Приоритизация и управление временем

Меня зовут Юлия Корес, я автор Telegram-канала Life as a project, сегодня я описываю популярные методы тайм-менеджмента и делюсь подборкой книг по теме.

Лишь единицы из моего окружения занимаются планированием и целеполаганием. Хотя мы все выходим в жизнь с приблизительно одинаковыми способностями, материальным состоянием и происхождением (привет, пост-советское воспитание!), через какое-то время становится заметна разница между уровнем жизни бывших одноклассников, однокурсников и коллег.

В этой статье, я обещала рассказать про способ приоритизация задач по матрице Эйкзенхауэра, но решила заодно описать и другие основные методики управления временем.

Приоритизация и управление временем

Многие люди откладывают реализацию своих желаний на будущее, ссылаясь на постоянную занятость работой или учебой. С каждым годом, жизнь становится все быстрее, и в этом стремительном темпе очень легко потеряться, лишиться желания принимать какие-то решения вообще. Именно умения мечтать, ставить цели и приоритеты, а затем планировать свою жизнь отличает успешных людей от остальных - потерянных во времени и жизни.

Лишь единицы из моего окружения (и вашего тоже) занимаются планированием и целеполаганием. Хотя мы все выходим в жизнь с приблизительно одинаковыми способностями, материальным состоянием и происхождением (привет, пост-советское воспитание!), через какое-то время становится заметна разница между уровнем жизни бывших одноклассников, однокурсников и коллег.

Как приблизиться к тем, кто достиг больше? Научиться управлению временем. Внедрив планирование в свою жизнь, вы сразу почувствуете в себе способность смотреть наперед, хотеть большего и добиваться ощутимых результатов.

Планирование в равной степени необходимо всем - и бизнесменам, и творческим личностям, и офисным сотрудникам. Ответственный подход и уважение к каждому часу вашей жизни позволит высвободить колоссальные временные ресурсы для создания той жизни, которую хотите вы. Тайм-менеджмент – лучший способ сократить путь от момента появления идеи до ее реализации.

Что такое тайм-менеджмент

Time-management или управление временем – это комплекс методик, направленных на выработку навыков по эффективной организации личного времени. Техники управления временем помогают справляться со множеством дел в короткие сроки, соблюдать баланс между работой и личной жизнью, избавиться от хронической усталости и быстрее достигать целей.

Про управление временем создано множество книг и курсов. Я прочитала многие книги и прослушала несколько лекций, а также больше года внедряла описанные в них методы в свою жизнь. Могу порекомендовать эти книги:

1. Дэвид Аллен «Getting Things Done»

2. Алан Лакейн «Искусство успевать»

3. Глеб Архангельский «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать»

4. Марк Фостер «Do It Tomorrow и другие секреты управления временем».

Но в целом, суть time-management везде одинакова, разница лишь в подаче информации. В этой статье я расскажу основные методы управления временем, которые повторяются в каждом издании по этой тематике.

Основные принципы управления временем

Наука управления временем состоит из системы принципов. Данные принципы служат фундаментом любой методологией управления временем:

  • Постановка конкретных целей. Это пожалуй самое важное в управлении временем и жизнью. Нужно постоянно понимать для чего вы вообще живете и совершаете какие-либо действия. Цель управления временем - добиться того, чтобы вся ваша деятельность наиболее эффективным путем вела вас к выполнению определенных целей - краткосрочных или долгосрочных. Даже время с близкими или просмотр фильма несут за собой цель - сделать вас счастливыми и отдохнувшими, чтобы в рабочее время вы могли продуктивно выполнять другие цели.
  • Планирование действий. Исходя из ваших целей вы должны составить список дел, разбивая объемные дела на мелкие подзадачи. Благодаря планированию, у вас будет четкий план достижения любых целей. Конечно его придется иногда корректировать и перенаправлять, так как в жизни ничего не идет на 100% по плану, но план все равно в итоге приведет вас к цели. Планы на день, на неделю и на месяц, также, будут исходить из глобальных целей, и таким образом, каждый день вы будете делать шаги к тому, чего хотите добиться, и не будете терять время зря.
  • Расстановка приоритетов. Рассортируйте дела по степени важности проекта и срочности дела. Выполняя действия последовательно: от срочных к второстепенным, вы всегда будете успевать закончить в срок. Самые важные и срочные дела нужно планировать на пики своей продуктивности.
  • Фокусирование на главном. Ежедневно совершая маленькие задачи, помните о глобальных целях. Главный практический навык тайм-менеджмента – не отвлекаться на постороннее. Научитесь говорить «нет» всему, что не ведет вас к целям или не дарит позитивных эмоций. А во время работы старайтесь не отвлекаться на соц.сети или общение, избегая незапланированных перерывов.
  • Анализ опыта. Генерируйте осознанность, следите за результатами в вашей жизни от внедрения изменений. Очень важно анализировать свои ошибки и негативно повлиявшие на вас ситуации, чтобы в будущем предотвратить все, что отнимает ваши личные ресурсы. Подстраивайте все подходы к управлению временем под себя, создавая свой индивидуальный свод правил под разные деятельности.
  • Планирование отдыха. Качественно отдохнувший человек способен на большее. Полноценный отдых – один из элементов эффективного управления временем. Всем хочется побыстрее приблизиться к целям, но не стоит экономить на общении с близкими, сне или вашем хобби. Регулярно занимайтесь тем, что дарит вам чувство счастья, дает энергию на дальнейшую работу и помогает не выгорать.

Эффективные методы планирования

На основе теоретических принципов было создано множество методов и инструментов по управлению временем. Перечисляю самые эффективные из них.

Матрица Эйзенхауэра

Матрица Эйзенхауэра – известная концепция выделения приоритетов, рекомендованная президентом США Д.Эйзенхауэром. Этот подход помогает не запутаться в большом списке дел, с помощью сортировки задач по важности и срочности. Важность дела определяется его влиянием на достижение цели, а срочность – привязанностью к конкретному времени или дате.

Каждое дело необходимо распределить по 4 приоритетам:

  • Важное, срочное. Неотложные дела с «горящими» сроками, требующие немедленной реализации сегодня – разрешить кризисные ситуации, сделать задачи по главным проектам, и т.д.
  • Важное, не срочное. Задачи, ориентированные на будущее – планировать новые цели, общаться с партнерами, разрабатывать новые проекты, и т.д.
  • Не важное, срочное. Ежедневная рутинная работа – рассылка писем, совершение звонков, и т.д. Нужно быть осторожным с задачами из этого списка, ведь они занимают у вас время здесь и сейчас, при этом не являются важными для вас и ваших целей. За ними нужно постоянно следить, делегировать или убирать вообще.
  • Не важное, не срочное. Такие задачи лучше вообще вычеркнуть из повседневного списка.

Прежде всего следует выполнять дела первого приоритета, затем – второго. Задачам третьего приоритета можно посвятить остаток дня или делегировать их другим. Этот метод можно использовать с помощью выделения задач по цветам, как в приоритетах планировщика ToDoist, о котором я рассказывала тут.

Матрица Эйзенхауэра
Матрица Эйзенхауэра

ABCDE

Этот метод также предполагает приоритизацию дел. После тщательного анализа списка задач, необходимо их расставить по приоритетам от «A» до «E»:

  • «A». Самые важные дела, которые не терпят отлагательств и имеют серьезные последствия для целей.
  • «B». Важные дела, не предусматривающие столь серьезных последствий.
  • «C». Желательные задачи без неприятных последствий в случае невыполнения.
  • «D». Рутинные задачи, которые можно делегировать коллегам, подчиненным.
  • «E». Задачи, от которых стоит отказаться.

Метод работает только если приступать к задачам из каждого последующего уровня строго после завершения предыдущих.

Принцип Парето

Принцип известного итальянского экономиста В.Парето гласит: «Примерно 80% результатов приносят 20% усилий». Это значит, что меньшая часть прилагаемых усилий приносит большую долю результата. А практически 4/5 потраченных сил не оказывает влияния на выполнение целей и проектов.

Соответственно, метод Парето заключается в том, чтобы найти те самые 20% эффективных действий нужно найти 20% эффективных действий и сосредоточиться на них, отсеяв ненужное. Минимум ключевых шагов позволяет не растрачивать лишнюю энергию и время, быстрее достигать запланированных целей.

