Кейс из жизни сообщества Business UPdate: долгосрочная стратегия реализации компании

Привет, друзья и коллеги! Меня зовут Кристина и я комьюнити-менеджер Business UPdate – сообщества молодых предпринимателей Москвы.

Открываю новую рубрику. О чём она?

Каждый день в жизни сообщества Business UPdate происходят новые события. Только представьте, с нами уже более 5,5 тысяч участников, и мы продолжаем расти. Наконец-то появилось место, которое объединяет абсолютное большинство молодых и амбициозных предпринимателей Москвы.

Этим письмом открываю новую рубрику: «Из жизни сообщества: на связи комьюнити-менеджер». В этой рубрике я с разрешения участника сообщества рассказываю о проблеме, с которой он сталкивается в процессе развития своего дела, беру комментарии у экспертов по проблеме с рекомендациями, а затем описываю, как вся история разрешается.

Моя рекомендация

Советую после обозначения проблемы участника остановить чтение и записать свой комментарий. Так, вы тренируете свой навык решения бизнес-кейсов, что очень помогает в предпринимательстве. Ну что, поехали? 😉

Проблема: Долгосрочная стратегия реализации компании

Александр Павлов — участник сообщества Business UPdate 3го уровня, основатель компании UnderCover. Александр выводит сначала на российский, а затем и на международный рынок продукт, который поможет нам всем страховать цифровую технику онлайн и без ограничений. Уже есть профессиональная команда и привлечены стратегические партнёры. В октябре перед ним встала дилемма: сделать вторую более качественную версию MVP и после её тестирования привлечь первые инвестиции или привлекать инвестиции в 2 этапа, параллельно реализовывая свой конечный продукт.

Давайте рассмотрим эти два варианта подробнее.

Первый вариант. Повторный запуск MVP, но более качественный и приближенный к итоговому продукту. Это возможно благодаря стратегическому партнерству с IT-компанией, предоставляющей нужное решение для быстрого запуска. Чтобы купить это решение, необходимо привлечь ангельские инвестиции. Далее по плану протестировать MVP примерно до 6-ти месяцев, получить подтверждающие метрики, а после привлекать 1-ый этап венчурного финансирования, что пойдёт на реализацию конечного продукта. Почему у Александра здесь возникли сомнения? Он считает, что это потеря времени. Есть результаты с первой версии MVP, а также на рынке уже предлагается продуктовое решение сторонней IT-компании на рынке B2B. Соответственно, можно сделать вывод, что спрос имеется. Или нет?

Второй вариант. Провести описанный выше запуск MVP, параллельно сразу разрабатывать итоговый продукт и привлекать инвестиции в 2 этапа: на этапе второй версии MVP и затем после получения дополнительных метрик.

Александру предстоит принять стратегическое решение. Теперь не читай дальше, попробуйте решить задачку. А как сформулируете свои рекомендации, переходите к секции с комментариями экспертов.

Комментарии экспертов

Кстати, если хотите поделиться своим решением, можете прислать его в чат сообщества Business UPdate. Если вас там ещё нет, то напиши мне в Telegram, я вас добавлю.

Интересно, что Александру порекомендовали эксперты? Да, мне тоже. Мне дали комментарий участники 3-го и 4-го уровней сообщества Business UPdate: Ефим Колодкин, Денис Ладанов и Константин Захаров.

"Нужно выбрать 1 направление и работать над ним, не тестировать 2 этапа. Это будет большой ошибкой, учитывая ограниченные возможности трудовых ресурсов на раннем этапе развития компании. Деньги от инвесторов также должны привлекаться в одно направление, не более того. Я бы выбрал стратегию без потери времени, которая звучит как «продавать, продавать и еще раз продавать", – Ефим Колодкин, предприниматель, основатель крупнейшего в Москве сервиса по аренде площадок для мероприятий Bash Today, инвестор и консультант.

"Как и в любой хорошей задачке, в этом вопросе ответ лежит в переформулировании изначального вопроса в новый, более точно ухватывающий реальное противоречие или проблему. Первый ответ кроется в формулировке «потеря 6 месяцев». Если это и правда, «потеря», то ответ банальный — ни в коем случае не надо терять время! Время — это самое ценное, что есть у венчурного стартапа. Второй ответ кроется в переформулировании слова «потеря», в словосочетание — «инвестиция времени». Если это вопрос об инвестиции времени стартапа в какую-то проверку, то надо понять, насколько эта инвестиция «окупится» в будущем. Единственное, из-за чего инвестиция времени сейчас может не окупиться — это ошибка в каких-то ключевых гипотезах внутри бизнес-модели, которые будут стоить потери еще бОльших времени и денег.

