Как использовать кризис с выгодой, выбирать бизнес-партнеров и какими качествами должен обладать эффективный управленец?

Ойгуль Мусаханова. Сооснователь сети семейных ресторанов RIBAMBELLE
Ойгуль Мусаханова. Сооснователь сети семейных ресторанов RIBAMBELLE

Гостем очередного выпуска традиционной рубрики «Тет-а-тет с "Атлантами"» стала сооснователь сети семейных ресторанов RIBAMBELLE, резидент бизнес-клуба «Атланты» Ойгуль Мусаханова.

Начало сети семейных ресторанов RIBAMBELLE было положено в 2013 году, когда Ойгуль и ее будущий бизнес-партнер Юлия Федоришина ушли из международной компании, чтобы начать свой бизнес. Сегодня об участнице шорт-листа премии Forbes Woman Mercury Awards для женщин-предпринимательниц, которые наиболее успешно проявили себя во время пандемии, знают все, кто слышал об акции «Добрые обеды».

Суть акции — приготовление и доставка обедов врачам, оказавшимся на передовой борьбы с COVID-19. В этой акции к RIBAMBELLE присоединились сообщество MOMMYS и благотворительный проект Dostyp.

Во время встречи в бизнес-клубе «Атланты» Ойгуль рассказала об условиях успешного партнерства, качествах, которыми необходимо обладать эффективному управленцу, и о том, что помогло её компании пережить кризис.

Как пережить кризис

«У нас не было иллюзий, что все быстро закончится, но был штат из 300 человек. У каждого — семья, и у компании была перед ними ответственность. Принимая решения, мы следовали принципу: быть честными перед собой и своими людьми, поэтому сразу сказали, что у нас есть вот такой-то пул денег, больше нет. И этот пирог надо распределить на всех.

Сначала команда была в шоке. Но, как показала практика, у нашего бренда есть приличный запас прочности и нам доверяют. Сегодня у нас вторая волна вдохновения. Во время пандемии мы сумели развить несколько новых направлений: перешли в онлайн (за этим стоит огромная работа и изменение всех технологических процессов), занимаемся организацией различных выездных мероприятия для маленьких компаний.

Также работаем над бизнес-проектом с очень сильной социальной составляющей. Это микрофраншизы: у нас есть хорошая экспертиза, будет большая IT-составляющая.

Драйвер всего — чувство ответственности и понимание, зачем ты это делаешь. Главное было изначально принять правильное решение и сохранить максимальное количество человек. Впоследствии это позволило нам начать проект "Добрые обеды"».

Как появился проект «Добрые обеды»

«К нам обратилась Ольга Мальдини и её сообщество MOMMYS. Они рассказали, что собрали какое-то количество денег и хотят накормить врачей. Мы видели, что собранных средств на запланированное количество обедов недостаточно, но сказали: "Все сделаем", и половину покрыли сами. В процессе работы стало ясно: здорово, что в это непростое время мы можем помочь.

Это помогло и нашим сотрудникам, потому что они знали: в данный момент тяжело всем, и они делают что-то хорошее. Все начиналось с 50-70 обедов, а в итоге мы собрали для этих целей почти 4,7 миллиона рублей: некоторые компании давали нам бесплатно упаковку, один из клиентов-друзей перевел около полумиллиона рублей.

Только потом мы осознали: компании дают возможность сохранить работу поварам, техническому персоналу, нашим линейным сотрудникам, которые переквалифицировались в курьеров. То есть на самом деле "Добрые обеды" — добрые со всех сторон.

Так завелся «бумеранг добра»: в итоге мы за ночь сверстали сайт, на котором любой человек мог сделать свой вклад — отправить на обеды 300 рублей или 300 тысяч рублей — сколько хочет. Мы старались, чтобы все происходило максимально прозрачно: информация обновлялась каждое утро и была доступна онлайн.

Сейчас мы делаем проект с «ФОНБЕТ», который рассчитан на целый год: отправляем вкусную горячую еду ветеранам. Но без нашей команды всего этого бы не случилось».

Как выбрать партнера по бизнесу

«Если человек не готов, а вы уговариваете его просто потому, что он ваш близкий друг, ничем хорошим это не закончится.

Партнерство — это важно. Вы будете проводить вместе много времени, а также идти на риски, ошибаться, терять деньги. И вопрос доверия стоит очень остро. У нас с партнером были разные ситуации, но недоверия между нами никогда не было.

Самое главное в партнере — у вас должны быть общие ценности. Если будут разные скиллы, например, один хорошо продает, другой — делает расчеты, выстраивает стратегию — это тот случай, когда вы друг друга дополняете и обогащаете. Но все это не будет иметь никакого смысла, если ваши ценности не совпадают».

Стоит ли кредитовать бизнес на начальном этапе развития или распределить выручку на развитие?

«Это не одно и то же, и здесь нет универсального ответа: все зависит от того, зачем это делается и сколько «стоят» деньги.

Западные модели говорят: «бери дешевые деньги и развивайся». По меркам Запада, быть закредитованным до определенного момента — это хорошо. Но у нас в России дешевых денег нет. Их либо никто не даст, либо даст под огромные проценты. А это убивает бизнес.

Наша компания развивалась только на свои деньги, потому что было понимание: мы принимаем решение, ставя во главу не цифры, а смысл. Мы не хотели кредитов, и чтобы было больше свободы, начали масштабироваться. Относительно реинвестирования выручки в развитие считаю, что если есть цель расти и развиваться, то других вариантов нет».

Что ждет ресторанный бизнес в будущем

«Все ограничения накладывают прямые расходы и уменьшение выручки. Поэтому в ближайшем будущем будет активно развиваться доставка, а люди начнут больше готовить дома. В глобальном плане игроков останется меньше — только те, у кого есть настоящая концепция и качество».

Ключевые управленческие компетенции

«Business owner должен держать в фокусе идею и заражать ей свою команду. Хороший управленец — это тот, кто видит большую цель и может грамотно раскладывать ее на более мелкие шаги: делегировать полномочия, назначать, действительно, ответственных сотрудников для решения конкретных задач. Важно уметь работать на упреждение: если команда близка к достижению какой-то цели – заранее ставить новую. Это может быть повышение планки или углубление в какой-то проект. Главное – удержать смысл: зачем мы это делаем, что полезного это даст обществу. Он должен быть прозрачным и справедливым. Возможность все время двигаться вперед держит в фокусе, дает больше драйва, чем деньги».

Как преодолеть сложности и двигаться дальше

«В книге Виктора Франкла «Сказать жизни: "Да!"» есть фраза: «У кого есть "Зачем" выдержит почти любое "Как"».

Когда ты знаешь, «зачем» совершаешь то или иное действие, можешь преодолеть любое «как». В моей жизни бывали очень сложные ситуации. Оглядываясь назад, сама удивляюсь, как я через это прошла.

Когда нужно что-то сделать, я не рассуждаю, какие есть пути, зачем это делать и почему. Я просто следую принципу: лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и жалеть об этом».

33 показа
9494 открытия
Начать дискуссию