{"id":13466,"url":"\/distributions\/13466\/click?bit=1&hash=891d339b00b86120568ea8e4296ded112a42876a976e2fd335004400f35cbd30","title":"\u0427\u0442\u043e \u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u044f\u0442, \u0447\u0438\u0442\u0430\u044e\u0442 \u0438 \u043a\u0443\u0434\u0430 \u0445\u043e\u0434\u044f\u0442 \u0432\u0430\u0448\u0438 \u043a\u043b\u0438\u0435\u043d\u0442\u044b?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"24bb823c-c595-5fc8-be0f-fba9e89237c2","isPaidAndBannersEnabled":false}
Киношкола Цех

Как снять постхоррор?

Если вы задумали снять фильм ужасов, но франшизы вроде «Пилы» кажутся вам ужасно несовременными, предлагаем присмотреться к «новому хоррору»! Как его снять — рассказываем в нашем материале.

Больше материалов о кино на нашем сайте или в Telegram-канале.

«Новый хоррор» или постхоррор получил своё название не просто так. В начале 2010-х Джеймс Ван — автор франшиз «Пила», «Заклятие», «Астрал» — создал ряд приёмов, которые вмиг стали популярными и перекочевали во многие фильмы ужасов. Но уже к середине десятилетия зрители устали от обилия клише, а классический инструмент хоррора jumpscare (когда нас пугают резким и страшным «бу!») стал признаком дурного вкуса. Поэтому режиссёры были вынуждены придумать новые инструменты «запугивания», которые бы пришли на смену тем, что придумал Джеймс Ван. Отсюда и приставка «пост-» в названии постхоррора: она указывает на исчерпанность жанра хоррор.

В 2015 году в прокат вышел первый постхоррор — фильм Роберта Эггерса «Ведьма», который пугал не резкими звуками и страшными физиономиями монстров, а самой атмосферой картины. Эггерс поставил перед собой сложную цель — создать у зрителя ощущение долговременного дискомфорта, а не секундного испуга.

Привыкшие к клише Джеймса Вана зрители такое новаторство оценили не сразу. Многие поспешили заявить: в сравнении с фильмами ужасов нулевых «новый хоррор» — разочаровывающе нестрашный. Но на самом деле всё как раз наоборот.

Классический фильм ужасов является чуть ли не самым безопасным жанром кино. Он больше других подчиняется известным правилам: например, что предостережение работника бензоколонки останется без внимания подростков, которые решили провести уикенд в глуши. Благодаря подобным правилам компонент ужаса в хорроре становится как бы «известным неизвестным».

В свою очередь «новый хоррор» полностью отказывается от устоявшихся норм жанра и предлагает нам бояться «неизвестного неизвестного». Это запутывает зрителя, который не знает, откуда ему теперь ждать пришествия ужасного, что заполняет саспенсом весь хронометраж, а не отдельные части фильма.

Итак, как же снять и успешно продать настоящий постхоррор? Вот подробная инструкция:

Совет №1

Для начала, придумайте название для будущего фильма. Важно: оно должно звучать зловеще, но при этом быть простым и как будто очень знакомым массовому зрителю. Хороший в этом плане ориентир — фильмы «Реинкарнация» и «Ведьма».

Совет №2

Наймите одного, двух или даже трёх, если вы можете себе это позволить, самых узнаваемых актёров, которые редко снимаются в фильмах ужасов — они станут главной приманкой для зрителя, незнакомого с постхоррором. Главное, конечно, чтобы ваши актёры были важной частью действия, например, как Роберт Паттинсон и Уиллем Дефо в фильме «Маяк» — иначе зритель почувствует себя обманутым.

Совет №3

Не кладите в основу сюжета поучение, о том как принято вести себя в обществе (например, «Не стоит устраивать алкогольные вечеринки в заброшенных хижинах у озера!» — об этом по сути фильм ужасов «Пятница 13-е»). Наоборот, попробуйте сорвать покровы с нормы. К примеру, постхоррор «Оно приходит ночью» говорит со зрителем о том, насколько на самом деле хрупка оболочка семьи и как мелкие трещины в отношениях между её членами могут привести к катастрофе.

Совет №4

Растяните экспозицию. В первые тридцать минут фильма не показывайте ничего шокирующего, страшного или скандального. Приберегите всё самое жуткое для финала. Но и там сильно не разгоняйтесь. Темп вашего фильма должен быть максимально приближен к неизбежному течению времени в реальности. Наблюдая на экране рутину чужой жизни, тождественную своей, зритель будет буквально наблюдать смерть за работой.

Совет №5

Сделайте ваш фильм странным. Приготовленную порцию жуткого обязательно сопровождайте неловкими диалогами, длинными паузами и пустым взглядом актёров. Можете добавить в сценарий сцену случайного насилия, которая никак не повлияет на развитие сюжета: поверьте, нет ничего более неловкого и фрустрирующего, чем это.

Совет №6

Убедитесь, что действие в вашем фильме разворачивается в очень уединенных пейзажах. Это заранее встревожит зрителя: произойди сейчас нечто плохое — бежать героям некуда.

Совет №7

Представьте сверхъестественное и ужасное в контексте повседневной жизни. Для этого добавьте в сценарий парочку семейных проблем: пусть это будет конфликт персонажа с родителями, болезнь родственника или внезапная трагедия. Такие элементы сделают вашу историю более бытовой, и зрителю будет легче сопереживать героям. С другой стороны, чем ближе история к реальности, тем страшнее ужасы, в ней творящиеся.

Совет №8

Не переборщите с насилием. Здесь важно не количество подобных сцен, а качество: даже если это единственный эпизод с насилием в вашем фильме — от того, как оно показано, зрителя должно выворачивать наизнанку. Но и тут не раскрывайте все карты. Хорошим решением будет пропустить часть события: например, оставить убийство персонажа за кадром. Поверьте, воображение зрителя само дорисует страшную картину — и не одну!

Совет №9

Убедитесь (это очень важно), что музыка или ее отсутствие в вашей картине погружает зрителя в состояние полной неизвестности. Например, включите жуткий шум на максимум: пусть зритель гадает, ждёт его нечто страшное в ближайшие минуты или нет. Хорошо, если вы сумеете сделать так, чтобы он постоянно ошибался.

Совет №10

То же самое касается цвета и света в кадре. Сломайте клише фильма ужасов, согласно которому страшное творится только в темноте — вселяйте ужас посреди экранного дня и ярких декораций, как в фильме «Солнцестояние».

Совет №11

Наконец, финал. Сделайте концовку своего фильма настолько незавершенной, настолько открытой, чтобы зрителю не оставалось ничего, кроме как написать свою собственную. Неопределённый финал будет тревожить его и после выхода из кинотеатра. Почему? Потому что хэппи энды есть только в кино, а у реальной жизни существует лишь одно — не самое утешительное — завершение.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null