Well-being сервисы в России
Рынок well-being провайдеров в России находится на пути формирования. До полноценного рынка, как в некоторых других странах, ему еще далеко. Многие компании еще не готовы внедрять полноценные платформы корпоративного благополучия, так как не понимают их пользу. Но сервис продолжает развиваться. И организации, которые внедрили программы поддержки сотрудников, получают серьезное конкурентное преимущество и благодарных работников.
Предлагаемые решения
Well-being сервисы в России предлагают самые разные решения:
- программы комплексное корпоративное благополучие;
- EAP-программы (employee assistance program);
- платформы корпоративного благополучия;
- монозадачные продукты для решения одной из задач (психологическая помощь сотрудникам, психометрические наблюдения, консультации со специалистами).
Компании, использующие программы корпоративного благополучия от well-being провайдеров, отмечают увеличение вовлеченности коллектива в рабочие задачи, повышение их эффективности, эмоционального и физического здоровья.
Благополучие сотрудников — базовая основа вовлеченности. Нельзя требовать от человека продуктивности, креативности и эффективности, если он не готов к этому морально и физически.
Состояние рынка well-being в России
Антон Кушнер, основатель сервиса «Понимаю», оценивает объем российского рынка well-being-услуг на уровне около 1 миллиарда рублей. Он сообщает, что в ближайшее десятилетие этот рынок сначала достигнет 10 миллиардов рублей, а затем — 1 миллиарда долларов.
Наиболее популярными направлениями на российском рынке стали:
- Физическое здоровье. Различные программы по нормализации веса, оценка состояния в режиме онлайн, борьбе с вредными привычками и членство в спортивных клубах.
- Ментальное здоровье. Программы корпоративного благополучия, behavioral health program, помощь штатного психолога или онлайн поддержка сотрудников.
- Финансовое здоровье. Работнику может оказаться сложно самостоятельно решать вопросы своих доходов и расходов, разбираться с налоговыми вычетами, кредитной нагрузкой, личным планированием и многим другим.
Именно по этим направлениям должна идти работа с персоналом в первую очередь. Спрос на программы поддержки сотрудников все время растет и требует все больше внимания от руководства.
Реализация программ поддержки сотрудников
В июне 2021 года исследование показало, что уже 27% опрошенных реализуют программы поддержки или готовятся к этому. Чаще всего эта программа запускается в компаниях с численностью сотрудников от 100 до 500 человек — 34%. Чуть меньше процент программ в компаниях с численностью до 100 человек — 25%. В организациях со штатом свыше 500 человек программа реализована на уровне 22% от всех опрошенных компаний.
Больше всего компаний (74%) уделяют внимание тому, как организована рабочая среда, как обустроена кухня и столовая, комфортно ли сотрудникам обедать. У 41% фирм подготовлена бесплатная парковка и существует помощь сотрудникам в организации удаленного рабочего места.
Еще один популярный результат — практика преемственности. То есть 62% от всех компаний предлагают вакансии сначала внутри фирмы, а уже потом, если не найдется желающих занять должность, приглашают людей со стороны.
Каждая вторая опрошенная компания (52%) продолжит развивать действующие программы поддержки сотрудников. А 36% запланировали действовать по направлению психологической поддержки и улучшения состояния работников.