Понятийный глоссарий терминов по инструментам менеджмента инноваций

Данный глоссарий родился из ответов на вопросы руководителей организаций, заинтересованных в инновационном развитии организации, но которые находятся в самом начале этого длинного, но интересного пути.

Для понимания картины мира представления некоторых самых работающих на авторский взгляд универсальных инструментов менеджмента инноваций будет целесообразно представить следующую схему.

Понятийный глоссарий терминов по инструментам менеджмента инноваций

Глоссарий авторский и может отличаться от общепризнанных определений. Также в глоссарии даны далеко не все определения инновационного менеджмента, а только некоторые из них, которые по статистике являются самыми непонятными для начинающих, но заинтересованных в развитии инновационного процесса сотрудников.

Глоссарий по самым непонятным местам карты инструментов инновационного менеджмента

Аналитика внутренней среды - это, в первую очередь, опросник для сотрудников с обработкой результатов, которые должны быть вовлечены в инновации, например "Диагностический опросник уровня зрелости инновационного развития организации" . Далее для понимания того, насколько в организации развиты инновации, требуется посвящение в инновационную кухню компании от сведущих в соответствующих процессах сотрудников. Напоследок, для формирования заключительных выводов необходимо провести мини-сессию (минимум на 2 часа) с командой компании с обсуждением результатов анкетирования, и определением набора инструментов для первичного запуска инновационного процесса в компании. То, как команда воспринимает результаты анкетирования и предлагаемые инструменты, также является пищей для понимания инновационности корпоративной культуры (важнейшей составляющей инновационного процесса организации). Все это дает понимание уровня зрелости инноваций организации. Есть общепринятые классификации, но можно и собственную классификацию установить для организации, чтобы в будущем ей знать куда стремиться, и понимать какие нужно преодолеть поинты, чтобы перейти на следующий уровень.

Lean Canvas и Business Canvas Model - это инструменты бизнес-моделирования инновационных продуктов. Во всем технологическом мире признаны в качестве стандарта. Описывают для каждого продукта ключевые ценности, целевую аудиторию, партнеров, ключевые виды деятельности, модель коммерциализации. Инструмент позволяет сформулировать модель и далее протестировать каждый блок с помощью выработки и проверки гипотез. Этот процесс позволяет осуществить переход от теоретической бизнес-модели продукта к работающей модели. Lean Canvas - модификация Business Canvas Model, в которой применяется бережливый подход к запуску стартап-проектов. Данная модифицированная модель позволяет быстрыми и дешевыми способами запускать продукты, максимально приближая этап начала коммерциализации за счет запуска продаж на этапе минимальной функциональности MVP. Если у компании есть более или менее готовый продукт, и под это есть бюджет, то лучше брать бизнес-канву, если зачаточный стартап, то лин-канву.

Инструменты Customer Development, включая дизайн-мышление и Growth Hacking - это инструменты определения того, что действительно нужно клиентам в отношении вашего продукта. Осуществляется через опросы клиентов, проектирование их клиентского пути (CJM - Customer Journey Map),через формирование и проверку множества гипотез. Цель - выработать максимально ценный для клиента продукт, в котором будет максимально длинный срок использования, и которым он будет максимально удовлетворен на всем жизненном цикле этого продукта (и желательно чтобы еще рекомендовал его всем).

UNIT - экономика - это экономика продукта. Идея в том, что, чтобы зарабатывать на продукте, стоимость привлечения пользователей плюс стоимость обслуживания должны быть меньше, чем компания будет зарабатывать с клиентов на всем жизненном цикле использования продукта. Это то, почему озон в 2021 году как компания убыточная, но как бизнес-модель прибыльная, что выражается в том, что компания оценивается инвесторами на бирже в серьезную сумму денег.

Инструменты коллективной работы поддержки инноваций могут быть самые разные. Самые популярные - Notion, Trello, Jira, Яндекс.Трекер, Asana, Miro, leanstack и другие. Те, на которых можно выстроить инновационный процесс. Для управления идеями часто в крупных компаниях используют внутрикорпоративные порталы, модифицированные под эти задачи. Это уже второй вопрос на чем, первостепенными являются вопросы "кем" и "как".

OKR (Objective и Key Results) - это очень простая и мощная методика управления по целям, по которой работают в Google и др. Идея в том, что у каждой команды и сотрудника должно быть на период, например, квартал по три измеримых цели, которые должны обеспечивать одну неизмеримую, но понятную и мотивирующую задачу. Эта система не должна быть связана с системой вознаграждения, и эти задачи и цели формируются и устанавливаются снизу.

Если статья показалась Вам полезной, буду рад видеть в своих подписчиках в телеграм-группе.

Начать дискуссию