Пакет франшизы
Много слов сказано про франчайзинг и про создание франшизы. Но главный недочет всех подобных статей - недостаток конкретики. Мы уже знаем, что франшиза - это партнерство двух предпринимателей: основателя франшизы и покупателя франшизы, где один создал успешный бренд и сеть и передает свой метод ведения бизнеса, все технологии покупателю франшизы.
Это, допустим, понятно. Но вот, как именно происходит передача этих самых технологий и методов статьи частенько умалчивают: случайно или сознательно.
В этой статье я хочу исправить это несовершенство и четко расписать, что именно включает в себя пакет документов франшизы. По крайней мере, когда моя команда разрабатывает франшизу, мы ориентируемся именно на этот пакет документов, иногда дополняя его документами по запросу заказчика или исходя и потребности отрасли.
Перечислим все элементы франчайзингового пакета и дадим пояснения по каждому из них.
Франчайзинговый договор
Я уже писал отдельную статью про франчайзинговый договор, вместе с тем выделим, что договор коммерческой концессии:
- передает право использовать товарный знак франчайзера и работать под брендом и по стандартам сети;
- прописывает все аспекты сотрудничества между сторонами: стандарты, правила, нормы, контроль, штрафы и тд;
- защищает сеть от внутренней конкуренции, от репутационных рисков и охраняет качество продукта.
Идеальный договор не должен оставлять вопросов типа “а что будет происходить в такой-то ситуации.”
Бизнес план / Фин. модель
Финансовая модель представляет собой эксель, который подробно расписывает движение денег внутри компании:
- какие инвестиции нужны на старте;
- какую выручку ожидаем;
- какие расходы нас ждут;
- как и на какие показатели мы можем повлиять;
- какой поток заказов необходим для нужного уровня выручки;
- какая прибыль остается по итогу;
- через сколько наступает окупаемость;
- как меняется картина в зависимости от региона.
Обычно финансовая модель передается покупателю франшизы на первых этапах переговоров чтобы будущий франчайзи смог изучить особенности ведения бизнеса с конкретной франшизой и сделать выбор. Обычно, при анализе финансовой модели покупатель франшизы задает себе один вопрос: “а я вообще верю в то, что тут написано?”. “Реальны ли указанные выручки в моем городе?” “Верно ли указаны расходы, ничего ли не забыли?”.
Франч-бук / Книга процессов
Франчбук или гайд передается франчайзи после подписания договора и после оплаты паушального взноса и всех необходимых франчайзинговых платежей.
Данный гайд должен полностью по шагам дать описание бизнеса:
как открывать новый объект
как проектировать
как делать ремонт
где и как закупать мебель, оборудование, инвентарь
как подбирать персонал
как готовить продукт
как развивать бизнес
как влиять на окупаемость
Более подробно о содержании гайда франшизы можно прочитать в моей статье.
Мы же тут говорим о конкретике, поэтому скажу дополнительно, гайд это большой увесистый pdf, который ссылается на множество внутренних документов: чек-листы, политики, правила, тех.карты, шаблоны и тд.
Учебные материалы
Передача знаний и технологий предполагает, что команда франчайзи освоит и правильно внедрит и будет корректно использовать все знания, связанные с франшизой. Гарантировать это сможет корректно построенное обучение.
Обучение может быть построено в компании в следующих форматах:
- учебные материалы, которые изучает команда франчайзи перед своим приездом на обучение и использует после обучения чтобы освежить те или иные знания;
- непосредственно обучение команды в виде тренинга и/или стажировки
- видео уроки для удаленного ознакомления.
Бренд бук
Брендбук является объединяет в платформу бренда и оформление всех носителей фирменного стиля.
Платформа бренда - описание главной идеи бренда, которую пытаются передать носители фирменного стиля.
Носители фирменного стиля отличаются в зависимости от отрасли, перечислю приблизительный список носителей фирстиля, чтобы вы могли получить представление и перенести на cdj. франшизу и свой бренд.
Название
Шрифт
Цвет
Логотип
Вывеска
Таблички внутри заведения
Оформление интерьера:пол, потолок, стены,освещение, декор, мебель, торговое оборудование, двери, входная группа, туалеты, примерочные и тд.
Униформа персонала
Навигация внутри объекта
Упаковка продукта
Рекламные носители: плакаты, баннеры, стикеры, журналы, буклеты, листовки
Диджитал носители: баннер, пост, сторис и тд.
Ценники, описание товаров.
Очевидно, что в магазине, ресторане, фитнес-клубе носители фирменного стиля будут кардинально отличаться, но принцип вы скорее всего уловили и поняли.
Надеюсь, после прочтения этой статьи у вас сложилась конкретная картинка, как выглядят документы, которые передаются франчайзи. Эта информация вам будет полезна как при покупке франшизы, так и при создании собственной франшизы.
Если у вас остались вопросы - вы можете задать их лично на бесплатной консультации по франчайзингу