Теперь вы представляете, что мы можем, умеем и делаем!

В этой статье мы бы хотели поделиться своим опытом реализации образовательных программ, рассказать про те подходы и форматы, которые мы применили, про свои практики, свои успехи и «неуспехи», и даже то, как мы адаптировались в период сами знаете чего.

Приятного чтения! Надеемся, что пользу для вас мы точно принесем!

В рамках проекта нам предстояло проработать и реализовать три крупных образовательных программы: «Школа тренеров” (а если быть точнее, то две Школы тренеров), «Школа экспертов» и “Школа НКО» (их тоже было две). Безусловно, у каждой образовательной программы есть свои цели, результаты, которые важны для нас, как в рамках проекта, так и для дальнейшей деятельности организации. Безусловно, у каждой образовательной программы есть своя специфика, особенность, которую важно учитывать, опираясь на тематику обучения и его участников.

Теперь вы представляете, что мы можем, умеем и делаем!

Начнем с того, что образование — это долгосрочный процесс, если мы говорим про формирование навыков или хотя бы умений у обучающихся. Так, например, в школе люди учатся 11 лет, а в университете 4, 5, 6, а кто-то даже дольше. Но вот тенденция в сфере НКО и молодежной политики совсем другая. Чаще всего все образовательные проекты длятся от 2 до 5 дней, а кто-то и вовсе предлагает научиться всему и сразу за один день/пару часов. И я не говорю про всех, я говорю про то, что вижу вокруг себя, и в чем когда-то участвовала я сама. Мы не очень придерживаемся этой парадигмы (хотя и не осуждаем, только иногда ехидно улыбаемся), но решение было твердым, быстрым и однозначным, самое короткое наше обучение в рамках проекта будет 3 месяца. Этого мы и придерживаемся в течение реализации всего проекта.

Открыла наш проект первая образовательная программа «Школа тренеров».

Для нас было важно подготовить тех людей, которые будут заниматься обучением некоммерческих организаций в регионе и, самое главное, в рамках нашей же программы — «Школа НКО».

Начнем с подбора участников.

Важным аспектом был их опыт и как минимум одна экспертная или хотя бы полуэкспертная тема, которую они готовы транслировать дальше и обучать по ней. Второй важный фактор (который возможно является моим ограничивающим стереотипом, но раз уж я программный директор в этом проекте, то он был) — это публичные выступления. Хотя бы минимальный опыт в них. Чтобы иногда смотреть в глаза людям, а коленки бы не дрожали каждые 5 секунд. В моей практике проведения подобных тренингов для тренеров это был провисающий момент. Видимо, не могу я научить человека за 3 месяца работать с группой в 15 человек в плане публичных выступлений. Да и образовательная программа не предусматривала большой отдельной работы по этому направлению.

Заявок было предостаточно, больше 100. Мы взяли почти всех. На входе было 80 человек. 80 потенциальных тренеров. И это были крутые люди нашего региона. На выходе нам надо было 20. Двадцать обученных, толковых и аттестованных.

Теперь вы представляете, что мы можем, умеем и делаем!

Обучали мы их долго и в несколько этапов.

Начали с очных образовательных интенсивов (длительность каждого примерно 6 часов). Проводили в двух городах Ижевск и Глазов (Глазов находится в 3-х часах езды от Ижевска, и, по нашему опыту, людям проблематично до нас добраться или не очень-то и хочется, поэтому туда решили ехать сами, заодно и захватили ближайшие северные районы — считаю, что решение было правильным и оправданным).

На очных интенсивах, знакомились, смотрели друг на друга и разбирались с основами основ: кто такой тренер? каких принципов в работе тренер придерживается? какие формы работы существуют? что такое тренинг и мастер-класс и как тот самый мастер-класс разработать.

Таких интенсивов было два. Наполнение первого я вам примерно рассказала. На втором разбирались с циклом Колба, динамикой образовательного блока и образовательной концепцией. После каждого очного интенсива было домашнее задание. В результате очных интенсивов у каждого тренера появился свой, проработанный мастер-класс. Интенсивы, кстати, были по выходным с 10:00 до 16:00 часов. Один раз в две недели. Чтобы была возможность поработать с каждым участником после индивидуально, а у взрослых, занятых людей нашлось время на выполнение ДЗ. После этого этапа «отвалилось» примерно 20% участников и с нами остались 60 тех же крутых ребят.

Уже на первой нашей встрече каждый участник получил «набор участника»: блокнотик (кстати, большинство его даже закончили), планшет с наклейкой нашего корпуса (он им дальше пригодится на практике), ручку, бейдж и рабочую тетрадь, которая, по нашей задумке, в итоге должна была превратиться в методичку (надеюсь, что так и произошло).

Сразу же после окончания первого этапа обучения (очных интенсивов) стартовали 2 и 3 этапы.

Второй этап подразумевал собой онлайн-вебинары по тренерским тематикам: групповая динамика, работа с ЦА, сложные участники, анализ эффективности образовательного продукта, обратная связь и другое. Вебинары походили 1 раз в неделю (их было 8), в вечернее время, длились они от 1,5 до 2 часов (2 часа взрослым людям внимать информацию иногда сложно, поэтому 1,5 часа с перерывом на 5 минут — идеально), после каждого вебинара все получали долгожданное домашнее задание.

Неуспех № 1. Все. Ну, ладно. Большинство. 80% все делают в последний момент. Поэтому на проверку домашнего задания уходило ооооочень много времени и проверить его надо было в оооочень сжатые сроки. А нас, проверяющих, было очень не много — максимум 2 человека. Зато домашние задания показывают, насколько человек понял материал, а если смотреть в совокупности, то можно оценивать и понимание темы всей группой, и насколько его мотивация к обучению велика.

Неуспех № 2. Не все смотрят вебинары и даже записи. Контролировать этот процесс сложно. Многие отвлекаются на свои дела параллельно. Но это лучше, чем ничего.

Почему онлайн? Все-таки мы собрали крутых людей со всей республики, а собирать их каждую неделю в одном месте очень проблематично для самих участников, у кого-то время на дорогу в одну сторону занимает только 2 часа.

Для работы с ДЗ (во всем проекте) мы использовать онлайн-платформу GetCourse, она простая и удобная в использовании. Там же проверяющий оставлял свои комментарии к ДЗ, там же хранились записи всех вебинаров и материалы с них. Все в одном месте.

Домашние задания были разные, где-то нужно было написать о себе и своих экспертных темах, где-то необходимо было прочитать книгу или посмотреть фильм и, конечно, тематические ДЗ по всем пройденным темам. Мы всегда за ДЗ! Чтобы все знания переложились хотя бы на листочек. Ну, а участники всегда против, хотя, я думаю, их пользу они понимали и даже почувствовали.

Как я уже сказала выше, параллельно 2-му этапу начался и третий.

Третий этап посвящен практике. Каждый тренер должен был провести 1,5 часовой мастер-класс (который мы разработали с ним заранее) на группу хотя бы 8-12 человек, отснять видео, чтобы посмотреть на себя со стороны и сделать пару фотографий (чтоб на память остались), на выполнение всего этого у каждого был 1 месяц. Группу тренеры искали самостоятельно — сложностей ни у кого с этим не возникло.

Почему сразу практика? И почему сразу такая серьезная?

Потому что им дальше так и работать! И никакие 15-30 минутные мастер-классы не дадут им понимания и моменты проживания работы на полноценном образовательном блоке. Да, именно так! Сколько бы раз тебе не объясняли, кто такой сложный участник и как с ним в теории работать, сколько бы книжек ты не прочитал по групповой динамике, без практики ты не поймешь, что это такое и что мне как тренеру со всем этим делать.

А для некоторых тем практика важна для дальнейшего обучения. То есть того обучения, когда у тебя уже есть какой-то минимальный опыт, на который дальше можно накладывать новые знания.

Таким образом, наши будущие тренеры провели 40 мастер-классов по всей республике и охватили примерно 400, а может и 500 участников. Как вы поняли, выжили не все. Осталось 40 человек, которые дальше, вместе с нами отправились на 4 этап нашего обучения.

Четвертый этап был выездным — образовательный интенсив на 3 дня. Почему такой формат, почему мы решили кого-то куда-то вывозить?

