{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Витрина налогового мониторинга: оптимизируем взаимодействие с ФНС

Налоговый мониторинг — это система, при которой компания предоставляет Федеральной налоговой службе (ФНС) онлайн-доступ к бухгалтерскому и налоговому учету, а инспекторы дистанционно проверяют начисление и уплату налогов. Переход на мониторинг добровольный, но пока доступен только компаниям, соответствующим критериям вхождения, и обязателен для организаций, вступивших в СЗПК (Соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Такая система заменяет традиционные проверки и очень перспективна. Организации постепенно оценивают преимущества налогового мониторинга: на старте в 2016 году его использовали семь компаний, в 2023-м — уже 445.

На практике это устроено так: организация публикует информацию о налогах в специальной системе, а инспекторы контролируют эти данные онлайн. У посторонних нет доступа к конфиденциальным сведениям. Режим удобен всем участникам процесса: налогоплательщики с его помощью минимизируют число проверок и ускоряют рассмотрение документов, а ФНС получает максимальную детализацию отчетности и операций. Налоговый мониторинг экономит ресурсы и позволяет автоматизировать процессы для снижения налоговых рисков. Один из способов оценить его преимущества — внедрить надежную и удобную в использовании цифровую систему.

Чтобы упростить организациям переход на новый режим, в Лиге Цифровой Экономики разработали специальное решение — Витрину налогового мониторинга. Михаил Свинцицкий, директор направления налогового мониторинга Лиги, рассказывает, как внедрение Витрины избавляет организации от бюрократии и гарантирует полный контроль над конфиденциальными данными.

От MVP к импортонезависимой системе: кратко об истории Витрины

Витрина налогового мониторинга — полнофункциональное решение для дистанционного взаимодействия налогоплательщиков и ФНС. Оно соответствует требованиям законодательства и гарантирует безопасность данных обеим сторонам.

Первую MVP Витрины разработали еще в 2015 году — в год появления налогового мониторинга. Тогда решение сразу представили ФНС и усовершенствовали по итогам обратной связи. В следующие годы возможности системы постоянно расширялись, чтобы соответствовать требованиям организаций. Так, в 2018 году были реализованы модули бухгалтерского учета и взаимодействия с ФНС, а в 2019-м — модули налоговой отчетности и системы внутреннего контроля (СВК). В том же 2019 году решение включили в реестр отечественного ПО.

Новые функции появляются в Витрине налогового мониторинга ежегодно

Благодаря 8-летнему развитию с ориентацией на цели пользователей, Витрина способна решить все задачи организации при налоговом мониторинге:

  • Безопасно размещать данные и открывать доступ к ним налоговым инспекторам.
  • Формировать отчетность по основным приказам ФНС (подробности ниже).
  • Загружать данные из различных учетных систем.
  • Готовить отчетность в соответствии с требованиями регуляторов.
  • Раскрывать налоговую отчетность.
  • Формировать налоговые регистры на основе данных более нижнего уровня.
  • Снижать вероятность ошибок, предотвращать штрафы.
  • Вести переписку с налоговой службой.
  • Получать уведомления о важных событиях.

Модернизация системы продолжается, команда Лиги работает над внедрением новых функций.

Публикация данных под полным контролем налогоплательщика

Размещение и публикация данных с помощью Витрины выстроены прозрачно, а налогоплательщик сохраняет полный контроль над ними. Информация загружается:

  • из различных систем,включая «1С», SAP ERP, Oracle e-Business Suite, DWH и других;

  • несистемных источников, например excel, xml, csv.

В Витрине предусмотрены коннекторы для загрузки данных: информация отправляется в автоматическом режиме, быстро и без ошибок.

Размещение и публикация данных проходят по защищенным каналам и настраиваются в соответствии с пожеланиями компании

После загрузки запускается набор контрольных соотношений, который гарантирует корректность данных. Витрина позволяет проводить build-up налоговых регистров и деклараций на основе размещенной информации. При этом остается возможность загружать ее в готовом виде из систем-источников.

Данные могут проходить по цепочкам согласования, которые настраиваются под бизнес-процессы налогоплательщика.

Последний шаг — публикация. Только после этого данные открываются сотрудникам ФНС. После подписания и публикации отчетность нельзя изменить.

Доступ налоговых инспекторов организовывается по шифрованным каналам связи, которые регламентируются приказами ФНС. Иногда применяется двухфакторная аутентификация.

Преимущества внедрения Витрины для компаний и налоговой службы

Витриной одновременно пользуются и организации, и налоговая инспекция. Для каждой стороны решение обладает отдельными преимуществами.

После внедрения Витрины налогоплательщики с помощью одного инструмента загружают, проверяют и публикуют данные налоговой, бухгалтерской и прочей отчетности. Не нужно использовать несколько сервисов, синхронизировать их и беспокоиться о безопасности информации.

Витрина помогает готовить формы в соответствии с приказами ФНС № 518@, 476@, 477@, содержит все формы налоговых деклараций (налог на прибыль, НДС, НДИЮЛ и т. д.) и актуализирует их. Документооборот упрощается, сотрудники экономят десятки рабочих часов, риск ошибок снижается.

Решение позволяет налогоплательщику использовать автоматизированные контрольные процедуры для валидации данных на целостность, полноту и корректность. Всю информацию о налогах и отчетах пользователь видит на дашборде, а если происходит что-то требующее внимания — получает уведомление.

Дашборд Витрины налогового мониторинга. На одном экране отображается статистика загруженных документов, уведомления, компоненты налогооблагаемой базы и новости. Цветовые акценты ускоряют восприятие информации

Продукт подходит обособленным организациям, а также холдингам и группам компаний, потому что в него включена функциональность multi-organizations. Витрина работает во всех секторах экономики, внедрения уже состоялись в банковской сфере, ритейле, пищевой и автомобильной промышленности, а также в других отраслях. Решение хорошо показывает себя в сферах, где количество данных значительно, оно высокопроизводительное и отказоустойчивое.

Архитектура Витрины базируется на ноукод- и лоукод-принципах, что позволяет настраивать ее без разработчиков.

Налоговым инспекторам Витрина позволяет своевременно получать и контролировать отчетность. В ней реализовано углубление в данные (Drill Down): любая декларация раскрывается до скан-образа первичного учетного документа. То есть, если сведения вызывают какие-либо сомнения, сотрудник может проверить их достоверность.

Витрина обеспечивает возможность сравнивать основные и уточненные декларации, а также регистры вплоть до исходных операций, повлиявших на разницу между ними. С помощью решения сотрудники инспекций могут написать налогоплательщику, когда необходимо уточнить какую-то информацию. Не придется звонить, писать в мессенджерах или на почту, а все конфиденциальные данные будут защищены.

Решение построено исключительно на свободном программном обеспечении и широко распространенных технологиях: Java, PostgreSQL, Spring, React JS. В системе не используется проприетарное ПО, все использованные компоненты не зависят от импорта, поэтому нет риска прекращения работы из-за ухода вендора с рынка.

Витрина налогового мониторинга продолжает развиваться, чтобы отвечать всем современным вызовам и требованиям пользователям. В 2023 году вышла обновленная версия системы, в которой есть пользовательский конструктор отчетных форм.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда