Откуда пошла мода на корпоративные подарки

Традиция дарения корпоративных подарков берет начало в глубоком прошлом, когда они применялись для основания крепких союзов, демонстрации почтения и лояльности к человеку. Сегодня это обязательная, неотделимая часть бизнес-культуры, которую берут на вооружение как крупные корпорации, так и небольшие локальные компании.

Откуда пошла мода на корпоративные подарки

Привет! Я Анна Лызина, основательница проекта Darsy Box. Мы помогаем компаниям находить и реализовывать нестандартные идеи корпоративных подарков: для сотрудников, клиентов, партнеров. В этой статье мы расскажем о том, когда начали дарить корпоративные подарки и, что раньше выбирали для презента.

Когда зародилась культура дарения

Неофициальная история корпоративных подарков началась в древности, когда вождь одного племени дарил что-то красивое и полезное вождю другого племени в знак заключения мира или крепкого союза. В далекие смутные времена дарить могли что угодно: живой скот, урожай, драгоценности, дорогие ткани и пушнину.

Корпоративные подарки прошли сложный эволюционный путь:

  • В Древнем Египте фараоны дарили послам и приближенным золотые украшения и статуэтки богов, символизирующие могущество и божественную поддержку.
  • Патриции Древнего Рима предпочитали вручать друг другу дорогие кубки и амфоры с вином, чтобы подчеркнуть свой статус и укрепить политические связи.
  • Короли и вельможи средневековой Европы одаривали вассалов предметами искусства, редкими специями и драгоценностями.
  • В странах Азии особо ценились чайные наборы и шелковые ткани, а в Китае среди знати были популярны подарочные фарфоровые вазы и бронзовые изделия.

Со временем подарки становились все более персонализированными. Они адаптировались под нужды бизнеса. Например, в Италии среди богатых купцов появилась традиция дарить партнерам утонченные наборы из перьев и чернил, украшенные гравировкой с их гербом. Чем вам не прототип привычных нам ручек?

Кстати, брендированные канцелярские принадлежности до сих пор — самый популярный корпоративный подарок. Согласно исследованию, о котором мы писали в этой статье, они находятся на втором месте, уступая первенство календарям.

Но если в прошлом проблемой оригинальности корпоративных подарков никто не заморачивался, то в наши дни она стоит весьма остро. Ручками и блокнотами не то, чтобы никого не удивишь, а даже не порадуешь. Все чаще современные компании отказываются от таких подарков в пользу интересных, небанальных идей.

Как корпоративные подарки стали маркетинговым инструментом

Первый фирменный сувенир появился в 1789 году. Это был памятный значок в честь избрания Дж. Вашингтона президентом Соединенных Штатов Америки. Его получили все, кто помогал ему в ходе избирательной кампании.

Полвека спустя один весьма предприимчивый американский коммивояжер решил дополнить свои визитки небольшим карманным календарем и стал законодателем моды на корпоративные подарки.

В 1883 году Джон Д. Рокфеллер подарил на Новый год календари своим сотрудникам, подав пример другим компаниям. И понеслось – предприятия начали активно дарить ручки, карандаши и брелоки с логотипом бренда своим партнерам, клиентам и сотрудникам.

В 50-ые годы подход к подаркам стал более творческим. В ход пошли футболки, кружки, мягкие игрушки. Подарки стали более креативными – мягкая дрель BOSCH с улыбкой, белый медведь от Coca-Cola, заяц Duracell. Все это стало оригинальными презентами и важным инструментом продвижения компаний.

Культура дарения корпоративных подарков в России: от Петра I до СССР

Корпоративные подарки партнерам и соратникам на Руси ввел Петр I, заменив традиционные дары в виде коней и соболей на памятные медали, именные сувениры и другие ценные для получателя награды.

В России XIX века купцы и промышленники активно использовали подарки для укрепления деловых связей. До революции наиболее популярными в бизнес-среде считались резные деревянные шкатулки, механические часы, золотые перстни, табакерки и миниатюрные портреты.

В советские времена дорогой подарок деловому партнёру, начальнику или коллеге мог расцениваться как взятка, что грозило реальным уголовным сроком. Поэтому чаще всего на предприятиях вручали поздравительные открытки и памятные значки.

В 80-е максимум, на что могли рассчитывать сотрудники компании – бутылка шампанского и коробка шоколадных конфет. С распадом СССР появилась возможность импорта иностранных товаров, и в 90-х постепенно начал формироваться рынок корпоративных подарков в России.

Наши дни: современные тенденции в корпоративных подарках

Начиная с 2000-ых все больше российских компаний стали перенимать западную культуру и дарить своим сотрудникам и партнерам оригинальные корпоративные подарки. Сегодня это неотъемлемая часть маркетинговой стратегии.

Да, есть еще компании, которые игнорируют этот тренд и не внедряют культуру дарения. Однако, экономя бюджет таким образом, они в итоге теряют намного больше. Если бы корпоративные подарки не приносили пользы бизнесу, эта традиция не дошла бы до наших дней и не практиковалась бы повсеместно.

Корпоративные подарки сегодня – это узнаваемость бренда, лояльность сотрудников, партнеров и клиентов, дополнительный PR, рост среднего чека и LTV-клиента в будущем. Это инвестиция в бизнес, а не лишние расходы.

Давайте рассмотрим главные тренды в мире корпоративных подарков, чтобы вам было легче определиться с выбором.

  • Акцент на полезность

Люди ждут от подарков положительных эмоций и пользы. Меньше кричащих логотипов – больше практичности и заботы о человеке.

  • Персонализация подарков

Она строго обязательна, если компания хочет проявить внимание к получателю, подчеркнуть его ценность, значимость.

  • Экологичность

Использование экологически чистых материалов и изделий с минимальным воздействием на окружающую среду – популярный выбор, подчеркивающий ответственность компании перед обществом и природой.

  • Упаковка имеет значение

Она не менее важна, чем содержание. Это первое впечатление не только о подарке, но и о компании-дарителе. Красивая стильная упаковка – большой плюс к ценности корпоративного подарка.

Как видим, корпоративные подарки прошли сложный эволюционный путь от обычных жестов внимания до ключевого элемента маркетинговых стратегий. Они укрепляют деловые отношения, повышают лояльность клиентов, мотивируют и просто радуют сотрудников.

Ищете корпоративные подарки, которые произведут впечатление? Загляните в наш каталог: здесь сотни оригинальных идей подарочных боксов. Также мы заботимся о том, чтобы вы точно нашли подходящий вариант, поэтому регулярно пополняем ассортимент новыми корпоративными наборами.
Напишите нам в WhatsApp или Telegram, и мы подберем для вас несколько вариантов на выбор или индивидуально разработаем оригинальную концепцию специально для вашей компании.

22
1 комментарий

Как вы считаете, корпоративные подарки помогают укрепить корпоративный дух?