Во-первых, стояла глобальная задача по обучению навыкам формирования образовательных программ и, как результат, нашим тренерским сообществом нам важно было сформировать 3 образовательные программы для обучения в рамках «Школы НКО».

Во-вторых, мы продолжали обучаться сами по трем экспертным направлениям: Менеджмент НКО, Административная деятельность НКО и Информационное сопровождение деятельности НКО (повышали уже имеющиеся компетенции в этих областях) по этим же направлениям мы формировали образовательные программы для «Школы НКО». Каждый тренер выбирал себе направление самостоятельно, после второго этапа (онлайн-обучения).

В-третьих, если вы хотите дальше с этими людьми (которые проходят обучение) что-то делать, вместе работать, например, то пожить с ними 3 дня, провести вместе вечера — точно стоит. Все-таки за это время момент сближения и укрепления доверия в обе стороны присутствует. Так, с нами выехали все 40 человек.

И уже через 3 дня у нас были сформированы три образовательные программы, которые состояли как из онлайн-обучения, так и из очных, живых встреч с участниками.

Обучение близилось к финалу. А его завершением стала аттестация. Аттестацию мы проводили во всех городах республики — а их всего 5. Для аттестации мы запустили отдельные открытые образовательные проекты (доступные для любого желающего) «День Т», тренер выходил на аттестацию с 1,5 часовым мастер-классом, аудитория у каждого была разная, но заранее записывалась на конкретный мастер-класс. До аттестации также дошли не все, а именно 30 самых стойких, из которых в результате 25 аттестовалось. Для того, чтобы успешно пройти аттестацию, необходимо было закрыть 75% из всех пунктов в нашем чек-листе для аттестации.

Во второй школе тренеров, аттестация проходила в рамках работы тренеров на «Школе НКО». Так как возможности провести очные мероприятия в связи со сложившимися обстоятельствами, которые диктует коронавирус, пока нет.

Таким образом, за две Школы тренеров мы обучили примерно 65 человек, из которых 27 уже стали тренерами корпуса, а некоторые из них еще ждут результатов.

Что стало с теми, кто аттестовался в первой школе тренеров? (а это 2019 год)

Часть из них работают с нами постоянно, на наших проектах и на тех проектах, куда нас приглашают в качестве тренеров.

Некоторые стали нашими партнерами, и теперь мы сотрудничаем с ними по разным вопросам, в том числе и тренерским. Некоторые стали нашими тренерами-друзьями, которые точечно подключаются к нашим проектам и всегда с радостью готовы поработать.

Теперь вы представляете, что мы можем, умеем и делаем!

Напомню, что мы готовили тренеров не ради их подготовки, а для того чтобы затем они обучали представителей НКО в рамках «Школы НКО» и работали у себя в городах и районах все также с представителями некоммерческого сектора.

Едем дальше и разбираемся со второй образовательной программой — «Школа экспертов».

Если "Школа тренеров" уложилась в 4 месяца, то “Школа экспертов" длилась почти год. И состояла из 2-х модулей, а каждый из них, в свою очередь, также из нескольких этапов.

Начали мы уже по стандартной схеме — с двух очных образовательных интенсивов (менять этот подход не стали, так как посчитали его верным и приносящим тот результат, которого мы хотели от первых занятий).

Почему?

Все-таки первая личная встреча важна, дабы посмотреть друг на друга и понять, готовы ли мы друг с другом работать.Во-вторых, как бы ни развивался онлайн, офлайн для людей и коммуникаций с ними остается очень важным (может быть, пока), а может, онлайн никогда и не заменит офлайн.

Но! Перед стартом школы экспертов мы добавили онлайн-вебинар (вводный, просвещающий), на котором еще раз объяснили, кого мы ждем в обучении, что ждет участников и для чего мы это делаем — эту практику взяли дальше и для «Школы НКО».

После очного обучения стартовало онлайн-обучение: 5 образовательных вебинаров про проектирование, грантовые заявки, НКО и то, как проводить консультации.

Стандартно после каждого занятия — домашнее задание и его проверка (работали мы в той же онлайн-системе). Мы прописывали сценарии проведения консультаций с НКО по своей экспертной теме, писали экспертные статьи и разбирались с еще много чем!

