Точка роста для бизнеса: управление человеческим капиталом

Чтобы оставаться конкурентоспособными, компаниям нужно постоянно искать точки роста. Прежде источниками для развития считали только инновации, экономию или кооперацию с другими организациями. Сейчас, в мире, где, кажется, нет ничего нового, этого уже недостаточно. Теперь фокус смещается вовнутрь организации — на персонал.

Именно сотрудник в прогрессивных компаниях — ключевой ресурс для долгосрочного развития и успешной конкурентной борьбы. Забота о персонале взаимовыгодна: компания синхронизирует собственные цели и цели сотрудников, и добивается синергетического эффекта.

Это небеспочвенно. С одной стороны, у бизнеса нет выбора — до 80% миллениалов берут в расчет корпоративную культуру при выборе компании (исследование Collegefeed). С другой стороны, очевидно, что в основе всех бизнес-процессов стоит человек -— носитель знаний и навыков. От состояния, настроения или профессиональной квалификации человека и зависит эффективность бизнеса. Например, выгорание ключевых сотрудников в маркетинге или продажах моментально ударит по планам сбыта.

Фото: Pixabay.com, Sanuas
Фото: Pixabay.com, Sanuas

Акцент на человеконцентричность в бизнесе — тенденция «бирюзового» стиля управления. Сотрудник воспринимается как уникальная индивидуальность со своими эмоциями, потребностями и преимуществами. Нет разделения работы и личной жизни, это части одного целого, все взаимозависимо. В такой модели сотрудник более спокоен и гармоничен, приносит больше пользы, креатива и энергии для компании.

Такой подход еще называют Human Capital Management или управление человеческим капиталом. Подход сводит фокус HR-департаментов с рутинной текучки на системную работу по повышению вовлеченности и производительности сотрудников. Human Capital Management культивирует отношение к кадрам как к главному бизнес-активу. И такой актив можно усилить за счет стратегического управления и инвестиций.

Вот несколько главных практик в управлении человеческим капиталом:

  • планирование и управление рабочим временем, дифференциация компенсаций, формирование практики оплат по эффективности;
  • привлечение и удержание талантливых специалистов за счет профобучения, увеличение кадрового резерва, скорости приема на работу;
  • повышение вовлеченности через проекты для поддержания баланса личной жизни и работы, обеспечение комфортной рабочей среды;
  • автоматизация ручных процессов, внедрение аналитики для принятия эффективных кадровых решений;
  • мотивация и вовлечение персонала через комплексное корпоративное благополучие, поддержку здоровья, организацию спортивных событий.

Важно выделить подход well-being с главным инструментом — программами поддержки сотрудников или EAP (Employee Assistance Program). Well-being можно расшифровать как комплексное корпоративное благополучие.

Подход зачастую включает несколько направлений:

  • забота о физическом и психологическом благополучии: соревнования, медосмотры и диспансеризация, консультации психологов и специалистов по ЗОЖ;
  • забота о финансово-правовом благополучии: тренинги по управлению личными финансами, обучение финансовой грамотности, решение правовых вопросов;
  • забота о профессиональном благополучии: карьерное консультирование, повышение квалификации;
  • забота о социальном благополучии: консультации по семейному праву, воспитанию детей, тайм-менеджменту.

Компании привлекают профильных специалистов, которые оказывают помощь и поддержку сотрудникам. Так бизнес берет на себя социальную ответственность — позаботиться о своем главном активе.

Сегодня в России неуклонно растет число компаний, внедряющих EAP-программы. Происходит это чаще на крупных предприятиях с устойчивой корпоративной культурой. Обычно в таком бизнесе есть финансовые и кадровые ресурсы на обеспечение работников лучшими решениями в области управления человеческим капиталом.

Получается, внимательная работа с кадрами схожа с внимательным отношением к здоровью: заботишься, занимаешься спортом, избегаешь вредных привычек — чувствуешь себя прекрасно. Пренебрегаешь — получаешь обратный эффект. Для бизнеса все аналогично.

Мы — команда well-being провайдера «Понимаю». Наш главный продукт — платформа корпоративного благополучия. Это онлайн-сервис, где сотрудники и их родственники могут получить онлайн-поддержку психологов, юристов, финансовых консультантов и специалистов по здоровому образу жизни.

Начать дискуссию