“Российский Edtech за рубежом – скорее исключение, чем правило”

Дмитрий Истомин – директор Экзамуса, российской компании-разработчика технологии, которая анализирует поведение пользователей любых онлайн-сервисов с помощью распознавания лиц и обнаружения эмоций. Сервис стал активно использоваться российскими вузами во время пандемии для решения задач прокторинга – контроля за студентами во время онлайн-экзаменов. Мы спросили Дмитрия, какие меры поддержки нужны сегодня российским EdTech-стартапам, чтобы добиться успеха и какие форматы подготовки молодых технологических команд помогут им “выстрелить”.

“Российский Edtech за рубежом – скорее исключение, чем правило”

Дмитрий, у Экзамуса много заказчиков среди госуниверситетов, вы со стороны бизнеса видите, как работает система образования. На ваш взгляд, какие основные вызовы сегодня стоят перед высшей школой?

Сейчас, как и тысячу лет назад, основной вопрос – как понять, чему учить человека, как адаптировать под него учебный процесс и сохранить мотивацию. Сегодня у нас более продвинутые технологии, но принципиального прорыва в этом вопросе мы еще не совершили.

Если говорить о технологиях, то какие будут наиболее перспективны в EdTech в ближайшие 5-10 лет?

Во-первых, нужно определиться, что же такое EdTech и чем он отличается от HRtech. На мой взгляд, это одна сфера. И обращать внимание нужно прежде всего, на то, кому и зачем нужен продукт. Технологии в данном случае совершенно вторичны.

По прогнозам экспертов, в ближайшие 5-7 лет EdTech-сектор будет расти минимум на 20% в год. На ваш взгляд, какие меры поддержки и стимулирования необходимы для кратного увеличения количества EdTech-стартапов и технологических команд, разрабатывающих цифровые продукты для рынка образования?

Если говорить именно о стартапах, то здесь нет уникальности в EdTech. То, чего нам не хватает – культуры инвестирования и M&A, нет достаточного количества игроков на этой поляне. Если у стартапа нет вариантов как сделать exit, то рассчитывать можно только на выручку и рост бизнеса, что не всегда реально без инвестиций.

Насколько вообще российский EdTech сегодня конкурентоспособен на мировой арене?

EdTech в основном сильно привязан к рынку. Язык, культура обучения не дают транслировать технологию зарубеж один-в-один. А адаптировать ее под разные рынки могут позволить немногие, ресурсов на это нужно очень много. Так что российский EdTech за рубежом – скорее исключение, чем правило.

Этим летом состоится проектно-образовательный интенсив Архипелаг 2121. На нем 1000 технологических команд пройдут образовательную и акселерационную программы, представят свои проекты потенциальным инвесторам и заказчикам, смогут найти партнеров и площадки для пилотирования и внедрения проектов. На ваш взгляд, насколько формат массовой подготовки команд в сфере EdTech эффективен и ускорит цифровизацию, технологическое развитие системы образования в стране?

На мой взгляд, сейчас эффективны форматы, которые позволяют получить разнообразный опыт в сжатое время. В этом смысле все мероприятия Университета 20.35 – “Острова”, “Архипелаг 2035”, проектно-образовательные интенсивы и другие образовательные программы – как раз такие. И это не про EdTech, это вообще про формирование культуры построения больших разнородных команд с учетом особенностей soft и hard skills.

5
Начать дискуссию