{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Как зарегистрировать ИП и стать самозанятым: подробное руководство

В 2024 году зарегистрировать ИП можно всего за один день. Однако, на подготовку документов придется потратить некоторое время. Сегодня о том, что нужно для оформления и что предусмотреть заранее для предотвращения сложностей в будущей предпринимательской деятельности.

Способы подачи документов и требования к организации работы.

Этап 1. Выбор способа подачи документов на регистрацию ИП

При решении открыть индивидуальное предпринимательство (ИП) возникают вопросы: где оформить документы и сколько это стоит? На данный момент, существует множество вариантов оформления ИП: от личного обращения до онлайн-регистрации на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС), в многофункциональном центре (МФЦ), через нотариуса или банк.

Правила и условия регистрации ИП:Повторное обращение за регистрацией из-за недостающих документов или неправильного оформления не облагается государственной пошлиной. О предстоящей регистрации можно узнать на сайте ФНС через подписку на рассылку по электронной почте.

Открыть ИП можно бесплатно, без уплаты государственной пошлины, если необходимый пакет документов отправлен в регистрирующий орган через сайт ФНС или Госуслуги. Изменения в п.3 ст.333.35 Налогового кодекса РФ были внесены в 2018 году. Госпошлину также не нужно платить при подаче документов через МФЦ или нотариуса.

Этап 2. Выбор ОКВЭДов

Вам необходимо определиться с видами деятельности, которыми Вы будете заниматься. Выбранные ОКВЭДы указываются в заявлении на регистрацию ИП.Допустим, вы хотите устанавливать и чинить стиральные и посудомоечные машины. Тогда вам подойдет код 95.22 «Ремонт бытовых приборов, домашнего и садового инвентаря». А еще думаете организовать монтаж кондиционеров. Это уже другой код — 43.22 «Производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха».

Тот вид деятельности, который будет приносить основной доход, нужно выбрать основным.

Количество дополнительных видов бизнеса не ограничено. Но для некоторых из них могут понадобиться дополнительные документы — к примеру, лицензия или справка об отсутствии судимости. Список видов деятельности можно расширить или сузить в любой момент.

Учтите, что с некоторыми кодами ОКВЭД не получится перейти на специальные налоговые режимы. Скажем, ювелир может работать на упрощенной системе налогообложения, только когда делает бижутерию или занимается ремонтом украшений. Если же он создает изделия из драгметаллов, придется выбрать общую налоговую систему.

Дополнительных ОКВЭД может быть сколько угодно, но лучше ограничиться тем перечнем видов деятельности, которыми вы действительно будете заниматься.

Выбор правильного основного кода ОКВЭД имеет важное значение для бизнеса и вот почему: Во-первых, от него могут зависеть меры поддержки. Некоторые государственные программы и субсидии могут быть доступны только для определенных видов деятельности, которые определяются кодами ОКВЭД. Во-вторых, основной код ОКВЭД может влиять на страховые взносы. Для некоторых видов деятельности страховые взносы могут быть выше. В-третьих, основной код ОКВЭД важен при найме работников. С зарплаты работников отчисляются страховые взносы, и размер этих взносов зависит от основного кода ОКВЭД.

И наконец, основной код ОКВЭД влияет на размер взносов “на травматизм”. Чем более “рискованным” является вид деятельности, тем выше будет тариф этих взносов.Важно отметить, что основной код ОКВЭД не влияет на систему налогообложения, величину налогов и количество отчетностей. Однако, правильный выбор основного кода ОКВЭД поможет избежать недоразумений и дополнительных расходов.

Этап 3. Подготовка пакета документов для регистрации

Для регистрации ИП необходимы:

• паспорт,

• ИНН,

• квитанция об оплате госпошлины (800 рублей),

• заявление на регистрацию ИП

• и заявление на выбор системы налогообложения.

Однако, требования могут отличаться в зависимости от того, как вы подаете документы. Например, если вы подаете их онлайн, вам не нужно оплачивать пошлину и у вас должна быть электронная подпись. Если вы выбираете общую систему налогообложения, вам не нужно подавать заявление на специальный режим. В 2023 году отменили требование о предоставлении копии паспорта при регистрации ИП. Теперь налоговая сама проверяет паспортные данные, указанные в заявлении. (Федеральный закон от 02.11.2023 № 519-ФЗ).

Этап 4. Заполнение заявления на регистрацию ИП

Вы можете пропустить этот этап, если планируете подавать документы через интернет.

Этап 5. Подача документов в налоговый орган

Есть несколько способов оформить и передать документы в налоговую.

Дистанционно

Заполнить заявление на регистрацию ИП и отправить нужные документы можно через специальный сервис на сайте ФНС или через мобильное приложение «Личный кабинет индивидуального предпринимателя». Когда ведомство рассмотрит вашу заявку, останется только подписать его в отделении ФНС.

