Как построить карьеру в SEO

Поисковая оптимизация или SEO - отличный выбор для карьеры, если вам интересен маркетинг в общем, вы хорошо разбираетесь в цифровых технологиях и свободно ориентируетесь в Интернете. Так как результаты вашей работы как SEO-специалиста будут во многом зависеть от конкуренции и правильно выбранного подхода к поставленным задачам. Как и во многих других направлениях, связанных с Информационными Технологиями и Интернетом, будет крайне важно постоянно обновлять свои знания, развиваться и уделять достаточно времени ознакомлению с новостями и последними тенденциями. Звучит привлекательно? Тогда давайте копнем немного глубже.

Многие говорят о буме онлайн-экономики и ИТ-специальностей после пандемии COVID-19. Будет ли карьера SEO-специалиста хорошим выбором в 2021 году? Безусловно - да! Во-первых вы получите очень разносторонние навыки, которые не будут ограничивать поле своего применения. Немного позже мы расскажем о наиболее распространенных перспективах и направлениях для тех, кто выбрал Поисковую Оптимизацию своей специальностью. Во-вторых, вы не будете ограничены местом работы. Вы сможете работать как индивидуальный специалист, фрилансер, или штатный сотрудник как в агентстве, предоставляющем услуги, так и на стороне клиента. Кроме того, ваши услуги будут максимально востребованы. Можно вкладывать в собственный бренд и развиваться как эксперт, если вы захотите работать напрямую с малым и средним бизнесов - это называют “клиентским” SEO. Помните, что почти каждая популярная платформа является в своем роде поисковой системой: от Google до Amazon. Потому для вас будут открыты как нишевые возможности - оптимизация листингов и объявлений на конкретных площадках, так и целые сферы деятельности - от технической оптимизации сайтов, до работы с мобильными приложениями.

Кто такой SEO-специалист.

Суть поисковой оптимизации - максимально эффективно использовать все возможности любой поисковой системы. В большинстве случаев, когда пользователь вводит поисковой запрос, то результаты отображаются в виде списка ссылок или файлов. Чем ближе ваша ссылка к началу такого списка - тем лучше. Соответственно, наиболее распространенной задачей SEO-специалиста будет влияние на результаты поиска в нужных поисковых системах и по нужным поисковым запросам. А чтобы повлиять на то, как поисковой сервис отображает информацию, понадобиться изучить принципы его работы. Чаще всего - это алгоритмы формирования страницы результатов поиска, также называемой SERP (Search Engine Results Page). Такие алгоритмы отвечают за два ключевых аспекта работы: понимание того, что ввел пользователь и понимание того, что можно и нужно отобразить на странице результатов.

Например, если мы имеем дело с Google, то в общих чертах, нужно начать с индексации. Проще говоря, убедиться, что Google “увидел” ваши страницы и внес в свою базу данных. На успех правильной индексации в свою очередь влияет целый ряд внутренних и внешних факторов. После индексации происходит ранжирование - то есть ваша ссылка сопоставляется с тем, что ввел пользователь. Чем лучше ваша ссылка соответствует поисковому запросу - тем выше ее отобразят. Помимо всего прочего, здесь большое значение играют такие факторы, как концуренция и авторитет. Что такое максимально эффективная оптимизация в данном случае? Это отображение вашей ссылки не просто на первой позиции SERP Google, но также в качестве разнообразных расширенных результатов поиска - сниппетов. Так как результаты сниппета отображаются в первую очередь, такую поисковую позицию также называют нулевой, так как они идет до первого номера по списку.

Также, поисковая оптимизация включает в себя набор информации, который увидит пользователь на странице результатов - какой текст будет заголовком вашей ссылки и что именно будет отображено в качестве описания. Для каждого поискового сервиса есть свой ряд рекомендаций, которым нужно следовать, чтобы информация о вашей ссылке отображалась целостно и понятно. Можно сказать, что поисковая оптимизация - это формирование правильного первого впечатления у тех людей, которые будут искать товар, услугу или контент через соответствующие сервисы. А, как мы знаем, первое впечатление невозможно произвести дважды.

Что нужно знать для начала карьеры в SEO

Как проще всего узнать, чего ожидают работодатели от SEO-специалиста без опыта? Как ни странно, воспользовавшись поиском. Выберите любой понравившийся сайт с достаточным количеством вакансий - от HeadHunter до Glassdoor или MeetFrank, введите опыт работы от 0 до 1 года и выделите основные повторяющиеся тенденции. Чаще всего будет упоминаться:

  • Знание основ Google Analytics, Google Search Console, Google Keywords Planner, и аналогичных продуктов;
  • Опыт анализа и структурирования ключевых слов;
  • Знание основ цифрового маркетинга;
  • Умение работать с большими массивами данных;
  • Понимание основ функционирования наиболее популярных CMS, таких как WordPress.

В качестве дополнительных плюсов довольно часто отмечают:

  • Умение пользоваться аналитическими сервисами Moz, Ahrefs или SEMRush;
  • Навыки конкурентного анализа;
  • Опыт в оптимизации текстов и создании контента;
  • Базовое знание HTML;
  • Опыт в построении ссылок.

Чтобы узнать, как много времени потребуется вложить, можно просмотреть результаты поиска на обучающих сервисах вроде Coursera.org. Чаще всего, специализация SEO делится на 4 курса, от 4 до 5 недель каждый. В среднем, одна неделя обучения потребует от 2 до 5 часов вашего времени без учета индивидуальных и практических задач. Таким образом, комплексное обучение займет от 32 до 100 часов. Экспресс-программы позволят обучиться отдельным инструментам или навыкам за одну-две недели, потратив на это до 20 часов.

Насколько велика индустрия SEO

Хотя сама отрасль все еще относительно молода - ей около 18 лет, еще в 2016 году компания Borrell Associates прогнозировала, что к 2018 объем инвестиций в поисковую оптимизацию составит не менее 72 миллиардов долларов только для Американских компаний. К 2020 прогноз говорил о превышении отметки в 80 миллиардов.(1) В связи с Пандемией, компания Business Research скорректировала этот показатель, чтобы отразить влияние COVID-19 на отрасль SEO. По их подсчетам, среднегодовые темпы роста рынка услуг поисковой оптимизации составят 19% с 2021 года и достигнут 77,6 миллиардов долларов к 2023 году. (2)

Согласно другим источникам, капитализацию рынка поисковой оптимизации оценивают в 46.66 миллиарда долларов США на начало 2020 года, а к началу 2021 индустрия должна была перешагнуть отметку в 50 миллиардов. К 2025 году темпы роста рынка должны превысить 20%, а суммарная капитализация - 103 миллиарда долларов. (3)

Сколько может зарабатывать SEO-специалист

Ваш заработок в индустрии SEO, будет напрямую зависеть от того, какой путь вы выберете. Например, менее прибыльный, но более надежный вариант - это получить работу SEO-специалиста в растущей компании или агентстве цифрового маркетинга.

Согласно Glassdoor, такой специалист в среднем зарабатывает 46,572 долларов в год на рынке США (4), то есть порядка 3,881 долларов в месяц или порядка 22 долларов в час. Технические навыки, такие как знание языков программирования или специальных инструментов, увеличивают вашу капитализацию от 7 до 10%. Хотя это небольшая зарплата, она выше среднего дохода в США - 35,977 долларов на 2019 год. (5) Для Украины и стран СНГ, средняя зарплата SEO-специалиста за аналогичный период находилась в пределах 600 долларов США, в то время как ведение PPC-кампаний позволяло увеличить сумму средней заработной платы до 850 долларов в месяц. (6) На 2021 год, согласно данных AIN, эти цифры несколько изменились. Так, SEO-специалист начального уровня может рассчитывать на среднюю зарплату порядка 525 долларов США. В то же время, специалист среднего уровня может получать в среднем 780 долларов в месяц. (7)

Чтобы понять, как могут отличаться ваши обязанности в сфере поисковой оптимизации, в зависимости от опыта, рассмотрим простой пример. В большинстве случаев, SEO-специалист начального уровня, или Junior, будет работать над одной-двумя основным компаниями и по мере приобретения опыта его портфолио проектов может расшириться до 5.

