Разработка SRM и CRM для интернет-магазинов. Часть 1

Немного предыстории…

Я расскажу об выводах которые я сделал работая в одной украинской компании, которая занимается реселлингом дорогой мебели.

Мы перепродавали фабричные товары производимые в Украине, так как у большинства крупных фабрик в этой отрасли нет собственной сети магазинов и точек сбыта. К слову, этот бизнес существует до сих пор и растет, в статье все в прошедшем времени потому, что я сейчас там не работаю.

Многие могут вменить нам ростовщичество, но не многие знаю насколько сложно провести заказ через путь заказчик-производитель-заказчик

За что мы получали деньги? Существуют такие задачи и мы их выполняли:

  • Предоставление каталога
  • Реклама
  • Шоу-румы
  • Составление заказа
  • Общение с посетителями(сайт, шоу-рум)
  • Телефония
  • Финансовая отчетность
  • Доставка

Изначально это интернет-магазин, и из этого вытекает потребность: в хостинге, с адекватной ценовой политикой, быстрый движок сайта, легко масштабируемый каталог товаров, удобная админка(система привилегий) и т.д. Так же говоря о человеческих ресурсах, нужны люди для наполнением сайта контентом, смены цен, скидок, нужен HR для управления и налаживания контактов с этими людьми, удобный чат для сотрудников, CRM. Система задач, тикетов(trello, bitrix).

Нужно выполнять работу над оптовыми прайсами(изначально добывать их), а у разных фабрик разные вкусы на их составление, следить за курсом валют, создавать розничные прайсы, должен быть контроль версий этих прайсов.

Далее фотографии для сайта нельзя брать из google картинок, хотя бы из кармических соображений, плюс к этому например на prom есть контроль изображений. Т.е. нужно либо нанимать фотографа, либо фотографировать самому, либо заказывать фотографии у фабрики. Все это накладные расходы. И это только в идеальной ситуации у вас будут все нужные фотографии… Фотограф не доснял один товар, взял много денег за обработку фото. Эти фото нужно потом изолировать на белый фон, хранить где-то. Многим товарам дают названия сами сотрудники, а учитывая что модели бывают практически неотличимо похожи возникают проблемы с менеджерами при заказе клиентом товара.

Почему нас нельзя убрать из вертикали где мы являемся посредником между фабрикой и клиентом? Это формирование заказа.

Покупатель никогда не приходит к нам с листом бумаги на котором вся нужная информация которую мы сканируем и отправляем факсом на фабрику. Он всегда сомневается, цвет, материал, размеры, механизмы, сроки изготовления, контракт, гарантии, пробный срок.

Наша цель дать покупателю то, что он получив, посчитает своим выбором и будет безмерно доволен.

Фабрика не занимается подобным сервисом, она не заключает с нами эксклюзивных контрактов, поэтому поставляет на тех же условиях товар и в магазины наших конкурентов и за счет этого не нуждается в вертикальной интеграции, ведь наш сегмент намного более конкурентен и имеет больше рисков.

К делу!

Суть идеи это разработка программного комплекса для решения бизнес задач в автоматическом режиме 24/7. Можно подумать что в 2020 уже все успешные бизнесмены(с 1 000 000 грн. + прибыли в год) используют что-то подобное. Нет! Множество процессов которые поддаются элементарной алгоритмической(скриптовой) обработке выполняют люди ручками кликая по web-интерфейсу. Это безумно неэффективно учитывая обрабатываемые объёмы информации.

В идеале я говорю о продукте который есть на рынке под названием «1C:Бизнес». Но более кастомизированный вариант, среди фич которого есть например, машинное обучение для изолирования фотографий на белый фон и для их кластеризации. Разбивка интернет-магазина на микросервисы. Мы добавляем товар не на сайт, а в базу которая передает их генератору товарных позиции сайта, который идет в базу и забирает цену, название, курс валют, SEO, описание. В случае отсутствия чего-либо из этого создается задача для сотрудников проверить целостность данных. Либо если отсутствуют ключевые пункты то мы сохраняем текущую информацию, создаем задачу и прячем позицию в черновики.

Это не сложная архитектура которую используют товарные площадки будь-то rozetka, bigl, prom... Только они предоставляют ту часть услуг, где вы отдаете им данные а они публикуют их у себя, но о каких-то api позволяющих писать свои приложения поверх их базы данных, конечно не идет и речи.

Я рассказал эту идею своему другу, и он спросил как я собираюсь продавать программу «волшебную палочку для бизнеса» на агрессивном рынке, где ее библиотеки декомпелируют в первый день после выхода и запустят индусам на outsource-доработку и рерайт? Мой ответ:

SaaS модель обслуживания
SaaS модель обслуживания

SaaS (software as a service) программное обеспечение как услуга. По этому пути например пошла компания Autodesk выпустив продукт fusion 360, программу которую невозможно хакнуть, потому что все вычисления происходят удаленно от компьютера пользователя.

Чего я хочу в идеале

Все в одном месте. Часто для CRM используется Bitrix, SRM в excel таблицах, для хранения файлов и прайсов — google drive без четкой структуры, для задач и планов что-то еще. А если в компании несколько отделов то маркетологи сидят на чем-то одном, контенщики на втором, программисты на третьем. И когда доходит дело до общих проектов таких как: перейти на новый дизайн, переехать на другой хостинг или еще что-то где задействованы несколько отделов, начинаются проблемы и ошибки. Эта проблема разобщенности в большой компании часто вызвана фриланс-коллективом, ведь компьютеры у всех свои, программы только любимые, а график гибкий «под себя».

Я говорю о грамотно сконструированной архитектуре бизнеса, ведь как говорил Форд, на планирование должно уходить 90% времени а на производство 10%. Суть не в точных цифрах, а принципе лежащем за этой фразой. Большой бизнес может обслуживать тысяча сотрудников бегающих с лопатами либо же 5 программистов на экскаваторах. Я понимаю, что многие бизнесмены начинают бизнес на ощупь и не имеют возможности построить все сразу хорошо, и это правильно, ведь главное — начать. Но речь идет о тех кто уже в деле продолжительное время, и вышел на стабильную прибыль но до сих пор использует в качестве CRM — excel таблицы. Пора обновится!

Это в очень общих чертах то как я представляю себе структуру, без объяснения применяемых технологий, языков программирования и детализации процессов.
Это в очень общих чертах то как я представляю себе структуру, без объяснения применяемых технологий, языков программирования и детализации процессов.

С чего начать

Из того, что поможет вам сэкономить деньги на начальном этапе и вкусить что такое автоматизация на уровне песочницы, это использование скриптов. Я говорю о тех которые может запустить работник компании из админки в браузере не используя подключения к api. Самое банальное что вы можете попробовать это написать мини-скриптик на AutoHotKey который будет листать страницу и кликать по координатам, и так как это все-таки админка, а вы отвечаете головой за свою работу то нужно сделать задержки между кликами для визуального контроля ну и конечно, реализовать стоп-рычаг.

Но пока у вас нет в руках власти подключится api или что еще лучше его самостоятельно придумать кастомизируя под ваши задачи, все что вы будете использовать будет костыльным уровнем над web-GUI.

В дальнейшем я расскажу об успехах и решениях которые реализуются при разработке этой идеи.

Это мой первый подобный проект и если вам кажется что я описываю вполне очевидно-решаемые вещи или изобретаю велосипед, то я прошу вас поделится опытом.

Начать дискуссию