Коронакризис: что делать бизнесу сейчас?

Безусловно, главное слово ушедшего 2020 года — это коронавирус или Covid-19. Вирус унес множество жизней, поменял планы на весь год и заставил больше времени проводить дома. Коронакризис — это последствие локдауна, который возникает то там, то там, в следствии которого рвутся привычные экономические связи, а покупательская способность падает: люди стараются аккуратнее тратить деньги, так как будущее слишком непредсказуемо.

Давайте посмотрим, какие тренды принёс коронакризис?

Сперва ценность человеческой жизни повысилась, из-за чего снизился уровень насилия и в целом изменилось отношение к нему. Долгое время всеобщее внимание было приковано к здоровью и состоянию людей (меры от государства, дистанцирование и ношение масок), однако после первой волны заражений отношение к человеческой жизни снова изменилось — чем больше смертей, тем выше толерантность к ней. Из-за того, что каждый день можно посмотреть статистику по смертям от вируса, люди привыкают к этому, и смерть становится чем-то обыденным: “в моем городе всего около сотни умерших, это не так уж и много, даже не тысяча”, когда раньше каждая жизнь была ценной.

Люди пожертвовали свободой ради безопасности. Требование ввести паспортные данные или номер карты в интернет-магазине воспринималось как угроза, а теперь ради получения QR-кода для посещения клуба мы вынуждены это делать, и это уже никого не смущает. Мы спокойно оформляли пропуска для выхода из собственного дома, а потом ещё и платили штрафы за нарушения. Получение подробной информации о поведении человека в Интернете позволяет сделать его цифровой портрет, действия становятся предсказуемы, а значит контролируемы. Как и все тренды до этого, это ни хорошо и ни плохо — это данность.

Важно понимать, что ни один кризис не принес ничего нового: то, что развивалось “до” просто набирает обороты благодаря стечению обстоятельств. Популярность онлайн-сервисов, переход на “удаленку”, развитие системы доставок, онлайн-медицины и прочее — это всё было и до кризиса, однако к этому не было приковано внимание такого количества людей. СМИ и инфлюенсеры говорят о том, что хочет слышать население, создавая повестку и манипулируя нашим вниманием, из-за чего возникает ощущение, что появились кардинально новые сферы и новые проблемы. Это не так, просто то, что умирало, теперь умирает быстрее.

Глобальных изменений не произойдет, многие вещи откатятся назад, но есть процессы, которые остановить невозможно. Многие из тех, кто работает на дистанционке, чувствует жуткую усталость, часто до головных болей. Мы считаем, что это связано с быстрым погружением и в «цифру”, а где “цифра», там скорость. Сейчас мы решаем в разы больше вопросов в том же отрезке времени, а это нагрузка, к которой нужно привыкнуть. И мы привыкнем. Но не все. Это будет одна из причин оттока людей из предпринимателей.

Предприниматели в России — сильные люди, средний возраст предпринимателя в нашей стране 39-40 лет, а это то поколение, для который этот кризис уже третий и у которого сформировалась уже давно функция “отрастания” как у ящериц, которые при опасности отбрасывают хвост, а потом отращивают заново. Многие зарубежные коллеги не могут похвастаться таким качеством, что, возможно, даст нам время их хоть немного догнать.

В конце концов, кризис не длится вечно, спад сменится ростом, который всегда идет на пользу. Что вы можете сделать в трудный период для бизнеса?

Присмотритесь к тренду поддержки, люди способны на героические поступки. Если встал вопрос увольнения сотрудников, попробуйте сохранить команду: можно уменьшить зарплату сотрудников для общего блага, т.е. создать резерв для быстрого выхода. Если не получается оставить всех, то удаляйте из коллектива токсичных людей.

Если нужно выживать-выживайте. Никто не вспомнит вас добрым словом, если ваша компания, пытаясь спасти всех, уйдет на дно. Спасёте себя-вернёте людей.

Обратите внимание на возможность получения помощи от государства, держите руку на пульсе-будьте в курсе всех изменений по всем видам поддержки. Иногда помощь приходит откуда не ждешь.

Постарайтесь подцепиться к тому, что связано с инфраструктурой, ведь это последнее, что рухнет.

Следите за отраслевой логикой-она всегда чутко реагирует на рыночные изменения. Сейчас время подхватить тех, кто ослабевает. Проблемный актив несет, как правило, бОльшие риски, но и чаще всего бОльшие возможности по увеличению стоимости, а значит бОльшему приросту капитала.

Переходите на ручное управление. Оперативное реагирование-наше всё; для этого можно сформировать антикризисный штаб. Если вы до сих пор не создали дашборд, самое время это сделать. Не вкладывайте много денег, соберите показатели, которые важны для понимания состояния бизнеса ежедневно/еженедельно/ежемесячно (в зависимости от вида деятельности). Еженедельный разбор показателей и выработка решений по их корректировке даст возможность оперативно реагировать на изменения, а значит не войти в риски.

Определите риски и выработайте способ работы с ними заранее. Не игнорируйте опасность-лечить онкологию гораздо проще на начальном этапе, а это всегда ранняя диагностика.

Выживут адаптивные.

Начать дискуссию