Специалист среднего уровня, или Middle, имеют большее количество проектов, но помимо этого, также руководят небольшим штатом или командой сотрудников.

И, наконец, самая высокооплачиваемая должность SEO в компании - это директор SEO. Этот человек отвечает за работу основных менеджеров, а также за направление поисковой оптимизации в целом. По данным Glassdoor, средняя заработная плата для такой позиции может составлять 84,315 долларов в год.

Как можно развиваться в поисковой оптимизации?

Есть несколько наиболее распространенных сценариев карьерного роста и ведения профессиональной деятельности в SEO. Мы собрали некоторые из них, чтобы вам было немного проще представить не только ближайшую перспективу, но и планировать свое развитие на несколько лет вперед. Не стоит забывать и о разнообразных конференциях и тематических ивентах, которые помогут поддерживать актуальными ваши знания. Мы рекомендуем пробовать и принимать участие во всех мероприятиях, которые покажутся вам полезными. Многие из них могут стать неоценимым инструментом не столько актуализации знаний и навыков, сколько помочь заявить о себе и завести полезные знакомства в индустрии. Например, онлайн-конференция NaZapad регулярно собирает ведущих специалистов в области поискового продвижения, а принять участие можно совершенно бесплатно.

Если вы внимательно посмотрите на SEO как отрасль, то быстро убедитесь, что в ней работают много успешных профессионалов из самых разных слоев общества. Кажется, не имеет большого значения, изучали ли вы в университете маркетинг, английский язык, право, естественные науки или инженерное дело. Пока у вас есть навыки и опыт, ваши академические данные обычно не являются основным критерием для успеха в поисковой оптимизации.

Аналитик

Множество специалистов по поисковой оптимизации, могут похвастаться тем, что им действительно нравится то, что они делают. Так как процесс поисковой оптимизации крайне разносторонний, почти каждый сможет найти не одну, а несколько линейных задач, которые будут ему по вкусу. От процесса повышения рейтинга веб-сайта на страницах результатов поисковой системы (SERP), увеличения конверсии, доли кликов и взаимодействий (CTR), до оптимизация конверсии целевой страницы (CRO) - вы можете выбрать именно то, в чем чувствуете себя максимально комфортно.

Однако это может стать и камнем преткновения, если вы не хотите уступать линейные задачи, которыми занимаетесь, но при этом ищете возможности карьерного роста. Например, добавление управленческого элемента, такого как переход в менеджмент, часто означает, что сотрудник становится менее задействованным в выполнении технических задач.

На самом деле есть несколько отличных вариантов. Вы можете перейти со стороны агентства на сторону клиента или наоборот. Вы можете сменить нишу или компанию и поработать в другой отрасли. По сути, не обязательно менять объем обязанностей - достаточно просто делать то, что нравится вам. Однако ваш опыт будет накапливаться и это даст вам большую ценность в глазах работодателей, позволяя постепенно подниматься не только в должности, но и зарабатывать больше.

Менеджер

В том случае, если вы настолько отточите свое мастерство, что линейные и каждодневные задачи вам наскучат - есть отличная возможность двинуться дальше. Вам могут предложить менеджерскую позицию - то есть возглавить несколько линейных специалистов и отвечать за результаты ваших совместных усилий. Знание всех тонкостей ежедневной рутины позволит вам стать эффективным руководителем, делиться опытом, правильно организовывать процессы и следить за равномерным распределением нагрузки. Все это - для того, чтобы добиться максимально эффективной работы вашей команды как единого, слаженного механизма. Это может предоставить вам несколько удивительных новых возможностей, а также шанс продвинуться дальше по карьерной лестнице.

Для некоторых мысль о том, чтобы взять на себя такой уровень ответственности, звучит как кошмар. Это действительно зависит от человека и управление людьми или процессами подходит далеко не всем. Если у вас не было опыта на руководящей должности, то могут возникнуть множество вызовов - от того, какой подход в постановке задач выбирать до личностной совместимости с вашими подопечными. Вне зависимости от вашего выбора, удостоверьтесь, что вы уделили достаточно времени обсуждению ожиданий как с работодателем, так и с будущим коллективом - коммуникация станет вашим основным инструментом на этой должности.

Одна вещь, которую безусловно стоит учитывать, если вы решите пойти по этому пути, - это то, намного меньше времени будет оставаться на ваши любимые задачи в SEO. Ваше время будет больше заполнено такими вещами, как встречи, разработка планов работ и бюджетов, работа с правками и комментариями к документам и протоколом и, конечно же, планеркам с вашими подопечными. Звучит здорово? Тогда менеджерская роль вам подойдет. Но если вы не в восторге от описанного, то, возможно, стоит обратить свое внимание на другие варианты развития карьеры в SEO.

Специализация

SEO - довольно широкое понятие. Оно охватывает множество вещей и процессов - от исследования рынка, конкуренции и сбора данных, до социальных сетей или структурирования данных согласно разметки schema. Также поисковая оптимизация тесно связана с контент-маркетингом, то есть созданием содержимого для страниц и веб-сайтов. Не стоит исключать и закупку трафика, таргетирование и прочие элементы PPC (Pay Per Click) - чем больше данных вы собираете, тем больше сфер, где вы можете их эффективно применить.

Также не стоит забывать, что SEO не всегда равно Google. В США не меньшее внимание стоит уделять оптимизации под другие популярные сервисы, например Bing. А для Европы могут иметь значение и вовсе другие каналы поисковой оптимизации. В зависимости от специфики проекта, вы можете заниматься оптимизацией для электронной коммерции - Amazon, Etsy, WooCommerce и Shopify. Или, например, сфокусироваться исключительно на новостных сайтах и тогда вам нужно будет работать с абсолютно другим набором приоритетов и сервисов. Идеального подхода не существует, но чем лучше вы будете понимать нужды клиента и учиться использовать его данные для решения таких задач - тем выше будет ваша ценность на рынке труда.

Нишевые услуги

Несложно догадаться, что поисковая оптимизация включает в себя множество разнообразных дисциплин. Потому вы можете сосредоточиться не только на определенных площадках или видах услуг, но также и на определенных индустриях или типах клиентов. Есть распространенное опасение, особенно характерное для начинающих специалистов, что специализация может сузить круг клиентов и уменьшить поле для маневра. Это действительно так. Но только с некоторым опытом общения с потенциальными клиентами или работодателями, к вам придет понимание того, что действительно важно и ценно среди предлагаемых вами услуг.

Так, вы можете работать как специалист широкого профиля и получать приблизительно каждый 20й контракт. Но помните о тех 19ти, на которые вы также потратили силы и время, чтобы подготовиться и пройти собеседование. Или, как нишевый специалист вы можете искать клиентов среди меньшего пула потенциальных возможностей. Но эти люди будут намного более мотивированы заключить сделку и заинтересованы в конкретном результате. Потому, например, как нишевый специалист вы можете получать каждый 10й контракт.

Старайтесь мыслить стратегически, открыто и честно строить коммуникацию с клиентами и не забывать о человеческом факторе. Чем проще и точнее вы изложите свое предложение, тем проще клиенту будет сказать вам “да”. В то же время, напускной профессионализм, таинственности и избыток терминов будут только отпугивать от вас большинство потенциальных заказчиков. Еще один важный момент - старайтесь сформировать уникальное и ценное предложение. Например, если вы предлагаете услуги только стартапам в финансовой сфере и у вас есть финансовое образование - тогда ваши услуги автоматически будут более привлекательными, так как вы намного лучше остальных понимаете специфику рынка и предложения. Или, если вы занимаетесь технической оптимизацией и у вас есть сертификат фронт-энд разработчика - тогда ваша работа будет намного качественнее, быстрее и лучше, чем у большинства конкурентов. И это не обязательно должны быть технические или фундаментальные навыки. Умеете хорошо писать - научитесь продавать это как часть своего SEO-предложения!

Третья сторона

Одно дело работать с поисковыми системами со стороны, но что если попробовать стать частью команды, которая создает этот сервис? Конечно, для большинства работа в Google или Facebook звучит как фантастика, но это намного реальнее, чем вы думаете. Есть множество программ стажировки и обучения для специалистов без опыта или начального уровня и лучшие выпускники попадают в материнскую компанию на работу. Правда, будьте готовы к международным назначениям и переездам - мобильность здесь точно не помешает. Конечно, такой образ жизни подойдет далеко не для всех - только отбор для серьезной стажировки может длиться пару лет, а сама программа обучения и 5 и 7.

Тем не менее, даже если вы потом передумаете и захотите строить карьеру индивидуального специалиста, навыки и знания полученные за время стажировки поднимут вас намного выше и намного быстрее, чем большинство ваших конкурентов. Также не забывайте, что вы станете лакомым кусочком для рекламной кампаний любого агентства. Ведь клиенты будут идти на сделку намного охотнее зная, что их бренд будут вести люди, обученные гигантами индустрии поисковых услуг.

Какую дорогу вы бы не выбрали запомните главное - в отличие от множества индустрий, карьеру в SEO вы можете выстроить именно так, как комфортно вам. Эта индустрия настолько востребована, что вы обязательно сможете найти именно тот микс услуг, который будет не только выгоден, но и интересен именно вам. Также, вы получите довольно большую степень свободы в том, как вы хотите развивать и наращивать свои навыки. Потому можно смело сказать, что в SEO себя может найти практически каждый!

66
8 комментариев

Да зарплаты вообще не о чём. В большинстве своём просто предлагаю среднюю по рынку стоимость 15-20К грн и не важно сколько у тебя лет работы.
Сейчас по Одессе, по крупным компаниям, спрос в SEO-специалистах с опытом превышает свободные предложения. Как минимум потом, что хотят найти на такие же деньги, на которые люди уже работают, а удаленно или на совмещении рассматривать специалистов не хотят. В итоге я наблюдаю, как в одних и тех же компаниях, одни и те же должности отрыты годами...

Еще больше убивают любители работы "ищем только в офис". Мне казалось карантин должен был уже научить, что можно работать удаленно, но как оказывается остались  еще упоротые с совковым подходом "ходит в офис, значит точно работает!"

4
Ответить

Плюсую. Еще очень нравится такой сценарий:
 - пишет тебе  рекрутер
 - зная эту историю ты сразу уточняешь, что готов рассматривать позиции только на полной или частичной удаленке
 - тебе отвечают "извините, нам нужен специалист на полный рабочий день"
 - занавес.
То есть специалисты, которые сами-то по сути должны быть евангелистами flexible arrangements и последних тенденций в трудоустройстве категорически не понимают даже базовой терминологии. Ну или второй вариант - тебе просто спамят ПМ ссылками на вакансии. Открываешь - думаешь, человек же нормальный, почитал резюме и единственное мое сообщение на две строчки. Нет - ищем в офис, кофе, печеньки. Ну и дальше немая сцена. 

3
Ответить

Чтобы стать действительно крутым SEO-шником, надо добавиться в друзья ко всем SEO-евангелистам на facebook!

3
Ответить

И выступать постоянно на вебинарах и конференциях :) Т.е. "крутой специалист" не тот, кто что-то делает сам, а тот, кто много говорит... Ну вы поняли, на манеже всегда одни и теже, как правило руководители SEO контор, потому что им для привлечения клиентов, нужно себя пиарить

3
Ответить

Кстати, стоит разделять SEO-специалист и Линкбилдер. Может быть раньше это было в "одном флаконе", но сейчас это точно 2 разных направления, которые друг с другом соприкасаются, но в любом случае разные. 
SEO-специалист - это on-page оптимизация, аналитика. По сути он стратег и ведет проект
А Линкбилдер - это чисто внешняя активность по ссылкам, как размещать, где, в каком кол-ве, какие работают, какие нет и т.д.

2
Ответить

зарплаты конечно не радуют )) лучше в програмисты, или делать сайты под монетизацию

1
Ответить

Усредненные цифры из открытых источников. Но конечно не зарплата Senior Developer, правда в том, что не всем хочется кодить.

Ответить