Зуд по настолкам или хочу издать свою настольную игру!

Я уже достаточно опытный автор-самоиздатчик, поэтому молодые авторы с вопросом "хочу выпустить собственную настольную игру - с чего начать?" уже лет пять преследует меня в соцсетях. И в этом году интерес к изданию как-то снова вырос. Поэтому решил поделиться своими мыслями и опытом.

Начать надо с того, что выкинуть из головы эту идею. Потом заново ее туда "загрузить" и снова выкинуть. И так несколько раз, пока не пройдет "первичный зуд".

Потом сесть и расписать два столбика - в левом перечислить свои планы на игру, в правом вспомнить и поискать похожие и уже изданные или планируемые игры конкурентов (Тесера и BGG в помощь). Сеттинг, механика, сюжет, состав и т. п. Потом взглянуть на правый столбик и понять, что вам придется на рынке конкурировать с уже существующими успешными проектами. Например только на это лето в России запланирован выход более 40 игр от известных издательств.

Если желание не пропало, готовим прототип игры (желательно отыграть в него с друзьями, на игротеках в специальных "гильдиях", типа ГРАНИ) и правила, которые понятны не только вам.

Эх, Игрокон, Игрокон. Хотя поговаривают, что в этом году он все таки будет.
Эх, Игрокон, Игрокон. Хотя поговаривают, что в этом году он все таки будет.

Далее переходим к выбору, как вы будете "выпускаться". Есть два пути - через издателя или самостоятельно.

Если вы решаете "продаться" издателю, то вам надо понимать уровень вашего дохода при этом -в среднем это первоначально от 30 до 60 тысяч рублей "роялити" если вашу идею возьмут в работу и возможная прибыль от продажи. Надо понимать, что издателю интересна идея и механика игры, а сеттинг, арт и другие вещи будут переработаны по его требованию.

Если вы выбираете этот путь, то ищем основные издательства, пишем им, участвуем в смотрах, игротеках авторов и других местах, где издатели "ищут" себе новые проекты (причем понимаем, что это будет Москва или Санкт-Петербург в 99% случаев) и ждем пока вас заметят.

Если же вы хотите издаться самостоятельно... Тогда задаем себе еще один вопрос - а вам нужен этот геморрой? Если да - читаем дальше.

Итак. Вам отказали в издательствах (тут же первый повод задуматься почему), но вы продолжаете считать свою игру гениальной и решаете издаваться сами. Что же вас ждет на этом пути?

Обычно "начинающие" ищут типографии, пытаются узнать у менеджеров цены и в 99% случаев не получают ответа. Почему? Потому что тратить время на просчет 100500 вариантов без внятного ТТХ (если вы не знаете, что такое ТТХ, то погуглите) никто вам не будет. Поэтому к вопросу о непосредственной печати мы вернемся чуть позднее.

Раз вы собрались издаваться, то... значит вы должны понять, что это для вас? Вложение средств или бизнес. И в первом, и во втором варианте вам важен результат - или потешить свое самолюбие/заявить о себе или получить прибыль. Поэтому надо понять, как вы будете финансировать этот процесс и выстроить "цепочку понимания" издания настольной игры.

Предположим, у вас есть... сырой прототип. Что вы говорите? У вас даже есть прототип с картинками? И в него сыграли на городской игротеке? Ну ладно. У вас есть хоть какой-то прототип, который вы хотите получить в картоне и красках.

Сейчас можно создать виртуальный прототип игры
Сейчас можно создать виртуальный прототип игры

Цепочка для настольной игры будет следующая:

дизайн игры -> верстка игры -> препресс игры -> печать игры в типографии -> логистика до вашего склада -> логистика до конечного потребителя.

На каждом этапе вам понадобятся средства, исполнители и ... менеджмент с маркетингом, так как управлять этим веселым процессом вы будете самостоятельно, а "продавать" игру надо с самого начала, иначе вы рискуете на предпоследнем этапе получить гору свежепахнущей типографской краской макулатуры.

Начнем с дизайна. Он должен быть а) привлекательным б) уникальным (то есть нельзя просто надергать картинок из интернета). Если насчет первой составляющей еще можно долго спорить (вкус у всех разный, но явно кровь и кишки не будут привлекательными в детской настолке 0+), то вторым лучше не пренебрегать.

В России, конечно, авторское право понятие для многих относительное, но вдруг появится дотошный автор и захочет с вами судиться. Поэтому если вы не умеете рисовать сами, то вам придется озаботиться о заказе арта у сторонних художников (или познакомиться с привлекательной/ным художником, очаровать его и попросить нарисовать все бесплатно).

Приготовьтесь к тому, что вам понадобится много изображений. По факту настольная игра по большей части состоит из картинок.
Приготовьтесь к тому, что вам понадобится много изображений. По факту настольная игра по большей части состоит из картинок.

Верстка игры. Прежде чем дойти до этого этапа вернемся к "нашим баранам", а именно типографии. В России печатать настольные игры могут (именно качественно и специализированно) лишь их небольшое количество, а под ключ делают еще меньше. Магеллан, Солнечный город, Сквирл, Тверская типография и еще парочка возможно вам ответят, и вы сможете узнать у них расценки и требования. Но могут и не обратить на вас внимания.

