Причины цифрового развода Яндекса и Сбера

Много воды утекло (4 месяца) с тех пор, как два гиганта объявили о разводе. Но с причинами такого раздела власти знакомы не все.

Сдвиги в мировой экономике на фоне нефтяного и коронавирусного конфликта показали слабые стороны отечественных цифровых систем. Сложно пришлось и синергии тех компаньонов, которые не смогли установить эффективные фарватеры разграничения зон влияния и ответственности в обширном хозяйстве и многопрофильном сотрудничестве. Такой проблемой последнее время был озабочен менеджмент совместных проектов СБЕР и Яндекс.

Отсутствие коллегиальной системы договоренностей и взаимопонимания привело к формальному разграничению полномочий, инициации процесса развода.

Причины цифрового развода Яндекса и Сбера

Причины разрыва отношений: гипотезы и факты

О том, что процесс разведения полномочий в компаниях неотвратим, заявил в интервью изданию "Ведомости" один из руководителей Сбербанка. По словам Льва Хасиса, руководства компаний ведут подготовительные консультации о реструктуризации совместных проектов. Это произойдет путем изменения долевого участия в управлении некоторыми платформами.

В беседе журналистов из агентства РБК с руководителем сервиса "Яндекс.Маркет" появилась другая информация. Максим Гришаков счел возможными договоренности с акционерами уже после изменения составов правления. Лидер подразделения Яндекса отметил, что из-за объективных сложностей, связанных с экспансией КВИ в мировом масштабе, изменились условия. Они требуют более мобильной структуры управления бизнесом, умеющей принимать быстрые и неординарные решения. Выход из синергии СБЕР поможет сервисам стать более отзывчивыми и эффективными в возможностях соответствовать резонансам изменений в финансовой и экономической ситуации. По словам М.Гришакова, в планы компании не входит ограничение и закрытие сервиса "Беру". Выделение маркетплейса из состава "Яндекс.Маркет" так же произведено не будет.

Предположения и прогнозы, ставшие объяснениями причин разрыва партнерства, появлялись в информационных агентствах от лица экспертов и людей, приближенных к деловым кругам компаний. Поскольку сами участники развода не торопились делиться подробностями, аналитики делали свои выводы, исходя из общей картины. Но как только появлялось какое-либо конкретное сообщение о причинах, послуживших тригером расставаний, участники процесса отвергали его в информационных источниках, как надуманное.

По мнению некоторых информаторов, охлаждение произошло из-за некой "всеядности" СБЕРА, спешившего с оформлением многочисленных партнерских сделок, которые часто вступали в противоречие из-за конкурирующих профилей с концерном Яндекс. Многочисленные контракты с представителями других цифровых компаний ставили основного партнера в ситуацию вынужденного соперничества, что значительно снижало его эффективность по сравнению с той, когда он не был связан со СБЕР. Одним из таких значимых противоречий стало сотрудничество партнера с конкурентом Яндекса Mail.ru Group. Постоянная необходимость соответствовать более высокому уровню не из-за стратегии партнерства, а по причине соперничества, стало тем негативным фактором, повлиявшим на возникновение непонимания среди бывших союзников.

В начале осени, два года назад в информационных агентствах появились прогнозы о том, что компания Грефа пробует получить более жесткую власть над Яндексом. Разговор сосредоточился вокруг приобретения СБЕР 30% "Яндекс". Такое долевое участие уже позволяло проявлять право вето по основным вопросам в случае конфликтных ситуаций. Через полгода после появления данных слухов Г.Греф публично опроверг замыслы компании купить часть ценных бумаг Яндекса.

Следующий вброс по ситуации из пяти источников, одним из которых было агентство The Bell, произошел в 2019 году. В нем речь шла уже о том, что партнеры обсуждают процесс расторжения контрактов в системе "Яндекс.Маркет". Поводами конфликта назывались два: желание банка иметь более высокий уровень контроля и срыв планов по KPI, поставленных перед "Беру". На этот раз сведения были опровергнуты обеими руководителями.

Публикация в иностранной прессе ("FT") главный конфликт сосредоточила в неумении менеджеров "Яндекс.Маркета" двух партнерских команд находить компромиссные решения. Противоречия менеджмента так же были опровергнуты рассорившимися союзниками.

Аналитики из издания "Ведомости" предположили, что противоречия связаны с нарушением профессиональной этики топ-менеджеров СБЕР. Это выразилось в непорядочном поведении по отношению к партнерам и в связях с другими конкурирующими компаниями, преследующими единоличные цели. Многие сотрудники со стороны Яндекс считают, что привлечение к совместным проектам представителей Mail.ru Group — это нарушение контракта и совместных договоренностей.

Представитель компании Data Insight в интервью заметил, что точками расхождений могли стать разные системы управления команд и возникновение конкуренции внутри союза. По мнению Бориса Овчинникова, принципы принятия решений у партнеров отличаются. Автор замечания сделал подобные выводы, исходя из примеров неформального общения с сотрудниками корпораций.

Второй линией напряжения стало то, что СБЕР, создавая свою экосистему, в состав своих новых партнеров включил явных конкурентов Яндекс. Таким примером могут стать отношения с подразделениями Mail.ru, часть из которых явные оппоненты для компании Воложа (YouDrive, Delivery Club, Самокат). Противоречивость внутри системы стала неприятным прецедентом для одного из партнеров, что и привело к разрыву. Это особенно стало заметно по внешним проявлениям, когда приоритет в союзничестве в последнее время со стороны банка был явно на стороне Mail.ru.

По словам руководителя Торгово-промышленной палаты, часть противоречий заключается в объективных обстоятельствах. Сегодня создание новых продуктов, заметил Алексей Федоров, на рынке торговых и финансовых предложений — явление, осложненное многочисленными кризисами, начиная от пандемии и заканчивая нефтяным крахом этой весны. Все это усилило конкурентные потоки, которые в обычном состоянии во внешнем проявлении воспринимаются как мотивация для развития. Но когда это явление существует внутри системы, оно воспринимается негативно той ее стороной, интересы которой таким соперничеством постоянно ущемляются.

Специалист из отдела аналитики "Райффайзенбанка" считает, что проблема конкуренции и сторонних контрактов бывших союзников играет не такую значительную роль, как недовольство СБЕР успехами продукта "Беру". По мнению Сергея Либина, партнеры остались очень недовольны динамикой развития сервиса, доходами и оборотами. Аналитик считает, что инвестирование банка в многочисленные предприятия не может считаться негативным фактором. СБЕР — крупнейший инвестор. Одна из его номинальных функций — обеспечить движение денежных потоков, чтобы они приносили прибыль.

8888 открытий
Начать дискуссию