Атмосфера и воспитание в Британских Public schools: Педагогические приёмы, Часть 2

Есть много разговоров про воспитании элиты. Этим вопросом задаются в разных странах люди, добившиеся успеха. Жизнь современного человека оставляет мало времени на общение и воспитание детей. А когда этот человек руководит корпорацией, занимает высокие должности в государственном управлении или является политиком, то возможности лично участвовать в процессе воспитания становится ещё меньше.

А вот внимания к персоне и к ближайшему окружению все больше. И, судя по многочисленным скандальным историям с мажорами — детьми богатых людей — деньги не всегда могут помочь в воспитании. К сожалению, покупка дорогого образования в частных школах может не дать ожидаемого эффекта.

И вопрос технологии обучения элиты стоит очень остро...

1) https://images.unsplash.com/photo-1672135257887-61cc6792c7c7?ixlib=rb-4.0.3&ixid=MnwxMjA3fDB8MHxwaG90by1wYWdlfHx8fGVufDB8fHx8&auto=format&fit=crop&w=870&q=80
1) https://images.unsplash.com/photo-1672135257887-61cc6792c7c7?ixlib=rb-4.0.3&ixid=MnwxMjA3fDB8MHxwaG90by1wYWdlfHx8fGVufDB8fHx8&auto=format&fit=crop&w=870&q=80

С ошибками в частных школах Public schools для элиты познакомились в предыдущей статье. Сегодня пойдет речь о лучших практиках XVII-XIX веков, которые можно и нужно перенести в XXI век. Нужно учесть, что выпускники Public schools были ориентированы чаще всего на управленческую, политическую или административную работу, а также становились преподавателями этих школ.

Что сегодня мы можем почерпнуть из этого опыта?

1) Ещё в XIX и начале XX века происходит увеличение профессиональных областей в разных сферах общества, что даёт больше возможностей для нахождения своего дела.

«Осн. задачей П. с. стала подготовка учащихся к продолжению образования в элитарных Оксфордском и Кембриджском ун-тах и воспитание подавляющего большинства будущих гос. деятелей, полит., военных и дипломатич. лидеров и высш. духовенства. Положение П. с. было закреплено законодательно в 1868. Кроме расширения классич. программ за счёт математики, естеств.-науч. дисциплин, новых языков и др. общеобразо-ват. предметов акт 1868 предусматривал создание пост, конференции директоров П. с., что способствовало их окончат, обособлению от грамматич. школ». http://www.p-lib.ru/pedagogika/pedagogicheskii_slovar/pedagogicheskii_slovar17.html

3) Сеть выпускников как способ создания своего внутреннего сообщества и приемников. В элитных британских школах формировались полезные знакомства и связи. Предположительно, сохранив такие связи многие вопросы можно в будущем решить проще, «по звонку» знакомому, так как каждый занимает влиятельную должность и имеет высокий образовательный уровень.

2) https://estream.etoncollege.com/GetImage.aspx?type=cdl&source=pmurl&id=20570&cs=c_cJzWrAB94blHAD2xNknA
2) https://estream.etoncollege.com/GetImage.aspx?type=cdl&source=pmurl&id=20570&cs=c_cJzWrAB94blHAD2xNknA

6) Территориальная обособленность сообщества, которая используется как возможность создать подходящую для концентрации на учебе обстановку. Так, например, когда учеников выпускали в единственный выходной, и они видели деревенский уровень жизни, людей с иными манерами, то они рады были вернуться в стены школы. Также отсутствие большого количества развлекательных мест вне стен школы помогает создать правильные эталоны и организовать время ученика так, чтобы страдать ерундой было некогда.

7) Методы обучения социальным навыкам, формирование идентичности, уверенности и самоуважения применяются для конструирования групповой сплоченности учеников. Так, выбор лидера и наделение его обязанностями и полномочиями — тренирует навык управления у ученика, а преемственность этой роли даёт больше возможностей для других учеников в освоении лидерских навыков.

Здесь же можно отметить направленность на постановку манер, которая становится значимой для учеников в начале обучения:

«Исследователь британских школ Алекс Рентон описывает случай, когда 13-летний ученик дает наставления новичку в школе. Прежде всего он советует не разговаривать слишком громко или дрожащим голосом, никогда не плакать и не проявлять эмоций, так как ни в коем случае нельзя показаться окружающим ребенком. Никогда не играть в каштаны, никогда не быть слишком настойчивым, так как это делает ученика уязвимым».

8) Закалка, аскетичный быт косвенно способствуют большей устойчивости к бытовым переменам, помогают создать некий уровень социальной подготовки. Например, Британский совет, занимающийся пропагандой английской культуры, в 1943 г. распространил в Иране следующий текст (явно рассчитывая на его привлекательность):

«Юноша, покидающий английскую паблик-скул в постыдном неведении даже начатков полезных знаний... неспособный говорить ни на каком языке, кроме собственного, — а писать и на нем умеющий лишь кое-как, — для которого благородная литература его страны, равно как вдохновляющая история его пращуров, во многом остается книгой за (семью) печатями... тем не менее выносит из школы кое-что бесценное: мужской характер... привычку повиноваться и приказывать... Вооруженный таким образом, он выходит в мир и вносит достойный мужчины вклад в покорение Земли, в управление ее дикими народами (sic) и в строительство империи» — «вполне сознавая собственные добродетели и очень мало (сознавая) собственные слабости»

3) https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7c/Recollections_of_Eton_-_Fagging.jpg
3) https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7c/Recollections_of_Eton_-_Fagging.jpg

9) Выработка единой манеры говорить и своя культура общения упрощает процесс понимания внутри коллектива. А также повышение общего культурного уровня.

«Первой задачей после попадания в частную школу является стирание „региональных лингвистических различий“ и приобретение учеником установленной манеры разговаривать. Она подразумевает употребление определенных слов, отсутствующих в речи обычных людей, усложнение предложений, использование конструкций, усиливающих эмоциональную нагрузку (ведь эмоционально они это не способны сделать), тон, скорость речи, четкость произношения».

11) Адаптировать учебный материал под учеников. Так, в начале формирования Паблик скулз были предприняты попытки сделать сложную информацию более доступной:

«...школы пытались заинтересовать мальчиков, время от времени используя довольно занимательную „вульгарию“: книги, составленные из латинских предложений, иллюстрирующих грамматический момент».

А формирование своей библиотеки и музея делают видимым результаты предшественников и помогают новым ученикам ориентироваться в ещё неисследованных темах.

14) На каждого ученика выделяются два Наставника в зависимости от темы общения. Один по всем общим делам — учебные и личные дела и проблемы, создание доверительных отношений. У него может быть 15 учеников. По темам, касающимся выбранной специализации, другой, специализированный Наставник.

Регулярные встречи с своим Наставником помогают прогрессу — он может вовремя заметить проблемы, предупредить о рисках, направить по перспективному пути развития.

15) Старшая ступень обучения предполагает в основном самостоятельную работу учащихся над материалом, начало преподавания и сдача экзаменов.

Домашнее задание каждый день примерно 2 часа, и это помогает ставить навык регулярной работы, приучает в трудолюбию, способствует усвоению материала.

Выводы

Положительные приёмы взаимодействия и создания условий обучения можно использовать и в творческом коллективе. Ошибки, рассмотренные в первой части, стоит учитывать при разработке концепции взаимодействия в любом коллективе, стремящемся к результатам: школе, проектной группе, творческом коллективе.

+ Ваши дополнительные возможности

1) Небольшие институты, по нескольку тысяч человек, но с очень строгим отбором. Сейчас в нашей стране произошли грандиозные изменения, а ответа, какие люди возьмут на себя ответственность за будущее страны, пока нет. А их надо было бы уже осознанно готовить. Причём средства — содержать, предположим, институт с тысячей профессоров и пятью тысячами студентов — для страны ничтожны. Но поддержки такая идея пока не находит.

Стратегическая задача — реализация социального заказа. К примеру, во Франции ещё Наполеон создал Политехнический институт, который уже 200 лет готовит элиту, управляющую страной. Единственное учебное заведение нового типа в России — Высшая школа экономики, но и она имеет слишком прагматическую направленность«.

Этот и ещё 53 материала по теме «Подготовка элиты»

2) Видео: ЭТАЛОНЫ РЕАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в Клубе умных девочек

3) Форум по развитию креативности в Санкт-Петербурге 22-23 апреля 2023.

Регистрируйтесь и оставляйте свои вопросы И. Л. Викентьеву: https://poznyakova.com/forum

Атмосфера и воспитание в Британских Public schools: Педагогические приёмы, Часть 2

4) Видео: Онлайн-лекция VIKENT.RU № 302: ПОСТэндшпиль: жизнь идей после смерти Личности

Источники:

1. MLA 9-е издание (Modern Language Assoc.)

Turner, David. The Old Boys : The Decline and Rise of the Public School. Yale University Press, 2014.

2. Воспитательная система британских паблик скулз Винокурова Н.Я. 1984

3. https://www.ukstudycentre.com/blog/chastnye-shkoly-velikobritanii-kuzni/

4. Public schools как колыбель британской элиты https://cyberleninka.ru/article/n/public-schools-kak-kolybel-britanskoy-elity

5. R. Wilkinson, The Prefects. British Leadership and the Public School Tradition (New York, 1964), pp. 87f, 83f; N. C. Macnomara, Origins and Character of the British People (London, 1900), p. 227; С. Е. Eckersley, England and the English. A book for foreign students (London, 1942: Egyptian edition), p. 138.

Начать дискуссию