Предпринимательский университет — миф или реальность?

Новая классификация университетов

В России все больше входит в моду новая классификация университетов: образовательные, исследовательские и предпринимательские. Несложно понять, что представляют из себя первые две. Образовательные университеты — и это следует из названия — делают упор исключительно на учебные программы, значительная часть которых финансируется государством в виде грантов и субсидий. В эту категорию обычно входят небольшие региональные вузы, не имеющие серьезных ресурсов для того, чтобы заниматься наукой. В исследовательских университетах, напротив, есть ресурсы на то, чтобы выстраивать собственную научную повестку, привлекая для этого ученых, создавая собственные R&D лаборатории и зарабатывая на НИОКР.

Третий тип университетов — предпринимательский — занимается коммерциализацией науки, зарабатывая на продаже стартапов и лицензий. И многие известные ученые в России считают именно этот тип главным ключом к экономической стабильности, подъему промышленности, внедрению инноваций, созданию новых производств и рабочих мест.

Определение термина «предпринимательский университет»

Большое внимание понятию предпринимательского университета академическое общество уделяет уже давно, с конца 1990-х годов. На протяжении всего этого времени продолжаются попытки дать точное определение с помощью набора качественных характеристик, определяющих деятельность университета в сфере бизнес-исследований, формирования стартапов и организации проектов с предприятиями по трансферу технологий в промышленность.

Широкий подход к определению предпринимательства дал профессор Гарвардского университета Говард Стивенсон: «деятельность, направленная на поиск возможностей за пределами имеющихся ресурсов»). Понятие же предпринимательского университета впервые было введено Генри Ицковицем и Бертоном Р. Кларком. Они определили зарождение этого типа ВУЗа как вторую академическую революцию, которая «ввела рынок в самое сердце университета». В своей книге «Создание предпринимательских университетов» Кларк выделяет пять основных признаков, присущих этим ВУЗам: усиленное направляющее ядро; расширенную периферию развития; диверсифицированную базу финансирования; стимулируемый академический структуры; интегрированную предпринимательскую культуру.

По его мнению, основой для предпринимательского университета является отсутствие боязни коммерциализовать генерацию и распространение знаний. А такой подход предполагает диверсификацию источников финансирования университета. Для обретения нового, ориентированного на изменения, характера деятельности необходимы немалые ресурсы. Поэтому расширение финансовой базы приобретает особую важность, поэтому российские ВУЗы прилагают все больше усилий для увеличения притока средств из других (помимо бюджета) источников: коммерческих контрактов, лицензионных отчислений за интеллектуальную собственность, доходов от услуг, оказываемых на территории университета, платы студентов за обучение и пожертвований выпускников.

Университет такого типа должен вовлекать студентов и выпускников в предпринимательство. О значимости этого направления деятельности говорят цифры: при Оксфордском университете действует порядка 300 фирм с общим годовым оборотом 4 млрд долларов, из которых сам вуз получает около 1 млрд. В Гарвардском университете ресурсный капитал, используемый для его предпринимательской деятельности, составляет 18 млрд долларов, в Университете Джорджа Вашингтона — около 500 млн.

Как мы видим, вопросы финансовой деятельности ВУЗов — важный предмет для рассмотрения, поскольку именно они помогают оценить структуру дохода, выявить наиболее важные его источники, что, в итоге, позволит (или не позволит) отнести университет к предпринимательскому типу.

Но так ли все очевидно?

В случае с отечественными университетами очевидно, в первую очередь, то, что данных о бюджете российских ВУЗов в открытом доступе просто нет. Отсюда следует, что и классификация их делалась экспертным методом, в котором большую, если не главную роль играют обобщение и прогноз. Мы в Институте прикладной математики и информатики не очень доверяем словам, если они не подтверждены расчетами, поэтому хорошо было бы проверить, что скажут цифры, взятые из открытых источников. Те самые, которые (в отличие от карт) уж точно не врут.

Решено было взять университеты США, финансовую информацию о которых легко найти в открытом доступе. И, если российская классификация верна, по идее, в США мы тоже должны обнаружить все три типа университетов.

В своем исследовании мы использовали список университетов в соответствии с их рейтингом в Best Global Universities, ориентированным в первую очередь на академические исследования, проводимые в университете, и его мировую репутацию. Вся использованная информации об источниках доходов была взята из открытых отчетов, имеющих удобную единую структуру, пригодную для выполнения дальнейшего структурирования, компиляции и кластеризации. Первоначально рейтинг состоял из 170 университетов, для исследования были выбраны первые 100. Чтобы понять, получится ли разделить всю группу на три кластера именно по способу заработка, мы провели анализ и создали структуру, наиболее релевантно описывающую основные статьи доходов вузов: обучение студентов по основным образовательным программам, дополнительные образовательные программы, спонсорская поддержка (государственная и частная) и доходы от исследований.

И, использовав алгоритмы кластеризации в расчетах, получили в итоге четкое разделение университетов на две большие группы, соответствующие по структуре доходов образовательным (доход от образовательных программ) и исследовательским (доход от НИОКР). А вот предпринимательских ВУЗов, как оказалось, в США не существует!

Предпринимательский университет — миф или реальность?

Конечно, было бы любопытно посмотреть, что из себя представляют именно российские предпринимательские университеты. Но произвести расчеты и анализ, не имея открытых данных, увы, не представляется возможным.

Вот такой он, мир цифр, которым мы верим больше, чем словам…

Для тех же, кто хочет вникнуть в суть того, как эти расчеты производились, приводим ссылку на наше исследование со всеми обоснованиями:

2
Начать дискуссию