И также, по традиции, взялись за практическую часть. Для каждого она прошла в разном формате: для кого-то в очном — проведение консультации по социальным проектам и грантовым заявкам, а кто-то проверял проекты заочно, не общаясь с автором проекта лично. Мы работали с настоящими проектами, некоторые из которых сейчас реализуются (или уже реализованы) на территории нашего региона. И это тоже важно! Важно учиться на реальном, жизненном, живом!

Отдельно про живое и реальное! Прорабатывая программы, мы заранее сформировали их таким образом, чтобы одна пересекалась с другой, так участники Школы НКО почти в конце своего обучения вживую встретились с обучающимися экспертами и в рамках конвейера проектов получили от них консультации (кто-то также по проектной теме, а кто-то по узкой, конкретной теме (продажи, маркетинг, ведение социальных сетей, финансы в НКО).

Финалом первого модуля стал еще один очный интенсив, на нем мы отрабатывали важные навыки работы с целевой аудиторией, а именно как задавать вопросы, слышать и слушать. А также учились выбирать подходы для работы с той или иной ЦА.

На этом моменте первый модуль подошел к концу, однако мы не расстались, а продолжили работать в качестве экспертов и также принимали участие в конвейерах проектов, заочных конкурсах социальных проектов и многом другом.

Второй модуль начался через 3 месяца после первого (и я напомню, что 3 месяца мы не сидели без дела). Второй модуль в связи с коронавирусом мы адаптировали под онлайн-формат (и обучение, и практику, и аттестацию).

Один раз в неделю, вечером, проходили вебинары, в этот раз мы разбирались и учились формировать авторские экспертные методики. Изучали нюансы коммуникаций в процессе передачи обратной связи, затронули тему личного бренда, коучинга (а если быть точнее — его инструментов и подходов, полезных для работы эксперта) и также делали домашние задания. Теперь у каждого эксперта есть своя методика (для проведения консультаций или обучения) и своя экспертная статья по тому, как пользоваться этой методикой.

Важно помнить! Мы не учили экспертов по каким-то узким темам, мы упаковывали их опыт в осязаемый продукт и улучшали их навыки в проведении консультаций.

Именно это мы и оцениваем в рамках аттестации. А каждый эксперт по отработанному сценарию, используя свою экспертную методику (или часть ее), учитывая особенности коммуникации и процесса передачи обратной связи, проводит консультацию для автора проекта или представителя НКО по своей экспертной теме.

Про экспертные темы: мы их не трогали, мы использовали большой имеющийся опыт людей, которые пришли к нам учиться. И это тоже важно учесть при наборе участников в обучение.

Аттестация сейчас в процессе, а дошедших до конца и конверсии в целом на долгосрочной программе гораздо меньше. Старт 60, финиш 23, аттестованных… скоро узнаем!

Неуспех № 3: Готовить к консультации, когда работаешь с НКО, важно не только экспертов, но и тех, кто приходит на консультации, хотя бы за пару дней просить сформировать примерный запрос.

И, наконец, самая массовая программа обучения — «Школа НКО».

Программа шла по трем направлениям (выше вы их уже встречали):

Менеджмент НКО (для руководителей, действующих или потенциальных).Административная деятельность в НКО (для мини руководителей, активистов, руководителей проектов в организации).Информационное сопровождение деятельности НКО (для пиарщиков, сммщиков и тех, кто освещает всю деятельность организации).

А если говорить про наполнение, то менеджмент учился формировать стратегии, разбирался с портретами своих благополучателей, размышлял над финансовой стабильностью организации и над тем, как же эту стабильность обеспечить и как потом за все отчитаться. Участники начали формировать миссию, ценности и корпоративную культуру в НКО и уделили внимание своему личному бренду.

Административное направление много думало и изучало работу в команде, коммуникации внутри и вовне, то, как эти коммуникации могут повлиять на привлечение ресурсов (это мы про фандрайзинг говорили). Много учились/переучивались писать проекты и не делать ошибки в грантовых заявках. По-другому посмотрели на работу с волонтерами. И, наконец, разобрались с собственным временем — как теперь все это внедрить и как все успеть?

