Ядерная атмосфера Оппенгеймера

Отец ядерной физики Эрнест Резерфорд до конца своих дней скептически относился к возможности использования ядерной энергии. Через 8 лет после его смерти Оппенгеймер, его ученик, создал первую атомную бомбу... Это было время, когда журналист Роберт Юнг предавал слова одного известного мюнхенского профессора студентам-физикам: «Осторожно! Опасность обвала! Временно закрыто по причине капитальной перестройки!»

1 Оппенгеймер в 1946 году
1 Оппенгеймер в 1946 году

«Это был эпический этап», — рассказывал позднее Оппенгеймер, воскрешая в памяти то время, когда создавалась квантовая теория атома. «Построение квантовой теории не является результатом труда только одной личности; ее создание потребовало коллективного сотрудничества десятков ученых многих стран... Это был период кропотливой работы в лабораториях, решающих экспериментов, дерзких начинаний, множества ошибочных исходных позиций и смутных догадок. Это было время непрерывной переписки, поспешных конференций и дискуссий, критики и блестящих математических импровизаций. Это была эпоха созидания; новые догадки вселяли ужас и энтузиазм одновременно...»

Нильс Бор разрабатывал квантовую теорию, чтобы дополнить представление Резерфорда об атоме. Но квантовая теория опровергла старые представления о природе и внесла революционный принцип в научное и философское мышление. Старое изречение natura non facit saltus (перевод с латыни «природа не совершает скачков» — примечание А.А. Морозова), которое господствовало с Древней Греции, оказалось ошибочным. В масштабах атома физические явления происходят только скачкообразно и являются по своей природе прерывистыми. При изменении электроном орбиты промежуточных состояний не существует. Эти скачки он делает по правилам, которые описал Бор — в этот же самый момент атом поглощает квант энергии или испускает частицу света — фотон.

В немецком университетском городе Геттинген регулярно собирались физики со всех стран для обмена идеями и результатами своих исследований. Сам Бор приезжал туда из Копенгагена читать лекции. В этих условиях молодой Оппенгеймер, жадно впитывая новейшие знания, гипотезы, новые теории. Он буквально был пропитан этой средой — вместе с ним на одной вилле жил английский физик Поль Дирак, который занимался вместе французским учёным Луи де Бройлем и с немецкими теоретиками Э. Шредингером и В. Гейзенбергом преодолением противоречий в квантовой теории, возникающих при поглощении и дисперсии света.

2 Лаборатория Хейке Камерлинг-Оннес в Лейдене, Нидерланды, 1926 год. Оппенгеймер в среднем ряду, второй слева
2 Лаборатория Хейке Камерлинг-Оннес в Лейдене, Нидерланды, 1926 год. Оппенгеймер в среднем ряду, второй слева

Но, изучая физику, он продолжал заниматься философией и литературой. А университетские лекции, и повседневные беседы с людьми, находившимися в авангарде ведущих исследований, выдвигали Роберта Оппенгеймера на передовые позиции воинствующей и победоносной науки.

Некоторые факты биографии

Юлиус Роберт Оппенгеймер родился 22 апреля 1904 года в Нью-Йорке в семье преуспевающего торговца тканей. Но помимо торговли, отец Роберта скупал предметы живописи и даже имел три полотна Ван Гога. Сочетание интеллектуальных и художественных ценностей с деловой активностью была нормой для Оппнегеймера..

В пять лет Роберт увлёкся минералами, его дед прислал ему из Германии много интересных камней. Но это было не простое увлечение, которым занимался едва ли не каждый в детстве. Коллекция была собрана такая, что одиннадцатилетнего Роберта приняли в члены Нью-Йоркского минералогического клуба. Это было первое научное общество в жизни молодого Оппенгеймера, членом которого он стал.