Можно не посещать офис налоговой, если у вас есть цифровая подпись. Когда вы подаете заявление через сайт ФНС и подписываете его электронной подписью, то вся процедура будет дистанционной. Цифровую подпись можно оформить бесплатно — например, в приложении «Госключ».

В отделении налоговой или МФЦ

Можно лично обратиться в отделение ФНС по месту вашей регистрации.Либо подать документы через МФЦ. Только предварительно убедитесь, что в выбранном центре доступна услуга регистрации ИП.

Через нотариуса

Если вам по каким-то причинам неудобно обращаться в МФЦ, оформить документы для налоговой можно через нотариуса. Он заверит подпись на заявлении и сам отправит документы в ФНС электронным или заказным письмом. Но эта услуга платная, она обойдется вам минимум в тысячу рублей.

Через банк

Банки заинтересованы в новых клиентах. Поэтому многие предлагают бесплатную услугу регистрации ИП при условии, что вы откроете у них расчетный счет для бизнеса. Вам выпустят цифровую подпись, помогут подготовить документы и отправить их в налоговую службу.

Прежде чем соглашаться на предложение какого-то одного, сравните условия обслуживания ИП в разных банках — вся информация для бизнеса обычно есть на их официальных сайтах.

Для подачи документов на регистрацию нужно:

• заявление (формируется автоматически в нужном формате),

• усиленная квалифицированная электронная подпись (можно получить в аккредитованных удостоверяющих центрах).

Результат рассмотрения заявления придет на указанную электронную почту, а также будет доступен в личном кабинете на сайте сервиса.

Этап 6. Получение документов о госрегистрации ИП

После подачи заявления на регистрацию ИП, документы о регистрации можно получить по электронной почте, независимо от того, было ли заявление подано на бумаге или в электронном виде. Документы приходят на адрес электронной почты, указанный в заявлении.

Если бумажный вариант документов все же необходим, вы можете обратиться с запросом в регистрационный орган. Предприниматель получит лист записи ЕГРИП и уведомление о постановке на учет в налоговый орган.

С 2017 года свидетельство о регистрации ИП не выдается, вместо него выдается лист записи ЕГРИП. Свидетельство о постановке на учет также выдается на обычном листе формата А4, а не на защищенном бланке.

ИФНС может отказать в регистрации ИП, если документы поданы не в тот налоговый орган, или если форма на регистрацию заполнена неправильно. Поэтому важно внимательно следовать инструкциям по заполнению документов и изучить образец заполнения.

Этап 7. Выбор системы налогообложения

Чтобы выбрать подходящий налоговый режим, изучите критерии и посчитайте налоговую нагрузку.

По умолчанию для ИП устанавливается общая система налогообложения, однако она достаточно сложна и предполагает ведение бухгалтерской отчетности и предоставление деклараций по различным видам налогов. В связи с этим, большинство предпринимателей выбирают упрощенную систему налогообложения (УСН) и подают заявление на применение УСН при регистрации ИП вместе с другими документами.

УСН можно выбрать в течение 30 дней с момента регистрации ИП, иначе переход на УСН в текущем году будет невозможен и можно будет это сделать только с начала следующего года.

Но в спецрежимах есть ограничения, к примеру на оборот и количество сотрудников или отдельные виды бизнеса.

Для небольшого бизнеса подойдет патентная или упрощенная система налогообложения (УСН). Главное убедиться, что ваш код ОКВЭД совместим с этой системой и вы укладываетесь в лимиты по доходу и штату сотрудников.

Даже если обстоятельства изменятся или вы просто ошибетесь с выбором налогового режима при регистрации, позже вы сможете подобрать более подходящий и перейти на него.

Вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели на упрощенной системе налогообложения (УСН) и патентной системе налогообложения (ПСН) до конца 2024 года могут воспользоваться налоговыми каникулами и применять нулевые налоговые ставки. Однако эта льгота распространяется не на всех, а только на тех, кто занимается определенными видами деятельности.

Этап 8. Открытие расчетного счета

После регистрации ИП вам потребуется открыть расчетный счет. Если вы планируете принимать онлайн-платежи от покупателей и переводы от других индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, расчетный счет необходим. Если же вы планируете получать от клиентов только наличные платежи и общая сумма сделок не превышает 100 000 рублей, то расчетный счет не обязателен. К этой категории относятся:

• продажа бумажных газет и журналов (не менее 50% товарооборота);

• продажа ценных бумаг;

• общепит в образовательных организациях во время занятий;

• торговля на розничных рынках, ярмарках и выставках, кроме торговли непродовольственными товарами из этого перечня;

• разносная торговля с рук в пассажирских поездах и на борту самолётов;

• торговля мороженым в киосках;

• продажа безалкогольных напитков, молока и воды в разлив;

• розничная продажа бахил;

• продажа молока, кваса, масла, рыбы и керосина из автоцистерн;

• сезонная продажа овощей и фруктов вразвал;

• приём стеклотары и утильсырья, кроме металлолома, драгоценных металлов и камней;

• ремонт и окраска обуви;

• изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;

• уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;

• продажа изделий народных художественных промыслов их изготовителем;

• вспашка огородов и распиловка дров;

• услуги носильщиков на вокзалах, в портах и аэропортах;

• сдача индивидуальным предпринимателем в аренду жилых помещений и машино-мест в многоквартирных домах.

