Потребитель: курьезы денег

Факт, что в период существования так называемой Ферганской республики в первые послереволюционные годы, в ней были выпущены банкноты, в которых было написано, что они «обеспечиваются запасом опия, хранящегося на складах республики».

12 кейсов «Бизнес. Владелец. Директор. Преемник» - https://filipenko.pro/case

Есть одна, может быть главная черта денег, которая по сути и делает их всеобщим эквивалентом.

Какая?

Для понимания этого свойства денег стоит попытаться ответить на кажущийся примитивным и очевидным вопрос:
может ли в Сахаре песок выполнять функции денег?
может ли вода осуществлять у жителей Сахары эту функцию?

Действительно, песок и вода более или менее постоянны, делимы, могут быть использованы для практических нужд, например для изготовления кирпичей, бетонных и цементных блоков и тому подобного.

В отношении песка ответ ясен: конечно, нет, так как он присутствует везде и не имеет стоимости то есть он не является товаром из-за отсутствия условия редкости. Однако это положение оказывается не совсем корректным.

Так воздух, который есть везде и, казалось бы, никому не принадлежит, имеет все же шанс уже сейчас оказаться товаром, поставленным на продажу, правда не отдельным индивидам, а человечеству в целом.

Сложившаяся экономическая обстановка с загрязнением воздуха антропогенными выбросами отходов производства, прежде всего углекислого газа, поставила перед человеческим сообществом серьезную проблему очистки воздуха с помощью лесов, полей, болот и тому подобного. Но леса являются поставщиком древесины, дичи, грибов и ягод.

В то же время вырубка леса и осушение болот увеличивает площадь земель, занятых под сельскохозяйственные культуры, то есть и лес, и болото являются поставщиками товара, приносящего прибыль владельцу.

В целях очистки воздуха планеты человечество должно сохранять в первозданном виде лесные массивы и болота и поэтому должно платить владельцу лесов и болот компенсацию за не использование этих объектов в хозяйственном обороте.

Ясен и размер оплаты — он должен быть не менее дохода, который получал бы владелец при максимально возможном альтернативном варианте. Известно, что этот принцип лежит в основе исчисления прибыли и банковской деятельности. Следует сказать, что в 2002 году на Бишкекском горном саммите представитель Всемирного банка сообщил о возможности такой оплаты, как свершившемся факте.

Этот пример убеждает в том, что объект, «претендующий» на роль денег должен обладать потребительской стоимостью.

Вторая часть заданного вопроса — о воде имеет особую сторону и не имеет однозначного ответа.

В одних случаях, как, например, в реальной Сахаре вода не имеет стоимости, в межплеменном обмене оплачивается лишь стоимость перевозки и другие, как говорят, накладные расходы.

Это положение имеет глубокие социально — религиозные корни и действует только на уровне коренного населения. С приезжего, особенно иностранца, плату за воду возьмут, но отсутствует фиксированная цена. В то же время в Центральной Азии вода традиционно оплачивалась потребителями, но не столько владельцам воды, сколько владельцам крупных, головных мелиоративных каналов.

Известно, что вода, поступающая в гидросистемы Казахстана, Узбекистана поступает из источников, расположенных в Киргизии и не оплачивается хозяйствующими субъектами этих стран, что в принципе является экономическим нонсенсом, хотя и выступает реликтом старых традиций. Естественно, при постоянном и очень высоком спросе на воду должна существовать система оплаты в первую очередь за охрану и техническое обслуживание источников воды, гидротехнических систем и тому подобного.

Иными словами говоря, вода в этих условиях является товаром с высокой потенциальной ликвидностью и может при определенных условиях фигурировать как локальные деньги.

Все сказанное убеждает в том, что деньги должны обладать потребительской стоимостью. Это является дополнительным аргументом в пользу предположения о том, что потребительская стоимость денег — золота, базировалось вначале не на экономической, а на эмоциональной основе.

Все сказанное убеждает в том, что деньги должны обладать потребительской стоимостью. Это является дополнительным аргументом в пользу предположения о том, что потребительская стоимость денег — золота, базировалось вначале не на экономической, а на эмоциональной основе.

Золото, как украшение как символ власти или социального статуса сочеталось с представлением о нем, как символе солнца, дарующего жизнь и благополучие, и как бы распространяло силу солнца и на людей, носящих золотые изделия.

Следует заметить, что потребность во власти, во влиянии и уважении со стороны других людей является одной из важнейших потребностей человека. Золото является достаточно редким металлом и на его добычу тратиться большое количество труда. Хотя, как стало ясным в последнее время, утверждения К. Маркса о затраченном человеческом труде как создателе стоимости имеет и ряд исключений, оно тем не менее объясняет высокую стоимость золота.

Роль золота как стандартной основы денег сохранилось буквально до последних десятилетий XX века. Так, еще в 1944 году согласно Бреттон-Вудскому соглашению курсы всех валют, хотя и были фиксированы по отношению к доллару и фунту стерлингов, а затем только к доллару, но курс доллара определялся по отношению к золоту. Такая ситуация сохранялась до 1971 года, когда США отказались от поддержания фиксированного к золоту курса доллара.

Ряд экономистов, правда, не многочисленный, считает до сих пор желательным и даже необходимым возврат к золотому стандарту. В самое последнее время положение похоже несколько изменилось, и возврат к золотому стандарту может стать реальностью.

Понимая, будем готовы к переменам.

     20 лет ежедневно работаю с частным бизнесом. 300+ реализованных проектов.

Из них 12 лет в топ-менеджменте, 8 лет как основатель и консультант компании «Filipenko.PRO™: комплексные решения для бизнеса»

     Член ассоциации независимых директоров АНД, ментор TTI SI, ментор Национальной Федерации профессиональных менторов и коучей, еxecutive-коуч PCC ICF

     Автор книг по управлению и проекта «F.PRO™: управление изменениями. Бизнес, владелец, директор, преемник»

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда