал Nikola в 2014 году, и пару лет компания почти не светилась на рынке. А уже в 2017 Тревор гордо стоял на сцене, презентуя широкой публике уникальный электрический грузовик, который должен был изменить мир. Уникальная платформа, футуристичный дизайн и запас хода в диапазоне 1300-1800 км на одной зарядке — на тот момент подобные характеристики вызывали восторг у широкой публики. Журналисты сравнивали Тревора с Илоном Маском, и строили предположения о том, кто станет успешнее.

Биография Тревора не очень радужна, но весьма интересна. Родился Тревор в штате Юта, крохотном городке Лейтон в 1982. Детство Тревора сложно назвать беззаботным. Мать скончалась от рака когда ему было 15, а работа отца находилась в четырёх часах езды от дома. Кроме того, у Тревора было три сестры и брат, так что нет ничего удивительного, что сразу после школы он вместе с миссией мормонов уехал в Бразилию на полтора года.

Равно как и Билл Гейтс, вернувшись, Тревор быстро бросил колледж. Он занялся

маркетингом и продажами, и уже в начале 2000-ых создал свою первую компанию, которая занималась реализацией систем охранной сигнализации. Вскоре он продал ее за 300 тысяч долларов. И вроде всё звучит прекрасно. За исключением лишь двух фактов:

  • Тревор обманул своего партнёра, уверив его, что компания была продана за 200 тысяч. Оставшиеся 100 тысяч долларов ушли в карман Тревора.
  • Покупателю бизнеса были предоставлены ложные цифры о прибыли бизнеса, что привело к серьезным убыткам.

Именно таким образом Тревор впервые показал свою «предпринимательскую» жилку.

Афера с переоборудованием грузовых дизельных двигателей на газ

Одной из популярных экологических и экономических проблем являются дизельные двигатели. Значительный расход дизеля, вредные выбросы и траты на обслуживание — все это не выгодно перевозчикам. «У природного газа значительно больше преимуществ», — подумал Тревор, и смог убедить логистическую компанию инвестировать 2 миллиона долларов в новый проект под названием dHybrid. Он договорился, что переоборудует партию из всего десятка дизельных грузовиков. Но в случае успеха следующим заказом должны были стать уже 800 машин.

Справился ли Тревор с задачей? Он неоднократно переносил дату сдачи грузовиков, и в конечном итогда предоставил всего 5 машин. Да и те оказались дефектными: в двигателях были обнаружены значительные проблемы, которые не позволяли их эксплуатировать. Как результат — судебный иск с требованием вернуть деньги. Вот только полученные Тревором деньги уже были израсходованы. Милтон уже потратил деньги на личные нужны. Тогда он принимает решение компенсировать убытки (нет)... организовать новую компанию под названием dHybrid Systems.

Судебный иск от логистической компании удаётся потихоньку «замять», а новая фирма продолжает заниматься тем же, чем и предыдущая. Спустя какое-то время Тревор смог наладить контакт с крупным производителем баллонов с кислородом и пропаном — компанией Worthington Industries. Тревор договаривается о том, чтобы продать ей dHybrid Systems. За впечатляющие 16 миллионов долларов. По факту же, как и в случае с первой компанией Тревора, стоимость была сильно завышена.Обманным путем ему удалось продать старую dHybrid вместо новой dHybrid Systems. Вместе с судебным иском и накопившимися долгами.

Повышаем ставки

В далёком 2014 году в Солт-Лейк-Сити Тревором была организована новая компания Nikola Motor. Компания, которая должна была полностью изменить современный рынок грузоперевозок, и которая сразу начала работать над своим первым грузовиком.

В мае 2016 был анонсирован грузовик Nikola 1, способный проехать более тысячи километров, тянуть 35 тонн и, что самое примечательное, на подзарядку требовалось всего 15 минут. Учитывая стоимость мирового рынка грузоперевозок минимум в 1 триллион долларов — такое заявление просто не могло остаться без внимания.

До сих пор непонятно, как бизнес-мир и СМИ пропустили мутное прошлое нового Илона Маска. Количество подписчиков в его Twitter росло как на дрожжах, он стал регулярным гостем инвест-форумов и различных студий. И вот, в 2017 году, проходит презентация полностью готового электрического грузовика. Релиз был красивым — на большой сцене, с обилием света и приглашенными СМИ.

Во время презентации у журналистов была возможность посидеть в кабине грузовика, поиграться с многочисленными планшетами и оценить интерьер. Но… На деле кабина была единственным местом грузовика, которое работало. Работало от обычной электрической сети, а не от внутреннего электродвигателя. Ведь производственных мощностей у компании попросту не было. Всё, что компания подготовила для презентации — это каркас, удобные сиденья и несколько планшетов.

Тем не менее, по заверениям Nikola Motors, грузовик протестирован и готов к производству. И уже можно было сделать предзаказ. Каждый экземпляр оценивался в 375 тысяч долларов. Поразительно, но ещё до презентации автомобиля было оформлено предзаказов на 2,3 миллиарда. Вместе с этим, компанией был проведён раунд и собран капитал от инвесторов.

Но время шло, а точных сроков доставки первых экземпляров так и не было. Зато было видео, демонстрировавшее то, что Nikola 1 все же существует. На нем новый грузовичок красиво рассекает по пустыне.

И хоть прямых доказательств работы грузовика предоставлено не было, публике этого было предостаточно. Вплоть до того, что Даг Дьюси, губернатор Аризоны, сделал ретвит видео и сделал предложение компании организовать производство прямо в его штате. Конечно, Тревор согласился. Как результат — акции Nikola достигли стоимости почти в 5 миллиардов долларов. А ведь на тот момент компания так фактически и не отгрузила ни одного продукта.

А что за кулисами?

А там не всё так радужно. По факту, все работы по разработке грузовика были закончены ещё в далёком 2016 году, да и нельзя сказать, чтобы они полноценно начинались. Все сотрудники компании подписывали строгий NDA. И сама Nikola Motors не была богата на сотрудников — лишь сам Тревор, его отец и несколько друзей, а также временные сотрудники для маркетинга и проектных работ.

Электрический кабель, от которого и питалась кабина грузовика во время презентации

Позже один из экс-сотрудников поделился уловками, которые в Nikola Motors использовали, чтобы пустить пыль в глаза. К примеру, видео, на котором грузовик ехал по пустыне, было сделано максимально просто — грузовик затащили на холм, после чего он просто скатился оттуда. Доходило до забавных мелочей. Одна из дверей грузовика болталась во время движения и её посадили на скотч. Дизайн грузовика, который Тревор делал своим главным достижением, оказалась всего лишь 3D-моделью, купленной у хорватского дизайнера за несколько тысяч долларов.

Но никто и не планировал останавливаться. В середине 2019 года Nikola выступила с очередным заявлением о том, что компания не является обычным производителем электрического транспорта. Компания хочет перевернуть рынок энергетики с ног на голову с помощью выработки водорода собственными силами, и лишь с использованием возобновляемых источников энергии. К 2030 планировалось построить несколько сотен станций для заправки в США, и чуть меньшее количество в Европе. Но, как и ранее, дела за громкими словами так и не последовало.

В конце 2019 года произошёл очередной бум.

Компания приобрела производителя аккумуляторов ZapGo, которая обещала очередную революцию. Карбоно-ионовые батареи высокой плотности, которые в разы превосходят нынешнее поколение аккумуляторов. И в середине 2020 Nikola вышла на IPO и достигла стоимости в $34 миллиарда. Впечатляет. Вплоть до того, что компания General Motors купила 11% акций компаний, пообещав производить грузовики Nikola.

Всё было хорошо. До того момента, пока компания Hindenburg Research не провела детальное расследование и не выпустила обширный материал о закулисье Nikola. Исследовательская фирма предоставила серьёзные доказательства: записи звонков, нотариально заверенные скриншоты, фрагменты личных переписок. На что Тревор пообещал дать подробный ответ и разбить все аргументы в пух и прах. И... просто исчез из публичного поля зрения, заодно удалив все аккаунты из социальных сетей. Даже ролик с грузовиком Nikola в движении было удалено с официального канала. Через пару недель он покинул пост главы компании. Всё для того, чтобы полностью сосредоточиться на грядущих, более важных проектах.. По официальной версии.

Несоизмеримое наказание

Ничего удивительного в том, что большинство инвесторов решили подать на Тревора в суд. Спустя множество заседаний и почти год с момента инициации дела, федеральным судом было вынесено решение о признании Тревора виновным в трёх(!) случаях мошенничества. Сам Тревор так и не признал себя виновным, и на суде уверял, что не сделал ничего противозаконного.

Как итог — Тревор находится на свободе после залога в 100 миллионов долларов. Учитывая наличие у него самого дорогого особняка в штате Юта площадью более 1000 гектаров (и стоимостью в 33 миллиона), а также пятой части акций Nikola, его явно нельзя назвать бедным человеком. Акции Nikola на нынешний момент оцениваются примерно в $5 миллиардов.

Особенно парадоксально это смотрится на фоне скандала с главой корпорации Theranos, 30-летней Элизабет Холмс, которая презентовала новую несуществующую технологию анализа крови, для которой якобы требуется лишь капля биоматериала, которую обязали выплатить все долги инвесторам. После того, как афера вскрылась, акции Theranos упали до минимума, и компания перестала существовать.

А компания Nikola упорно движется вперёд с новым руководством, которое пообещало к концу 2021 года доставить первые 25 грузовиков американским клиентам.

НПП Итэлма - большая компания-разработчик automotive компонентов. В нашем штате около 2500 сотрудников, в том числе 650 инженеров.

Мы, пожалуй, самый сильный в России центр компетенций по разработке автомобильной электроники. Мы активно растем, и открыли много вакансий, в том числе и в регионах. Нам нужны инженеры-программисты, инженеры-конструкторы, ведущие инженеры-разработчики (DSP-программисты) и др.

У нас много интересных задач от автопроизводителей и концернов, двигающих индустрию. Если хотите расти в этой области и учиться у лучших — рады видеть вас в команде. Также мы готовы делиться экспертизой и важными новостями из мира automotive. Задавайте нам любые вопросы: ответим, обсудим.

Читать ещё полезные статьи:

0
1 комментарий
Artsem Kukhleuski

Н-да, мягковатое наказание надо сказать.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда