Искусство взаперти: страны, в которых кино снимают вопреки запретам

Кино – отдельный вид искусства, который имеет колоссальное влияние как персонально на человека, так и на человеческую среду в целом. Как пример можно вспомнить себя после впечатляющего фильма, когда эмоции переполняют настолько, что кажется можно перевернуть весь мир. А если и не весь мир, то собственное мировоззрение точно.

Кино не только влияет на человека и человеческую среду, но и находится в серьезной зависимости от многих обстоятельств. Например, нехватка ресурсов, геополитические аспекты и даже особое отношение религии к кинематографу формируют индустрию и отношение к ней. Так в разных странах и на разных континентах развитие киноискусства находится на самых неожиданных уровнях.

Киноиндустрия в Мьянме

Неоднозначные отношения военного правительства Мьянмы (бывшая Бирма) с мировым кинематографом являются следствием жесткой политической диктатуры. В 2008 году вышел в прокат Рэмбо IV, где по сюжету главный герой отправился в Бирму ради спасения взятой в заложники группы христианских миссионеров и в борьбе уничтожил огромное количество местных. Военному правительству Бирмы это не понравилось, картину объявили преступной, а за распространение «Рэмбо IV» полиция обещала продавцам DVD 7 лет тюрьмы. Не смотря на это фильм пользовался повышенным спросом у населения. Некоторые диалоги с удовольствием цитировались. Немногочисленные копии фильма, ходившие по рукам в обход запрета, засматривались до дыр. Квадриквел никогда не выпускался в стране официально, а Интернет там жестко цензурируется, но пытливого зрителя запреты не очень то и пугают.

Местное кинодело в Мьянме на удивление есть, но в минимальном объеме. В 2016 году было выпущено 12 фильмов, очищенных местной цензурой, 18 картин в 2017 году, более 40 в 2018 году и более 60 в 2019 году. Свидетельством возрождения индустрии считается успех фильма «Now and Ever» (2019) с Зенн Чжи в главной роли.

По данным The Myanmar Times, самым успешным фильмом Мьянмы в 2019 году стал хоррор «The Only Mom», снятый в Мьянме тайским режиссером Чартчаем Кетнустом с бирманской актрисой Вутт Хмоне шве Йи в главной роли. В фильме также снялся настоящий Бирманский спиритический медиум Хла Ай, который умер после того, как его часть съемок была закончена.

Развитие индустрии в Саудовской Аравии

В одном из самых консервативных государств – Саудовской Аравии до недавнего времени вовсе были запрещены кинотеатры. И лишь в 2018 году спустя 40 лет состоялся публичный кинопоказ блокбастера «Черная Пантера». Мероприятие проходило в столице государства Эр-Рияде и в преддверии показа иностранной картины перед зрителями выступил министр культуры Саудовской Аравии Авад аль-Авад, который поздравил жителей с прогрессивными изменениями.

По статистике за год выпускались лишь единицы художественных и документальных фильмов. Сейчас отечественное кинопроизводство стало более активным.

Считается, что первым саудовским фильмом является «Кейф аль-Хал?» («Как дела?»), снятый в 2006 году. Однако он был снят в ОАЭ, а главную женскую роль сыграла иорданка.

В 2006 году был снят еще один наиболее заслуживающий внимания фильм – «Кино 500 километров» – режиссером Абдуллахом аль-Эйафом. В коротком документальном фильме поднимается острый вопрос запрета кинотеатров в Саудовской Аравии.

Настоящим прорывом стала «Wadjda» – полнометражная картина, снятая в 2012 году первой саудовской женщиной режиссером Хайфа Аль-Мансур. За всю историю королевства «Ваджа» стала первым фильмом, который был номинирован на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке.

В 2020 году вышел первый снятый специально для платформы Netflix саудовский сериал «Whispers». Сериал интересен в первую очередь антропологически, потому что наглядно отражает, как страна, до недавнего времени воспринимавшаяся всем миром как синоним отсталости и антиглобализма, начала бурно меняться.

Надежды на перемены в стране связывают с фигурой наследного принца Мохаммеда Бин Салмана. Салман сейчас проводит достаточно дорогостоящую пиар-кампанию, убеждая весь мир в том, что Саудовская Аравия — это фронтир будущего.

История и состояние индустрии в Северной Корее

Еще одни пропагандистские убеждения, но уже внутри страны внедряются в умы за железным занавесом Северной Кореи.

В мире есть лишь ограниченное представление о том, на что похож кинематограф в нищей коммунистической диктатуре нынешнего великого вождя Ким Чен Ына. Раннее кино в стране – это одновременно пропагандистская машина для государства и страстный проект покойного лидера Ким Чен Ира. Он был настолько одержим этим, что в 1973 году написал объемный труд «О киноискусстве», которым регламентировал все процессы кинопроизводства.

Ким Чен Ир очень любил Бондиану и боевики о кунг-фу. Он хотел, чтобы капитализм побеждали ударом ноги с разворота и чтобы в конце все взрывалось. Он мечтал, чтобы фильмам из Северной Кореи рукоплескал мир. Добиться этого местным режиссерам не удавалось и у него появилась идея похитить чужого. Вывести кино Северной Кореи на мировой уровень по плану Вождя должны были режиссер Син Сан Ок и актриса Чхве Ын Хи из Южной Кореи.

В 1950-1960 годы режиссер Син Сан Ок и его жена, актриса Чхве Ын Хи, были золотой парой южнокорейского кино. В 1978 году Чхве поехала сниматься в Гонконг и бесследно пропала. Син отправился на поиски и тоже пропал. Похищенные в Гонконге, они 8 лет жили и работали в плену. За два года пара выпустила 17 картин. Под руководством Син Сан Ока в Северной Корее была снята первая история любви не к Ким Ир Сену, а между мужчиной и женщиной. Двумя самыми известными фильмами южнокорейского режиссера стали «Пульгасари» (о монстре, похожем на годзиллу) и «Хон Гиль Дон». «Хон Гиль Дон» показали даже в СССР. Там были ниндзя, прыжки на десятки метров и очень много сцен с боями. Картина стала откровением для советских школьников и дала толчок повальному увлечению восточными единоборствами. Спустя 8 лет режиссеру и его супруге удалось сбежать в момент, когда они находились в Вене для переговоров о прокате фильма в Европе. Это произошло почти перед выходом в прокат «Пулгасари» и Ким Чен Ир дал указание убрать из титров имя беглеца.

Официальные источники Северной Кореи оценивают объем выпускаемых фильмов на уровне 60-70 в год, что соответствует оценкам британской корпорации BBC. Другие источники сообщают об 1-2 фильмах, специально готовящихся для международных фестивалей, и 15-20 выпускаемых ежегодно для внутреннего рынка картинах. На данный момент фильмы стали многожанровыми, хоть и главной темой является любовь к родине, прославление наследных вождей и между строк страсть к картошке для сохранения и без того скудного продовольствия.

Источники:

44 показа
6565 открытий
Начать дискуссию