Информационное сопровождение шло очень логично по тем этапам, которые стоит взять себе в жизнь постоянно: разобрались с целевыми аудиториями НКО (благополучатели, единомышленники, доноры), начали формировать медиа-стратегию и разбираться с вопросами «а для чего вообще нам это информационное сопровождение?», наметили планы, сформировали контент планы, наполнили их хорошими текстами и картинками (этому тоже учились), поговорили про бренд, информационную открытость НКО и продажи, которые можно осуществлять, используя социальные сети.

Теперь вы представляете, что мы можем, умеем и делаем!

Мы рекомендовали заходить в обучение командой от НКО (3 человека, по одному на каждое направление), потому что некоторые темы пересекались, некоторые важно обсуждать с коллегами и прорабатывать вместе, делиться своими мыслями, может быть, даже где-то не совсем с простым вопросом подойти к руководителю или вместе всей командой принять важное для организации решение.

Программа получилась насыщенной… И, на наш взгляд, достаточно полезной! А если говорить про форматы, то в первой «Школе НКО” мы работали с двумя форматами: онлайн-вебинары и очные интенсивы. Подходя ко второй школе, наступили запреты на проведение очных встреч, поэтому мы перенесли всю образовательную программу в онлайн, тем самым охватив и другие регионы. На каждом направлении работали те тренеры, которые занимались составлением образовательной программы, также мы подключили уже аттестованных тренеров из первой “Школы тренеров».

После каждого вебинара участники выполняли домашнее задание, их проверял тренер, который вел сам вебинар, давал обратную связь для доработки, мог сразу принять задание или попросить переделать. Все-таки еще раз хочу обратить внимание на возможность практической и самостоятельной работы для участников. Мы считаем это важным аспектом, который безусловно приносит свои плоды и результаты и, к сожалению, влияет на доходимость участников до конца обучения.

В каждой образовательной программе у нас было одно правило — звучит оно так: «минус 3 домашки и ты не в деле». Если участник не выполнил 3 домашних задания, то он автоматически исключается из программы. Честно, даже по отзывам участников, это мотивирует, а нам позволяет их стимулировать, конечно, мы добрые и давали последний шанс, дополнительное время для доработки и прочее, и прочее. Однако из 120 человек на входе до финала дожили 50-60. Зато не просто дожили, а уже сделали свои первые шаги вместе с нами и действительно чему-то научились!

Ближе к концу образовательной программы у участников была возможность пообщаться с нашими учениками из «Школы экспертов» — будущими экспертами. Происходило это все в рамках онлайн-консультаций по разным темам. Кто-то обсуждал свой личный бренд, кто-то получил экспертизу по проекту и грантовой заявке, а кто-то разбирался с продажами в своей НКО. Запрос на такую индивидуальную работу был, есть и, по нашему мнению, останется. И мы, понимая это, дали некоторым такую возможность.

Сейчас подходит к финалу наша вторая «Школа НКО». Впереди еще та самая индивидуальная работа по разработке и формированию стратегий (но уже для команд НКО) и онлайн-встречи с представителями бизнеса, дабы понять каждой стороне, кто и чем друг другу может быть полезен.

Но, что хочется сказать перед тем, как вы дочитаете эту статью! Несмотря на то что наш проект образовательный, а главная его цель — это повысить (научить) профессиональные компетенции членов действующих НКО, большой плюс и самый важный результат для нас, как для организации — это плотное и тесное знакомство с прекрасными людьми со всей Удмуртии и даже за ее пределами! Это не просто знакомство! Это наше первое касание, которое очень важно для нашей дальнейшей, уже совместной работы!

Теперь вы представляете, что мы можем, умеем и делаем!

Спасибо всем, кто принял участие в нашем проекте! Кто иногда закрывал глаза на наши недоработки и неуспехи! Кто поддерживал нас и постоянно давал обратную связь, также очень важную для нас!

Это не конец и даже не финал! Впереди еще большое, интересное мероприятие, на котором мы соберем всех этих крутых людей и обязательно подведем итоги нашей работы!

P.S. Мы открыты и готовы сотрудничать, теперь вы представляете что мы можем, умеем и делаем, а также знаете, какие люди есть в нашей большой команде!

Начать дискуссию