Метод «Помидор»

Еще один итальянский метод, названный в честь кухонного таймера. Метод помогает добиться максимальной концентрации внимания, которая необходима для выполнения работы в сжатые сроки.

Техника Помидор заключается в том, чтобы поставить таймер и делать задачу в течении 25 минут, затем отдохнуть 5 минут и приступить к следующему раунду. После каждого 4-го этапа нужно отдыхать 15-20 минут.

Метод Помидора
Метод Помидора

P.S. Мне не подошел этот метод, хотя я слышала много позитивных отзывов насчет него. Но я поняла, что мне нужно минут 15 для полного погружения в задачу, затем у меня начинается поток вдохновения, который лучше не прерывать, пока я не закончу задачу полностью. Я знаю, что это не очень правильно с точки зрения отдыха, но это пока самый эффективный способ работы, который я для себя нашла.

Пирамида Франклина

Согласно пирамиде, разработанной Бенджамином Франклином, цели нужно распределить по пунктам степени важности:

  • Фундамент пирамиды – главная миссия жизни, основные жизненные ценности, вектор направления движения.
  • Глобальная цель.
  • Генеральный план реализации идеи, промежуточные задачи.
  • Долгосрочный план на 1-5 лет с точными сроками исполнения.
  • Краткосрочный план на неделю/месяц.
  • Ежедневный план.

Четкое планирование каждого дня должно базироваться на целях ниже. Залогом эффективной работы служат следование плану, постоянный анализ успехов и необходимые корректировки.

Пирамида Франклина
Пирамида Франклина

Отвлечение

Не менее необходимый навык для эффективного управления временем - это сфокусированность и концентрация на задаче. В наше время частым отвлечением от работы и прокрастинацией страдают почти все из-за обилия информационного шума вокруг нас. Есть люди и с особыми заболеваниями, типа синдрома дефицита внимания и гиперактивности, но чаще всего плохую концентрацию имеют люди, неумеющие фокусироваться на важном.

Чтобы эффективно работать, не теряя внимания, нее позволяйте ничему выбивать вас из состояния потока. Я минимизирую отвлекающие факторы, чтобы добиться более высокой производительности:

  • У меня включен тихий режим во всех чатах в мессенджерах, кроме личных сообщений.
  • У меня отключены уведомления везде, кроме emergency каналов связи.
  • Я разбираю почту и личные сообщения не тогда, когда они приходят, а между выполнением задач, в перерыв.
  • Я выделяю отдельное время для проверки соц.сетей. Например, когда еду в транспорте, жду в очереди или устраиваю перерыв. Также, у меня стоит ограничение по времени для каждой соц.сети, чтобы случайно не провести там все свободное время.

Выводы

Фраза «У меня нет времени» - это бред. Я относительно недавно пришла к этому инсайту. Я не делаю каких-то вещей не потому что не успеваю, а потому что не ищу возможность сделать их. Соответсвенно они для меня неприоритетны. Приоритеты складываются из желаний и целей. Если есть желание, то при любой загруженности найдется время для него, ведь это станет самым важным.

В целом, не стоит начинать применять методики планирования временем, если у вас нет целей на разные жизненные этапы. Как найти свою миссию и поставить цели, исходя из которых и будут складываться ваши дела, я напишу отдельно.

Временной ресурс – самый важный ресурс для человека. Каждый новый день - это возможность получить то, что хочется. Благодаря управлению временем осуществление мечт переходит из разряда волшебства к работе по простому алгоритму. Умение управлять временем не ограничивает свободу, а создает ее.

66
7 комментариев

Спасибо за статью! Подскажите, пожалуйста, что означают проценты на картинке с таблицей Эйзенхауэра?

Ответить

Процент задач/дел. Например, делай 20% дел/задач.

Ответить

Слишком много болда, слишком много разрозненной информации. Тот случай, когда каша от переизбытка масла всё же испортилась.

Ответить

Отличная статья надо попробовать

Ответить

Интересные мысли про время. Вообще считаю что время это единственный ресурс, за который надо переживать и работать с ним правильно. Все остальное это как раз результат владения временем и концентрацией.

Ответить