После окончания школы Роберт поступил в Гарвардский университет. Он собирался заниматься химией, хотя сначала мечтал стать поэтом, потом — архитектором. Фактически Оппенгеймер продолжал всесторонние занятия, охватывающие гуманитарные и точные науки: он изучал греческий и латынь, физику и химию, а также печатал время от времени свои стихи. Когда в науке уже был тренд на узкую специализацию учёного, Роберт продолжал стремиться к универсальному образованию.

3 Оппенгеймер
3 Оппенгеймер

В 1925 году после окончания с отличием Гарварда, Оппенгеймер отправился продолжать образование в Европу и попал в Кембриджский университет. Там он начал работать в лаборатории Кавендиша под руководством великого английского ученого Резерфорда. Там он стал свидетелем ожесточенной борьбы за более сложные и дорогие приборы для продолжения исследований.

Открытия, сделанные на коленке

В это же время, многие открытия и эксперименты делались «на коленке» из подручных материалов — воска, проволоки и самодельные колбы. Когда английский физик Г. Д. Эллис в 1919 году увидел установку, с помощью которой Резерфорд осуществил первые превращения атомов, то он был даже «шокирован тем, что аппаратура не производила более внушительного впечатления». Весь комплект измерительной аппаратуры помещался в небольшой картонной коробке

В 1932 году Кокрофт и Уолтон в той же лаборатории, правда несколько переоборудованной, осуществили первые превращения элементов с помощью бомбардировки искусственно ускоренными протонами (ядрами водорода). Вот как описал их аппаратуру Жак Бержье:

4 Лаборатория сэра Эрнеста Резерфорда, начало 20 века
4 Лаборатория сэра Эрнеста Резерфорда, начало 20 века

«Современный физик при виде машины, с которой работали Кокрофт и Уолтон, мог бы предположить, что она куплена на барахолке. Большую часть установки они сделали своими руками. В их установках использованы трансформаторы, которые позволяют ускорять ионы водорода до энергий, достигающих 700 000 электронвольт (напомним, что в современных ускорителях счет ведется на миллиарды электронвольт). Оба экспериментатора не располагают ни одним современным измерительным прибором. Напряжения они определяют с помощью искры, проскакивающей между двумя алюминиевыми шарами диаметром 75 сантиметров, один из которых заземлен, а другой подключен к установке. Регулируют напряжение путем изменения рабочего режима генератора переменного тока, питающего повышающий трансформатор. Искусственные превращения элементов, полученные таким образом, наблюдаются невооруженным глазом по сцинтилляциям на экране...»

Интересно? Еще можно почитать

1) «Учёные и инженеры параллельно и детально исследовали все возможности, часто забывая о формальной иерархии.

Например, пользуясь способностями неугомонного Ричарда Фейнмана, который не боялся критиковать мнения „великих людей“, под чьим началом он работал, Нильс Бор и Ханс Бете сначала обсуждали новые идеи с ним, а затем уже представляли их „важным лицам“.

5 Группа физиков на коллоквиуме в Лос-Аламосе во время войны. Оппенгеймер — во втором ряду слева, справа от него на фотографии — Ричард Фейнман
5 Группа физиков на коллоквиуме в Лос-Аламосе во время войны. Оппенгеймер — во втором ряду слева, справа от него на фотографии — Ричард Фейнман

Оппенгеймер проводил еженедельные коллоквиумы, на которые могли прийти все члены проекта, чтобы послушать информацию о его продвижении и нерешённых вопросах. Все участники могли высказывать свои соображения».

Этот и еще 43 материала VIKENT.RU по теме Методы решения в творческом коллективе

2) Видео: КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ / КРЕАТИВНЫХ КОМАНД

3) Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности — на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Источники

  • Роберт Оппенгеймер на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/2161/
  • М. Рузе, Роберт Оппенгеймер и атомная бомба, Государственное издательство литературы по атомной науке и технике Государственного комитета по использованию атомной энергии СССР, М., 1963, с.152 — стр.7-17 http://elib.biblioatom.ru/text/ruze_oppengeymer-i-atomnaya-bomba_1963/go,4/

Благодарю И.Л. Викентьева за присланный фрагмент

Фото:

Начать дискуссию