Бизнес со смыслом или 7 трендов организаций будущего
Более семи лет мы изучаем феномен системы управления «живых» или «бирюзовых» компаний по всему миру. Мы исследовали 30 организаций России, посетили 8 из 11 компаний, упомянутых в книге Фредерика Лалу «Открывая организации будущего». В результате мы «нарисовали» портрет «бизнеса со смыслом» или организации будущего.
Какие они?
Прибыльные. Растущие на падающих рынках. Стабильные, но при этом быстрые, гибкие и адаптивные. Они лидеры в своих нишах. Они создают тренды, о которых и пойдет речь.
Сверхцель успешного бизнеса
Сверхцель успешного бизнеса — рекомендующие клиенты. Это самый надежный и органичный путь развития компании, в которой царит здоровая атмосфера неравнодушия. Но рекомендующие клиенты — это еще не всё. Немаловажно, чтобы рядом были рекомендующие партнеры, а в компании работали рекомендующие сотрудники. Кстати, термин «сотрудник» в таком бизнесе все чаще заменяет словосочетание «внутренний партнер». Люди в таких компаниях постоянно задают себе вопросы:
- «Какую ценность мы даём?»
- «Какую ценность хотим нести через 5 лет?»
- «Кому и для чего мы нужны?»
Система управления в «живых» компаниях — это принятые договоренности о постановке и достижении целей, об управлении проектами, процессами и правилами, а также, о принципах разрешения оперативных напряженностей.
Как этого добиться?
Развитие системы управления организации проходят по трем рациональным контурам и одному надрациональному.
4 контура управления организацией
Развитие компании — это путь от красного к зеленому человечку (см. рисунок).
Раньше мы говорили, что этот «человечек» — клиент. Сейчас утверждаем — это все, кто связан с компанией. Все стейкхолдеры, кто получает от нее ценность.
Первый контур управления (синий)
Регулярный менеджмент. Это ответ на вопрос «кто за что отвечает?». Это — правила, регламенты и процессы.
Чем меньше внимания вы уделяете синему контуру, тем шире у вас зона красного контура, то есть ручного управления.
Второй, красный контур: управление пустотой
Зона без четкого распределения ответственности, пространство задач, в котором лично вы, как руководитель, даете сотруднику поручения, то есть осуществляете ручное управление.
Как часто в вашей повседневной работе возникают задачи, у которых нет ответственного?
Большое количество таких «бесхозных» задач — результат слабого синего контура. В «живых» компаниях пустоты закрывают сами сотрудники, по собственной инициативе.
Третий контур — оранжевый: стратегия организации. Чем яснее мы видим будущее организации, тем быстрее и точнее к нему идём.
Четвертый контур — зеленый. Иррациональное
Ноосфера организации — корпоративная культура. То, во что мы верим. Энергия, которую мы чувствуем. Она первична и задает рациональную часть. Бессознательная вера формирует сознательное поведение: во что верим, то и получаем.
7 трендов организаций будущего
Выявленные тренды — результат нашего многолетнего исследования. Впервые мы озвучили их на форуме «Бизнес Со Смыслом 2019» в Сколково. Тогда мы назвали их трендами организаций будущего. Сегодня — это уже настоящее, и мы обсуждаем их с компаниями, для которых они (тренды) — реальность и основа деятельности.
Перечислим основные 7.
1. От «работу работать» к реализации своего предназначения.
Как наша компания может помочь вам раскрыть свой потенциал? – ключевой вопрос, который задают лидеры соискателям. Сотрудник – человек, который пришел к вам «играть»! Он не делает пустую работу, чтобы доказать, что он кому-то нужен. Такому сотруднику не нужен начальник. Контроль, планирование, мотивация производятся им самим.
Миру пока не известно ни одной в чистом виде «бирюзовой» компании. Пока это теория завтрашнего дня. Но существует много бизнесов и их лидеров, которые встали на путь самоуправления и не видят смысла с него сворачивать.
2. От безразличия к вовлеченности
Члены команды, как клетки организма, которые не просто вовлечены, они и есть основа жизнедеятельности. Если сотрудник видит неработающее правило, он обращает внимание всей организации на это. Неработающих регламентов нет, так как это личное дело каждого!
3. От ответственности начальника к самоуправлению
Могут ли 11 000 сотрудников работать без менеджеров? Да, могут! Организации избавляются от «управленческого налога» – менеджеров, которые не приносят пользы. Это позволяет платить ЗП на 40% выше.
4. От контроля к доверию
Цель собственника не проконтролировать «этих раздолбаев», а доверять своим партнерам. У каждого сотрудника есть ответ на вопрос «зачем?» Все в компании знают всё.
5. От инфантильных подчиненных к «взрослым» сотрудникам
От «жду приказа» к «сам принимаю решение». В компанию приходят «взрослые» люди. При «взрослении» исполнителей, управленцы-«паразиты» уходят сами или трансформируют свою роль.
6. От начальников к помощникам
Это новый стиль лидерства: быть наставником, помочь сотрудникам стать автономными. И главная компетенция в этом процессе – фасилитация. На совещания приходят не чтобы раздать/получить тумаков и дать/получить поручения, а чтобы договориться.
7. От чувства вины к целостности
Just business, ничего личного – слышали? Никто на работе «не носит маску». Должностные обязанности не противоречат ценностям. В организациях будущего людей не вгоняют в чувство вины. Человек становится целостным.
Миру пока не известно ни одной в чистом виде «бирюзовой» компании. Пока это теория завтрашнего дня. Но существует много бизнесов и их лидеров, которые встали на путь самоуправления и не видят смысла с него сворачивать. Это не простой путь. Компания не «оживает» моментально, после принятого решения. Трансформацию необходимо начать с выстраивания четырех контуров системы управления организацией – фундамент самоуправления. Уже после этого идти дальше. Это эволюционный, увлекательный процесс.
Слушала выступление на форуме в 2019м. Близки тренды. Нравится схема с 4 контурами. Наглядно
отличная статья! Спасибо