Маркировка рекламы в интернете для PR-агентств
1 сентября 2022 года в силу вступил закон, согласно которому вся интернет-реклама, транслируемая на территории России, должна быть промаркирована и учтена. Именно этим нововведениям был посвящен круглый стол «Маркировка рекламы в интернете для PR-агентств», который организовала и провела Рабочая группа АКОС по Digital Communications.
Приглашенными экспертами стали:
• Антонина Серебрякова, операционный директор eLama
• Александр Гаврилов, руководящий юрист BIRCH LEGAL
• Ирина Шурмина, глава практики «Цифровое право» SEAMLESS Legal
• Роман Годин, директор по рекламе «Ведомости»
Модерировала встречу Айта Лузгина, партнер, проектный директор digital-агентства «Интериум», соруководитель Рабочей группы АКОС по Digital Communications.
Мероприятие собрало более 100 слушателей.
Терминология и участники процесса
Прежде чем погружаться в процесс регулировки и маркировки рекламы, следует запомнить несколько ключевых терминов!
ЕРИР— Единый реестр интернет-рекламы, система учета рекламы, создаваемая Роскомнадзором
ОРД— Оператор рекламных данных, который собирает информацию от участников рынка и передает в ЕРИР
Токен— Уникальный идентификатор, который будет присваиваться каждому креативу; Выдается ОРД
Разаллокация — Детализация актов от вашего поставщика до конечных рекламодателей
Маркировка рекламы включает в себя информацию о конечном рекламодателе, присвоение креативу токена и пометки «реклама», передачу данных о всей цепочке закупки рекламы и статистики ее показов в ЕРИР.
Передача данных объединяет несколько категорий участников. Это и рекламодатели (юридические и физические лица, которые размещают рекламу с таргетингом на РФ), рекламные системы, площадки, посредники (агентства и фрилансеры, распространяющие рекламу своих клиентов), блогеры.
Что делать?
На этапе подготовки и до запуска рекламы необходимо передать данные о конечном рекламодателе и его договоре с первым подрядчиком в ОРД, помимо договора в ОРД необходимо передать и креатив. После предоставления этих сведений ОРД сформирует токен, который необходимо добавить на рекламное объявление. Кроме того, в объявлении следует указать информацию о рекламодателе и пометку «реклама».
После того как реклама отработает, необходимо рассказать ЕРИР, как были потрачены деньги и передать отчет с разаллокацией трат по всей цепочке, включая данные о договорах и актах, статистику о показах с детализацией площадок и креативов.
На данный момент по закону не предусмотрена финансовая ответственность, но предполагается, что ситуация может измениться весной следующего года. Законодатели пообещали дать время на адаптацию и перестройку, и не штрафовать рынок до марта 2023-го. Но налоговые риски возникают уже сейчас. Доступ к данным, собранным в ЕРИР, получат ФАС и ФНС. Рекламу, которая не отражена в Едином реестре, будет сложно принять к зачету как расходы, соответственно увеличится налогооблагаемая база. Соблюдение закона важно и с репутационной точки зрения, во избежание проблем рекламодатели будут отказываться от отношений с нечистоплотными площадками и блогерами.
Шаг номер ноль
Что такое реклама? В этом поможет разобраться Статья 3 Закона о рекламе, согласно которой рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
ФАС разъясняет, что под рекламу не попадает поисковая выдача, каталоги и сайты объявлений, информация об ассортименте на сайте производителя или продавца. Однако, контекстная реклама и баннеры, выделяющие определенные товары и наделяющие их отличительными характеристиками, подлежат маркировке.
ФАС рассматривает любую ситуацию с позиции рядового потребителя, оценивая содержание, этичность и вовлеченность в продукт. Каждый случай обсуждается с учетом нескольких факторов:
Содержание информации — систематизированный и единый стиль, рассказ о хозяйственной деятельности без акцента на отдельных продуктах или услугах
Формат размещения — видеоролик о компании или баннер о продукте
Фактические отношения — договорная терминология, которую вы используете
Существует ряд исключений из нового регулирования. Маркировке не подлежит социальная реклама, записи теле- и радио- передач, которые в неизменном виде распространяются в интернете, рассылки в мессенджерах или по электронной почте.
Важно провести внутренний аудит и разобраться с тем, что является и не является рекламой, сформировать обоснования, закрепить их во внутренних документах, донести эту информацию до всех сотрудников, задействованных в процессе. Выбрать и оформить отношения с ОРД, разработать процедуры: правила и политики, процесс сбора и передачи данных в компании.
Пресс-релиз не будет считаться рекламой, так как чаще всего это информация о чем-то состоявшемся. Важно проверить формулировки в вашем договоре. Продвижение все еще находится в стороне от рекламы. Правда, релиз релизу рознь. Если ваш текст продает, ставит ударение на уникальности и неповторимости товара или события, следует задуматься о семантике и форме выражения мыслей. Такая же история и с комментариями для СМИ. Чаще всего комментарии содержат только ваше экспертное мнение и информацию о месте работы.
Контуры и инструменты
Всю схему регулирования рекламы можно разделить на две ветви, где первая ветвь — государство, а вторая — остальные участники рекламного процесса. Основной государственный орган, выступающий идеологом регулирования — Роскомнадзор. А интересанты получения прозрачной информации — ФАС и ФНС. Связующим звеном между ветвями выступает ОРД.