Этап 9. Регистрация кассовой техники

В 2024 году использование контрольно-кассовой техники (ККТ) стало обязательным для большинства индивидуальных предпринимателей, но есть исключения. ККТ не требуется при торговле мороженым в киосках, продаже безалкогольных напитков на разлив, торговле молоком и питьевой водой, приеме от населения стеклотары и вторсырья (за исключением металлолома, драгоценных металлов и камней), ремонте и окраске обуви, изготовлении и ремонте металлической галантереи, ключей и т.д.

Здесь важно не столько организационно-правовая форма и форма собственности, сколько осуществление соответствующих операций. Касса нужна даже некоммерческим организациям и бюджетным учреждениям. Кроме того, касса необходима в отдаленных населенных пунктах без доступа к интернету, так как она может работать в автономном режиме.

ИП, работающим с маркированными товарами, необходимо приобрести кассовый аппарат для работы с такими товарами. Без кассы не обойтись при приеме оплаты наличными или безналичными средствами. Если покупателем является физическое лицо.

Этап 10. Получение лицензий и необходимых разрешений

Лицензия требуется предпринимателям, чтобы таксовать, заниматься образовательной деятельностью с наймом педагогических работников, организовывать частный сыск и охрану. Весь список лицензируемых видов деятельности указан в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

Для некоторых видов деятельности индивидуальным предпринимателям требуется лицензия. Например, лицензия нужна для осуществления деятельности такси, образовательной деятельности с привлечением педагогических работников, частного сыска и охраны. Полный список лицензируемых видов деятельности приведен в статье 12 Федерального закона №99-ФЗ от 4 мая 2011 года. Необходимо также согласовать другие виды деятельности, например, открытие производства продуктов питания, кафе, оптовой торговли детскими игрушками и т. д. СЭС, МЧС и другими службами.

Оформление разрешений и согласование деятельности следует начинать до ее начала, чтобы избежать штрафов.

Этап 11. Регистрация в Социальный Фонд России в качестве работодателя

С 1 января 2023 года Социальный фонд России (СФР) автоматически регистрирует индивидуальных предпринимателей (ИП) в качестве работодателей после подачи ими формы ЕФС-1. Если ИП заключает договор гражданско-правового характера (ГПХ) с исполнителями, предусматривающий уплату взносов на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (“взносы на травматизм”), он должен зарегистрироваться в СФР в качестве страхователя-работодателя самостоятельно.

Регистрация должна быть осуществлена в течение 30 календарных дней с даты заключения договора. Это можно сделать дистанционно, в электронном виде через портал Госуслуги. Уведомление о регистрации обычно готово через пять рабочих дней и может быть получено лично или по почте.

Подытожив, ответим на самый часто задаваемый вопрос: А стоит ли становиться ИП или есть альтернативы?

Есть три варианта регистрации бизнеса: как индивидуальный предприниматель, как самозанятый или как юридическое лицо (часто общество с ограниченной ответственностью — ООО).

1. Статус ИП оптимален для тех, у кого небольшой бизнес. При этом ограничений на размер оборотов нет — просто нужно будет выбрать подходящую систему налогообложения. ИП легче зарегистрировать и закрыть, чем ООО. Отчетность намного проще. Можно брать кредиты и займы, оформлять лизинг и рассчитывать на господдержку. Но по обязательствам бизнеса придется отвечать и собственным имуществом, которым вы владеете как частное лицо.

2. Статуса самозанятого может оказаться вполне достаточно, когда речь идет о микробизнесе и вы не планируете привлекать наемных сотрудников. Это самый простой и быстрый способ легализовать свое дело. Налоги и отчетность у самозанятых минимальны. Но кредиты на бизнес получить сложнее, чем ИП и ООО, чаще всего удается рассчитывать только на потребительские кредиты и займы.При желании можно стать индивидуальным предпринимателем и одновременно зарегистрироваться самозанятым, чтобы снизить налоги и упростить отчетность. Если ваш бизнес вырастет, профессиональный доход превысит 2,4 млн рублей в год или потребуются наемные работники, нужно будет просто перейти на другую систему налогообложения.

3. ООО обычно проще получать крупные кредиты, в том числе по льготным программам, привлекать инвестиции. По долгам бизнеса не придется отвечать личным имуществом предпринимателя. Но открыть юр. лицо довольно сложно и требований к отчетности больше всего. Обычно такую форму собственности выбирают компании, которые работают с партнерами или имеют большие бизнес-амбиции.

Если обстоятельства изменятся и ваши бизнес-прогнозы не сработают, вы сможете сменить форму регистрации бизнеса — например, закрыть ИП и открыть ООО.

Начало серии статей о регистрации бизнеса:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда