В случае с отечественными университетами очевидно, в первую очередь, то, что данных о бюджете российских ВУЗов в открытом доступе просто нет. Отсюда следует, что и классификация их делалась экспертным методом, в котором большую, если не главную роль играют обобщение и прогноз. Мы в Институте прикладной математики и информатики не очень доверяем словам, если они не подтверждены расчетами, поэтому хорошо было бы проверить, что скажут цифры, взятые из открытых источников. Те самые, которые (в отличие от карт) уж точно не врут.
Решено было взять университеты США, финансовую информацию о которых легко найти в открытом доступе. И, если российская классификация верна, по идее, в США мы тоже должны обнаружить все три типа университетов.
В своем исследовании мы использовали список университетов в соответствии с их рейтингом в Best Global Universities, ориентированным в первую очередь на академические исследования, проводимые в университете, и его мировую репутацию. Вся использованная информации об источниках доходов была взята из открытых отчетов, имеющих удобную единую структуру, пригодную для выполнения дальнейшего структурирования, компиляции и кластеризации. Первоначально рейтинг состоял из 170 университетов, для исследования были выбраны первые 100. Чтобы понять, получится ли разделить всю группу на три кластера именно по способу заработка, мы провели анализ и создали структуру, наиболее релевантно описывающую основные статьи доходов вузов: обучение студентов по основным образовательным программам, дополнительные образовательные программы, спонсорская поддержка (государственная и частная) и доходы от исследований.
И, использовав алгоритмы кластеризации в расчетах, получили в итоге четкое разделение университетов на две большие группы, соответствующие по структуре доходов образовательным (доход от образовательных программ) и исследовательским (доход от НИОКР). А вот предпринимательских ВУЗов, как оказалось, в США не существует!