Физик-теоретик В.Л. Гинзбург

4 октября 1916 г. родился Виталий Лазаревич Гинзбург— советский и российский физик-теоретик, академик АН СССР, лауреат Ленинской премии (1966), Сталинской премии первой степени (1953) и Нобелевской премии по физике (2003). Рано остался без матери, умершей в 1920 году от брюшного тифа (его воспитанием после смерти матери занялась её младшая сестра Роза Вениаминовна Вильдауэр).

Гинзбург читает Нобелевскую лекцию в МГУ https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1c/Ginzburg_in_MSU_2.jpg
Гинзбург читает Нобелевскую лекцию в МГУ https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1c/Ginzburg_in_MSU_2.jpg

До 11 лет получал домашнее образование под руководством отца. Затем в 1927 году поступил в 4-й класс 7-й семилетней школы, которую окончил в 1931 году и продолжил среднее образование в фабрично-заводском училище (ФЗУ), затем самостоятельно, работая лаборантом в рентгенологической лаборатории

Виталий Лазаревич вспоминает, как «...с 1933 года, стало возможным поступить в МГУ по открытому конкурсу [...]. Но для поступления в университет необходимо было закончить полный курс средней школы, в то время как я закончил только 7 классов. Итак, мне пришлось за три месяца (частично с репетитором) выучить то, что нужно было выучить в старших классах. Я вдаюсь в эти подробности, потому что всю свою жизнь я жалел, что не получил нормального школьного образования. И я хочу предостеречь тех, кто думает, что школьная мудрость не стоит того, чтобы тратить на нее много лет.

Действительно, несмотря на то, что у меня, как я убежден, были лишь средние способности, мне удалось выполнить за три месяца программу трех школьных лет. Но какой ценой? Цена — это, прежде всего, полное отсутствие автоматизма в элементарной математике и даже в орфографии русского языка. В частности, в школе я бы решил, например, 100 задач по алгебре, тригонометрии и т. Д., В то время как самостоятельно я решил только около 10. Зачем решать больше, если это не требуется? Такие вещи приводят к отсутствию навыков в дальнейшем изучении математики. То же самое с орфографией».

Десятки научных исследований и сотни статей...

Из биографии В.Л. Гинзбурга, написанной им для Нобелевского комитета.

Физик-теоретик В.Л. Гинзбург

«...я занимаюсь теоретической физикой с 1938 года, и я выполнил много десятков исследовательских работ по различным физическим и астрофизическим темам. Что касается статей, я уже написал сотни из них, потому что для меня писать довольно легко, и написание статей является неотъемлемой частью моей работы.

Некоторые коллеги осуждали и, возможно, все еще осуждают меня за написание такого большого количества статей. И действительно, есть люди, которые пишут статьи для того, чтобы увеличить количество ссылок на свои работы. Но я, поверьте, никогда не руководствовался подобными соображениями, к тому же у меня и так очень много ссылок. Например, я недавно увидел в одном справочнике, что после 1985 года было 8 962 ссылки на мои статьи, несмотря на то, что статья, которую мы написали вместе с Ландауи которая была опубликована в 1950 году только на русском языке, почти всегда упоминается без указания ссылки список литературы; тот же источник сообщает, что после 1945 года было 19 519 ссылок на мои статьи. Я начал публиковать их в 1939 году.

Кстати, Ландау оценивал, хотя и не очень серьезно, возраст физиков по тому времени, когда появилась их первая публикация. Например, он сказал, что я на 13 лет моложе его, потому что его первая статья появилась в 1926 году; тогда как он родился в 1908 году, поэтому по календарным годам я всего на 8 лет моложе».

Оценка ученых под уровню достижений

В.Л. Гинзбург об оценки уровня специалистов:

«Интересно рассмотреть вопрос оценки научного уровня и деятельности людей. Это большая тема, и здесь я только хочу воспользоваться возможностью и рассказать о мнении Ландаув этом отношении.

В. Л. Гинзбург читает нобелевскую лекцию в МГУ. 2004 год https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/39/Ginzburg_in_MSU.jpg?uselang=ru +++
В. Л. Гинзбург читает нобелевскую лекцию в МГУ. 2004 год https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/39/Ginzburg_in_MSU.jpg?uselang=ru +++

Ландау вообще, особенно в молодости, любил все классифицировать. Позже, когда я познакомился с ним поближе, он сам смотрел на эти классификации, например, женщин, с иронией. Я остановлюсь только на его классификации физиков-теоретиков, работавших в XX веке. Это было сделано в соответствии с логарифмической шкалой, с основанием 10, поэтому физик 2-го класса в 10 раз уступал физику 1-го класса. Это был вопрос достижений, а не уровня знаний, педагогических способностей или ораторского таланта. Класс 0.5 был присвоен только Эйнштейну. В класс 1 были включены Бор, Дирак, Гейзенберг, Шредингер, де Бройль, Фейнман.

Я, несомненно, забыл несколько имен, но, конечно, я не буду дополнять этот список так, как я его вижу. Я помню, как Паули отправили в первый класс 5. Сам Ландау был отнесен в своей собственной классификации, насколько я помню, сначала к классу 2.5, а затем к классу 2. Однажды Э. Лифшиц сказал мне, что Ландау повысил себя до класса 1.5.

Почему эта классификация кажется мне интересной? Во-первых, это опровергает легенды о нескромности и тщеславии Ландау. Во-вторых, важно, чтобы он делал акцент на оценку достижений. Например, я помню, как спорил с Ландау о де Бройле, который не казался мне особенно влиятельной фигурой. Но Ландау стоял твердо, и я думаю, что он был прав. Волновые свойства электрона и других частиц — гениальная догадка, хотя эта идея пришла в голову де Бройлю под влиянием понятия Эйнштейна о фотонах и уравнений p = -hk и k = w/c.

Кстати, я удивлен, что Ландау поставил Фейнмана выше себя и вообще поставил его в 1-й класс. Нет никаких сомнений в том, что Фейнман был блестящим физиком и лектором, но мне кажется, что его достижения нельзя сравнивать с достижениями других «первоклассных» физиков. Вероятно, Ландау особенно ценил схематическую технику, думая, что сам он не смог бы до нее додуматься. Что выглядит интересным и важным, с моей точки зрения, так это огромный разрыв, который может существовать и часто существует между достижениями и знаниями, управлением аппаратом и так далее.

Я думаю, хотя, конечно, не могу утверждать этого, что «по знаниям и владению аппаратом» Ландау стоял даже выше Эйнштейна, но «по достижениям» он трезво оценивал себя как намного ниже его. Я, конечно, не собираюсь давать здесь свою оценку самому себе, но она, несомненно, намного ниже «по управлению аппаратом», чем «по достижениям».

Интересно? Еще можно почитать

1) «Это не просто переход от одной точки к другой в пространстве культуры, а изменение метрики и изменение размерности. Гениальные произведения создают новые критерии ценностей, новые нормы логики, новые проблемы науки, иначе говоря, меняют бесконечные ансамбли, исходя из их локальных элементов. Такой „топологический“, т. е. необратимый, эффект делает гениальное произведение бессмертным».

Этоти еще 84 материала VIKENT.RU по теме Оценки

2) Видео: УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ и ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РЕШЕНИЙ

3) Также, идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию 16 октября 2022 года в 19:59 мск (воскресенье). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Источники

Начать дискуссию