Сразу же скажу, что печатать меньше 300 (если уговорить), а на деле 500 коробок вам никто не будет - точнее это можно сделать у тех, кто готовит прототипы или в салонах цифровой печати, но товарная партия — это 500–1000 коробок. Если же вы думаете, что "а я в Китае все сделаю", то там партия еще выше, обычно тираж там размещают от 5000 штук.

Прототип делается на цифровой машине (большом цветном принтере), но для тиража только офсетная печать.
Прототип делается на цифровой машине (большом цветном принтере), но для тиража только офсетная печать.

Еще забыл сказать, что с физлицами большая часть "нормальных" типографий и издательств не работает. Поэтому или ищите ИП или другое юрлицо, через которое будете работать или регистрируйтесь сами. Да, можно договориться и занести деньги как "простой физик", но лучше все-таки иметь "свое".

Итак - у вас есть дизайн, есть типография и цены и .... (деньги уже начали тратить, а прибыли нет) ... надо искать средства и приступать к препрессу и печати.

Где искать деньги? Взять свои (кредит, продать почку и т. п.) - первый вариант. Для печати тиража простой карточной игры надо иметь бюджет от 200-250 тысяч рублей, для более сложной - еще выше. Моя последняя успешная на краудфандинге игра "Сон Менделеева" обошлась мне примерно в 500 000 рублей со всеми затратами. Второй вариант - найти спонсора/инвестора. И третий - собрать деньги через краудфандинг. Все варианты имеют огромный минус - надо чем то делиться. Своими деньгами, процентами по кредиту, почкой, долей с инвестором или процентами с крауд-платформой. Не думайте, что найдя 200 000 рублей вы сможете их все пустить в дело.

Даже на краудфандинге деньги надо еще собрать. А это отдельная тема.
Даже на краудфандинге деньги надо еще собрать. А это отдельная тема.

Ладно - вы упертый, везучий и немного сумасшедший. И вы нашли деньги, имеете дизайн, типографию. Теперь ваша задача найти грамотного верстальщика (ой, а вы это разве не умеете?) и сделать макеты. Что - у вас попросили половину собранной суммы за макет? А почему вы раньше не узнали расценки то? Если все-таки у вас остались средства, на руках макет и вы заключили все договора, то ...

Подписываем в печать! и ждем. От пары недель (это фантастический срок) до нескольких месяцев (обычно 2-3) в зависимости от времени года, положения луны и загруженности типографий. Во время этого процесса не забываем, что перед отправкой макетов их надо было проверить (а по возможности заказать сигнальный экземпляр) и попросить сделать тестовую сборку игры (почему я раньше не написал? А кто заставлял вас читать и делать одновременно?).

Но вот - тираж готов и... Опять "и". Что такое 500 коробок с игрой. Предположим, что у вас коробка с игрой "небольшая", примерно 30x100x150 см. И предположим, что весит она грамм 500. В итоге у вас 250 кг груза объемом ... (посчитайте сами), который или надо отправить вам (в квартире будете хранить?) или самим забрать из типографии.

Для хранения можно использовать конечно свою квартиру, гараж, снять офис или склад и т.п. - тут выбор ваш.

Это всего 80 коробок с играми. А у вас их 500 минимум
Это всего 80 коробок с играми. А у вас их 500 минимум

Тираж у вас, вы довольны, но... Как вы его будете продавать? Думаете, что, если вы пойдете в Детский мир и предложите пару коробок у вам их возьмут? Или вы посмотрите мотивирующие ролики, отправите все на Озон или WB?

Или вы сделаете свой интернет-магазин! (про онлайн кассу не забыли?). А как вы будете отправлять товар? Через Почту России? Или СДЭК. Вот поэтому вопросы маркетинга и логистики должны продумываться параллельно с изданием. Договора с транспортными кампаниями, фулфилментом, коммерческие предложения магазинам, аккаунты селлера в маркетах, логистика до последних — все это должно быть готово к моменту "забора" игры из типографии.

Свой интернет-магазинчик — это неплохо и даже нужно.
Свой интернет-магазинчик — это неплохо и даже нужно.

Я не буду писать здесь, как продавать игру, как ее продвигать, как рекламировать и как вести краудкампанию (про последнее будет отдельная статья). Издание игры — это бизнес и в нем надо оценивать все риски, вплоть до провала, но надеюсь данный текст даст вам пищу для раздумий!

Раз все рекламирую Телеграм-каналы, то вот канал моего издательства ПРОСТОРОБОТ:

1.2K1.2K показов
307307 открытий
4 комментария

Первую игру можно выпустить с издателем. Или запариться ОЧЕНЬ эмоционально и финансово.

Ответить

Издателя надо заинтересовать. А так как у них куча локализаций, гарантированно продающихся и очередь из известных авторов, молодому и неизвестному надо что то супер-пупер представить.

Ответить

Брать кредит на создание игры овер рискованно.

Ответить

Я просто знаю таких ;) На деле можно взять на увеличение тиражности, если игра себя хорошо показала. Но только по линии МСП и похожих, бизнес, а не потребительский.

Ответить