{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Бриф для веб дизайнера. Что это, зачем нужно и как правильно составить

Небольшой дисклеймер. В своём блоге я делюсь исключительно своим опытом и своими знаниями в веб дизайне. Я не претендую на энциклопедическую точность формулировок и стараюсь рассказывать всё понятным человеческим языком.

Итак, бриф. Что это такое?

Бриф — это список вопросов, анкета для вашего клиента, которую он заполняет перед началом работы над проектом. Помните, как мы в школе заполняли анкеты с интересами, чтобы лучше узнать друг друга? Бриф преследует примерно такие же цели. Его главная задача - познакомить веб дизайнера с бизнесом клиента и узнать самое важное о продукте или услуге. Но почему же мы должны знакомиться с бизнесом, а не с самим заказчиком? Об этом немного позже

Почему этап заполнения брифа нельзя пропустить?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, для кого мы делаем сайт. В узком смысле для заказчика. Он платит, вы делаете ему сайт. Но если взглянуть чуть шире, то в конечном итоге сайт делается для пользователей. Сайт должен быть понятен и удобен для целевой аудитории бизнеса. Чтобы дизайнеру представить себе эту ЦА, её интересы и предпочтения, как раз и нужно заполнять бриф

Отдельно хочу вынести важность присутствия в брифе вопроса про ценовой сегмент продукта. Очень точно на эту тему высказался Артемий Лебедев, говоря о бренде SimpleWine. “Винотеки «Симплвайна» прекрасны всем — красивые интерьеры, богатый выбор вин по самым разным ценам. Однако они окутаны шлейфом люксовости и дороговизны, который мешает покупателям сделать первый шаг”. То есть, ценовой сегмент этого продукта в районе среднего, а брендинг - люксовый. За счёт этого бренд терял очень много покупателей, которые попросту считали, что “недотягивают” до Симплвайна. Да, тут речь не про сайт, а про брендинг, но сути это не меняет.

То же самое работает и в обратную сторону. Безумно качественный и дорогой продукт будет плохо продаваться, если сайт будет выглядеть так, будто на него денег не хватило и слепили его на коленке.

Каких правил я придерживаюсь при составлении брифа?

Самое главное правило, которого я придерживаюсь — это разделение его на смысловые блоки. Психологически легче заполнить бриф, в котором вопросы структурированы в маленькие группы, чем сплошное полотно вопросов.
Я использую следующие категории:

— Данные заказчика (стоит ограничиться ФИО, телефоном, почтой и должностью. Если потребуются всякие ИНН ОГРН, их можно попросить отдельным файлом в дальнейшем) Вопросы по сотрудничеству (цели и задачи сотрудничества, базовая информация о проекте, планируемые результаты работы)

— Клиенты бизнеса или пользователи услуги (кто они, делятся ли они на группы, что чаще всего покупают, как часто возвращаются. А также как бизнес взаимодействует с текущими клиентами и привлекает новых)

— Продукт или услуга (ценовой сегмент, материальные и нематериальные ценности продукта, из чего он состоит, чем можно заменить)

— Компания (Сильные и слабые стороны, возможности для развития, причины убытков и прибыли, где происходят основные продажи, какая происходит в компании аналитика. Тут же ссылка на фирменный стиль и контакты человека, который с ним работает)

— Конкуренты (кто они, их ценовой сегмент, их процент рынка, что у них выходит лучше, а то хуже, в чём заключается их узнаваемость)

— Сценарии использования (кто, как и зачем придёт на сайт)

А теперь вернёмся к вопросу, поставленному в начале. Почему в брифе нет вопросов о том, какие цвета, шрифты и стили предпочитает сам заказчик? Ответов на этот вопрос несколько

— Вкусы ЦА бизнеса и владельца бизнеса очень редко совпадают. А мы должны угодить именно ЦА, иначе прибыли не будет, люди не будут покупать, а все шишки - дизайнеру, “плохой сайт сделал”;

— Иногда заказчик на своём сайте может начать реализовывать свой творческий потенциал. И это ведёт к бесконечным правкам, появлению на сайте “продающих красных” и “красивых” цветов и постоянному “сделайте логотип покрупнее”.

В вопросе вкусов главное не ударяться в крайности. Если заказчик совершенно не хочет тёмный сайт, не нужно говорить, что его не спрашивали, с просим у ЦА, это как минимум не профессионально. Но и также не стоит стремиться реализовать все хотелки заказчика, они могут вредить конверсии и иногда противоречить друг другу.

Спасибо, что дочитали о конца, буду рада почитать фидбек в комментариях

Жду вас на своей страничке в инстаграм, если вы любите дизайн так же, как и я

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда