Оценка бизнеса: 5 уникальных преимуществ

Оценка бизнеса: 5 уникальных преимуществ

Во время изучения бизнеса обратите внимание на следующие конкурентные преимущества:

1. СЕТЕВОЙ ЭФФЕКТ

Простым языком: каждый дополнительный пользователь делает всю услугу/продукт лучше для существующих пользователей.

Простой пример: Instagram (META). Если вы хотите, чтобы бизнес заметили - вам сюда. Каждый новый пользователь делает его более ценным.

Пример с нюансами: Crowdstrike Holdings (CRWD). Каждый новый пользователь - это узел, который позволяет Threat Graph стать умнее, обеспечивая большую кибербезопасность для существующих пользователей.

Ключевые показатели для проверки:

  • Всего клиентов
  • Всего клиенты потратили X долларов
  • Количество инструментов на одного клиента

➕ Когда сетевой эффект работает, это усиливает бизнес.

➖ Если это не так, то часть клиентов БЕЖИТ от услуги (MySpace)

2. ВЫСОКАЯ СТОИМОСТЬ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

Простым языком: перестать пользоваться продуктом/услугой - это головная боль

Простой пример: Мой банк. Ненавижу его. Но у меня так много счетов и платежей, которые на него завязаны, что мне сложно его поменять.

Пример с нюансами: Netflix (NFLX). Поскольку платежи с кредитных карт были автоматическими и низкими, мало кто из клиентов заботился о переходе на другой сервис.

Ключевые показатели для проверки:

  • Чистое удержание/расширение в долларах
  • Изменение
  • Количество инструментов на одного клиента
  • Продажи и маркетинг в % от валовой прибыли

➕ Компания может удерживать клиентов всю жизнь.

➖ Может быть сложно привлечь новых клиентов, потому что они, вероятно, имеют дело с такими же высокими затратами на переход от устаревших поставщиков.

3. ДЕШЕВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Простым языком: вы можете предложить что-то (устойчиво) дешевле, чем кто-либо другой.

Простой пример: на протяжении десятилетий масштабы Walmart (WMT) позволяли ему договариваться с поставщиками о самых низких ценах (экономия за счет масштаба).

Пример с нюансами: Alphabet (GOOG). Имеет 9 продуктов с более чем 1 миллиардом пользователей. Не требует больших затрат на обслуживание, но при этом предоставляет рекламодателям огромное количество данных.

Ключевые показатели для проверки:

  • Валовая прибыль
  • Рост продаж

➕ Исключает конкуренцию из-за дороговизны/невозможности конкурировать

➖Могут потребоваться ОГРОМНЫЕ первоначальные затраты.

4. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ВЕЩИ

Простым языком: что-то, что вы не можете потрогать, но это дает компании преимущество над конкурентами.

Есть 3 ключевых, на которые стоит обратить внимание…

4a.Торговая марка. Например, Coca-Cola (KO). Между поставщиками газированных напитков мало различий. Но лояльность к бренду огромна.

Ключевые метрики:

  • Валовая прибыль
  • Продажи и маркетинг в процентах от валовой прибыли

➕Бренд может работать десятилетиями

➖Бренд может быстро исчезнуть

4b. Патент. Например, любая биофармацевтическая компания, получившая одобрение регулятора.

Ключевые метрики:

  • Одобрение регулятора
  • Адресный рынок
  • Рост продаж
  • Срок действия патента

➕Монополия, охраняемая законом

➖Большинство бизнесов в конечном итоге теряют патент, на рынок могут выйти новые продукты, которые лучше

4c. Государственная защита. Например, энергетические компании. Населенные пункты обычно имеют только одного поставщика услуг.

Ключевые метрики:

  • Чистая маржа
  • Рост дивидендов
  • Коэффициент выплаты дивидендов

➕Очень надежный и предсказуемый бизнес

➖Этот бизнес, вероятно, медленно растет

5. КОНТРПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ

Простым языком: Конкуренция может сильно измениться

Простой пример: Amazon (AMZN) в одночасье превратил обычные розничные сети из активов в пассивы, предложив продажу товаров через Интернет.

Пример с нюансами: Tesla (TSLA) предложила прямую продажу автомобилей клиентам, отказавшись от дилерских центров. Компания может предлагать автомобили по сравнительно более низким ценам (или получать больше прибыли).

Ключевые показатели для проверки:

  • Доля рынка
  • Рост продаж
  • Валовая прибыль

➕У бизнеса может быть огромное преимущество первопроходца.

➖Подражатели со временем перенимают аналогичные бизнес-модели.

Таким образом, при оценке бизнеса стоит обратить внимание на следующие факторы:

1. Сетевой эффект

2. Высокие затраты на переключение

3. Дешёвое производство

4. Нематериальные активы

4a) Бренд

4b) Патент

4c) Защита правительства

5. Контрпозиционирование

Больше обучающих материалов и инвестиционных идей Вы найдете в нашем telegram-канале: Mihaylets.PRO Инвестиции

Начать дискуссию