Чтобы лучше сориентироваться в пространстве нового регулирования, важно определить свое место и роль в рекламном процессе. Статус PR-агентства зависит от функции, которую оно выполняет. Агентство будет считаться рекламораспространителем, запуская и поддерживая клиентскую коммуникационную кампанию. А в случае продвижения своего бренда или услуг агентство выступит рекламодателем.
Юридические аспекты
Закон снимает обязанность по передаче информации в ЕРИР с рекламодателя, являющегося производителем и правообладателем информации, размещенной в рамках рекламы. Это исключение звучит широко, но работает только в том случае, если обязательства по маркировке и учету переданы рекламораспространителю. Роскомнадзор настоятельно рекомендует закреплять эту передачу документально.
Не стоит усложнять уже существующие документы для регулирования ваших отношений с клиентами и партнерами. Следует, воспользовавшись квалифицированной юридической поддержкой, разработать отдельный типовой документ, который бы четко определял статус и регламентировал вашу роль в рекламной цепочке.
Важно предусмотреть:
Маркировка — где, кто и когда работает с креативом, проставляет пометку «реклама» и данные рекламодателя
Первичная регистрация — получение уникального токена
Учет информации — определение ответственных лиц за сбор и передачу информации в ЕРИР
Передача третьим лицам — передача информации агентствам, посредникам, ОРС, участвующим в распространении рекламы
Особое внимание в документации рекомендуется уделить конфиденциальности, чтобы избежать недопонимания и острых углов. Также PR-агентствам нельзя забывать о разаллокации креативов в акте, т.к. с точки зрения регулирования прозрачность и прослеживаемость каждого элемента крайне важна.
Вопрос возмездности и платежности рекламных отношений не является основным критерием отнесения той или иной информации к рекламе. Договор, в котором не предусматривается четкое вознаграждение за размещение рекламы, может также попадать под требование маркировки и действие законодательства. Идентифицировать рекламу можно исключительно по характеру информации и ее размещения.
Маркировка в онлайн-СМИ
Не все агентства успели перестроиться, некоторые все еще присылают СМИ материалы без вшитой пометки о рекламе. В таком случае у редакции существует возможность крепить плашку о маркировке поверх креатива. Все редакционные спецпроекты и статьи также публикуются со стандартной пометкой о рекламе, включающей регистрационный номер и информацию о рекламодателе.
На данный момент у ОРД есть четкое понимание относительно баннеров, видео и другого популярного рекламного инвентаря, но не всегда понятно, что делать с масштабными и нестандартными проектами. Как быть с лендингами отдельных продуктов или услуг? В такой ситуации все креативы отправляются в ОРД как единый zip-архив, им присваивается токен, который и размещается на лендинге.
Если агентство делится с редакцией интересной фактурой, на основании которой происходит рерайт, и в итоге материал выходит в СМИ, то сложно назвать это рекламой. Скорее это журналистский первоисточник. Если же онлайн-издание публикует исследование в первозданном виде, то мы определенно имеем дело с рекламой, которая должна быть соответствующе помечена. У такого исследования наверняка есть заказчик, агентство представляет его интересы и выступает посредником.
Принятый 1 сентября закон неизбежно повлечет за собой изменения, которые коснуться всех звеньев рекламной цепочки и изменят привычный уклад работы. Но не стоит терять оптимизма! Бизнесу предстоит уделять больше внимания договорной документации, а правовая определенность пойдет на пользу всем участникам процесса.
Сначала мы открыли, а потом закрыли свой фастфуд, потом открыли доставку и сейчас её закрываем. Теперь я почти свободен и могу порассуждать о том, как владелец доставки может зарабатывать меньше курьера.
Он произошёл ещё в 2023 году и затронул больше 1 млн пользователей, в основном из России.
Движение Tesla Takedown сформировалось в феврале 2025 года, но активизировалось в марте — и, похоже, не планирует затухать.
Рассказываем, как защитить макеты, если коллеги или заказчики хотят все поменять.
История такая: 30 человек заказали мои лонгсливы на ВБ, а 24 из них – отказались и оставили гневные отзывы. Рассказываю на своём примере, как я разбирался с этим и что сделал, чтобы больше не допустить таких ситуаций.
Сложно представить жизнь современного человека без маркетплейсов. Ozon и Wildberries стали частью повседневности, но их противостояние — это не битва за одних и тех же клиентов. Это история о том, как два гиганта нашли уникальные пути к успеху, разделив аудиторию и создав собственные правила игры. Как предприниматель с многолетним опытом, я проведу…
Заметки по встречам - это полезно и важно. И на этой почве появились десятки сервисов, которые готовы взять на себя эту тяжёлую ношу: они теперь сами подключаются на встречи, записывают текст и выдают саммари после. Можно саммари, можно прям задачи отправлять в жиру. Круто же! Но есть один нюанс.
Одна вода.
Лучше бы на живом примере, показали как и где регистрировать. Как что заполнять. Как нужно плашку что мол это реклама размещать. Как отчет отправить.
Петр, добрый день! Благодарим за внимание к нашему материалу! Если Вы оставите email, мы поделимся с Вами записью мероприятия, на которой спикеры подробнее говорят о деталях и демонстрируют примеры.