Посадка на Луну
Новые MacBook и iPad Air
Восьмой запуск Starship
Электрическая Toyota за $15000
Cамая бюджетная «ламба»
Jaguar Type 00 в Париже
Как Трамп покупал Tesla

Специалист, рабочая группа или гибкая команда: как понять, кто нужен твоему проекту

Чтобы оптимизировать работу над любым проектом, надо четко определиться с форматом – каких людей собрать, как их организовать и как действовать. В этой статье делимся опытом команды платформы «Профессионалы 4.0.».

На Профессионалах 4.0. крупный российский бизнес ищет таланты для своих инновационных проектов. Бизнес приходит к нам с задачей или идей, а мы помогаем упаковать её в проект, определить цель, сроки и найти тех, кто сможет это реализовать.

Вот такие задачи мы решаем на платформе Дарья Згурская
Вот такие задачи мы решаем на платформе Дарья Згурская

Для этого мы применяем модель «Кеневин». Ее суть в том, чтобы четко определить в какой среде находится проект, и исходя из этого выстроить рабочие процессы. Это снижает риски и помогает избежать ситуации, когда процесс не соответствует среде.

Например, избежать ошибки многих начинающих бизнесменов — когда стартап начинает заниматься долгосрочным планированием. Или когда, сталкиваясь со структурной проблемой в бизнес-процессе, команда начинает заниматься описанием регламентов, вместо того, чтобы собрать обратную связь от участников и поменять сам процесс.

В чем разница

Чтобы понять, какой организационный формат выбрать на проект, давайте сначала разберемся в терминах.

Специалист — один человек с опытом решения похожих задач. Он автономно выполняет задачу и выдает предсказуемый результат.

Рабочая группа – стандартная команда в корпоративной структуре, где роли заранее распределены и закреплены руководителем группы. Есть четкая иерархия. Каждый участник несет ответственность только за свой блок и решает проблемы в рамках этой ответственности.

Гибкая команда – проектная команда, которая собирается для решения конкретной задачи. Работа ограничена по времени и все участники ориентированы на результат. В команде партнерские отношения, роли могут меняться по ходу работы, каждый член команды отвечает за общую эффективность проекта и участвует в решении возникающих проблем.

Когда нужен специалист

Специалист нужен на простые, предсказуемые задачи, когда точно понятно, какой результат надо получить. Для такого проекта достаточно найти человека, у которого уже есть опыт решения такой же задачи — он повторит лучшие практики и выдаст предсказуемый результат.

Такой подход применим, например, для редактуры, дизайна, простых программных задач, когда нужно повторить уже существующую практику.

Плюсы:

  • не требует руководителя проекта, можно работать напрямую со специалистом;
  • минимум бюджета на поиск и найм;
  • нет коммуникационных сложностей с другими участниками команды.

Минусы:

  • не подходит для сложных и многосоставных задач;
  • работает медленнее, чем группа.

Кейс из практики: анализ продуктовых портфелей для Ростелеком

Задача: проанализировать продуктовые портфели в области B2C ведущих телеком-операторов и планы их развития

Специализация: маркетинг

Организационный формат: над проектом работал специалист-аналитик

Результат

Подготовил анализ перспективных продуктовых портфелей 10 ведущих телеком-операторов, в котором собрал информацию по продуктам, уровню их развития, ЦА, размеру выручки и дальнейшим планам компаний.

Когда нужна рабочая группа

Рабочая группа нужна для усложненных систем — когда на основании предыдущего опыта надо решить новую задачу, или задачу, которая состоит из нескольких разрозненных этапов. В таких задачах нужна командная работа с экспертизой каждого участника.

Рабочая группа может использовать уже испробованные успешные практики, которые дали результат в похожих условиях. Для какой-то части проекта можно пригласить эксперта, который поможет определиться с тем, что лучше решит проблему.

Плюсы:

  • может решить много составную задачу;

  • можно собрать внутри корпорации из существующих специалистов;

  • участники ориентированы на отношения внутри группы, поэтому нет сложностей в коммуникации.

Минусы:

  • не подходит для создания новых процессов или нестандартных задач;
  • участники могут пренебречь качеством для соблюдения формальных сроков;
  • проблемы решаются по мере возникновения, никто не озабочен предсказанием и коллективным решением проблем из-за отсутствия общей ответственности.

Кейс из практики: анализ возврата инвестиций для Сколково

Задача: провести сравнительный анализ расчет возврата на инвестиции в обучение сотрудников

Специализация: управление персоналом

Организационный формат: рабочая группа из 2 аналитиков

Результат:

Сделали единую «карту» оценки эффективности обучения, предложили новые методики и отобрали лучшие из имеющихся. Это позволило заказчику кастомизировать оценку под каждый образовательный проект и выстроить работу с участниками после прохождения программ.

Предложили инструменты для расчета возврата на инвестиции в обучение сотрудников. Теперь бизнес-школа использует эти инструменты для переговоров с другими компаниями.

Когда нужна гибкая команда

Гибкая команда нужна для новых, нестандартных проектов с высокой степенью неопределенности. Это задачи, которые меняют процессы бизнеса или создают новые. В этой ситуации изначально нельзя сказать, какой результат надо получить — можно только поставить цель. А способы и решения участники придумают и протестируют уже в процессе работы.

Главная особенность гибкой команды — участники подбираются по принципу личной заинтересованности в проекте, они ориентированы на результат, а не процесс.

Гибкая команда не просто кросс-функциональна, она может перераспределить роли и ресурсы в процессе работы. Участники строят гипотезы, проверяют их на небольших масштабах и собирают обратную связь от среды. Процесс движется отдельными итерациями, после каждой план действий дорабатывается, и запускается проверка новой гипотезы.

Плюсы:

— разрабатываются инновационные решения;

— подходит для стратегических проектов и разработки новых бизнес-процессов;

— участники ориентированы на качественный результат, имеют внутреннюю мотивацию;

— дает возможность создать продукт или решение, которое сложно создать в существующих условиях (инертность среды, бюрократия, недостаток необходимых компетенций).

Минусы:

— команда работает в непредсказуемой среде, поэтому есть права на ошибку и на перенос сроков, при этом скорость реализации достаточно высокая;

— требует отдельного человека для организации коммуникации и выстраивания рабочего фрейма.

Кейс из практики: создать инструмент для проектирование офисов для Газпром Нефти

Задача: создать универсальный инструмент проектирования офисных пространств разных типов.

Специализация: исследование и анализ.

Организационный формат: гибкая команда из аналитика, специалиста по организации бизнес-процессов и экспертов.

Результат:

Создан конфигуратор, рассчитывающий в автоматическом режиме все необходимые параметры для проектирования офиса с учетом количества сотрудников и их задач. В результате конфигуратор выдает набор готовых решений с предложением по площади и организации офиса, и ТЗ для проектирования.

Правильный выбор формата дает возможность максимально оптимизировать ресурсы на реализацию проекта. Не устраивать многочасовых совещаний и обсуждений там, где это не требуется. И наоборот, если стоит задача создать новый процесс и интонационное решение — не загонять реализацию в рамки корпоративных регламентов и иерархии.

Работа со свободными специалистами по проектно позволяет экономить ресурсы на найме и трудоустройстве, а еще решает вопрос внутренней мотивации — на проект приходят люди, которым интересно решать конкретно эту задачу.

Своим опытом, удачными кейсами, решениями по управлению проектами и советами для исполнителей мы делимся в нашем телеграмм канале Профессионал 4.0.

66
Начать дискуссию
[]