"Ты сказал, что у тебя есть проверенная MVP. Если эта MVP реально не отличается от той бизнес-модели, которая будет, когда ты сделаешь собственное технологическое решение, то конечно, надо искать ангельские инвестиции уже сейчас. Если вдруг разработка собственного решения как-то принципиально отличает эту бизнес-модель от той, которая была в MVP, то, конечно, нужен MVP, который подтвердит верность гипотез бизнес-модели и ее экономики. Ведь MVP — это не просто «прототип продукта», MVP — это проверка работоспособности всей бизнес-модели. Там может вообще не быть разработки технологического решения, если только это не какое-то ноу-хау, возможность создания которого еще нужно подтвердить. Приведу пример, одна из первых доставок еды из магазинов запускалась следующим образом: сначала фаундеры сами развозили еду, собирая заказы вручную в магазинах и у соседей. Поняв, что спрос большой и они уже не справляются, они написали приложение. То есть они в какой-то момент поняли, что если заменить их работу на работу «программы», то экономика сойдется, и все будет ок. Так что если твоя бизнес-модель никак не изменилась со времени тестирования первой версии MVP, то смело иди в масштабирование с привлечением ангельских инвестиций, потому что чем быстрее ты сможешь масштабироваться, тем больше будет твоя итоговая доля рынка, т.к. ты успеешь захватить бОльшую территорию на этом рынка, пока другие потенциальные игроки «спят». Но если твоя текущая бизнес-модель не проверена, то поднимать инвестиции и идти дальше — это только увеличит время пивота, который будет неизбежен и будет стоить в несравненное количество раз бОльшего времени и денег, чем сейчас. В любом случае, попробуй встретиться с несколькими инвесторами, так как они тебе точно скажут, надо тебе инвестировать время или нет: ) Вообще периодически питчить инвесторам — полезная практика, чтобы понимать можно ли уже двигаться дальше или нет. Ибо поднимать нужно тогда, когда получается, а не когда нужно", – Денис Ладанов, предприниматель, основатель рекламного агентства по управлением ИИ, ex-основатель агентства нейромаркетинга Agny и adtech стартапа Metrix.AI, выпускник 3-х акселераторов в Гонконге и Москве, спикер TEDx.

"Я бы пошел по второму пути — не терять время на повторный запуск MVP и сразу "поднимать" инвестиции и реализовывать собственное решение. Во-первых, вряд ли результаты повторного запуска MVP дадут вам что-то новое — интерес рынка уже очевиден, новой информации вы не получите. Во-вторых, самый ценный ресурс, который у вас есть — это время. И терять это время сейчас нерационально. Есть несколько команд, которые параллельно с вами разрабатывают подобный продукт. Вам нужно их обгонять, а не дать фору в 6 месяцев, – Константин Захаров, предприниматель, со-основатель сервиса хранения вещей и переездов »Чердак" (cherdak.io), ex-основатель Foodmate и ex-управляющий директор Delivery Club

Чем закончилась история?

Как мы заметили, трое экспертов упомянули о важном ресурсе — о времени. И когда речь заходит об инвестициях, важно задумываться не только о количестве привлеченных денежных средств, но и об инвестированном времени в реализации своей стратегии.

Как поступил Александр?

Я решил запускаться с израильской IT-компанией, которая предоставляет готовое решение, благодаря чему я не теряю время на разработку (6-8 месяцев) и тестирую продукт, не создавай собственного решения. После успешного теста, я запускаю разработку собственного конечного продукта. Это позволит мне сразу реализовать продажи и протестировать каналы продаж, также я поглощаю основного территориального конкурента — Израиль, так как мы планируем заключить с партнёрами эксклюзивный договор, где будет прописано, что никому кроме нас в РФ они не имеют права предоставлять своё решение.

Александр Павлов, Основатель компании UnderCover

Чем стартап отличается от традиционного бизнеса? Вечный вопрос, который сводится обычно к скорости и масштабируемости. Но согласитесь, иногда тяжело быстро принять решение, когда эта развилка ведёт в кардинально разные пути развития компании. В таких ситуациях может помочь наставник. Что как раз и сделал Александр. После определения проблемы у себя в голове Александр сразу обратился к своему наставнику, который был подобран ему в рамках портала Business UPdate, а также вспомнил разбор стартапа на Startup Pitching Day также от Business UPdate: «К этому я пришёл после разбора проекта с Денисом и Ефимом, а также наставником Кириллом.» (прим. ред. Денис Ладанов — предприниматель, основатель рекламного агентства по управлением ИИ, ex-основатель агентства нейромаркетинга Agny и adtech стартапа Metrix.AI, выпускник 3-х акселераторов в Гонконге и Москве, спикер TEDx; Ефим Колодкин — предприниматель, основатель крупнейшего в Москве сервиса по аренде площадок для мероприятий Bash Today, инвестор и консультант; Кирилл Буряков — генеральный директор «Лекс Борелис» и сооснователь Doczilla).

11
Начать дискуссию