5 "скрытых" целей полезной стратегической сессии

Как объяснил Девид Ульрих прогрессивной HR-общественности: "стратегические сессии это не эксклюзив раз в год для толпы "малознакомых" топ-менеджеров, а насущная ежеквартальная необходимость, особенно если у Вашей компании уже есть миссия, цели и ценности".

Это особенно важно в моменты сильных негативных трендов: кризисов, эпидемий, законодательных изменений, появления сильных конкурентов и т.д.Девид Ульрих настоятельно рекомендует проводить мозговые штурмы, стратегические сессии не только для всего топ-менеджмента компании, но и для ключевых подразделений в индивидуальном порядке. Часто это приносит больше пользы, и больше практических тактико-стратегических результатов.

Естественно есть разные форматы проведения стратегической сессии, есть разный уровень подготовки, и конечно есть разная стоимость.

На мой взгляд главная ошибка которую допускают руководители решая провести стратегическую сессию слабое осознание собственных целей и мотивов. В 90% случаев заказчики надеются на авторитет и компетентность организатора стратегической сессии.

Результатом является низкая удовлетворенность итогами сессии.

Я рекомендую руководителям, не только генеральным директорам, но и главам департаментов и крупных обособленных подразделений (HR, Продажи, Логистика, Производство) 5 целей для формирования вашей осознанности при подготовке к стратегической сессии.

1. Проверка на выгорание.

Проведение сессии хорошо показывает уставших, равнодушных, пессимистов. Они как балласт, как осадок в воде разрушают мотивацию и вдохновение остальных.

Во время сессии руководителю стоит наблюдать кто, как участвует в подготовке, в самом мероприятии и в реализации результатов. Часто это повод задуматься о смене некоторых членов команды, перевод их на менее ответственную работу.

2. Выявление крикунов и трибунов

Сегодняшние традиции проведения стратегических сессии подразумевают "свободное" высказывание всех, о том что их волнует и беспокоит.

Сбор - анамнеза, что болит!

Глобально стратегическая сессия должна помочь команде собраться, задуматься о великом, и получить заряд мотивации, единообразие целей. Но к большому сожалению, чаще всего, как при подготовке к сессии, так и во время ее проведения, начинается ор и крик, доколе, весь мир насилья мы разрушим до основанья ...

Люди получив возможность высказаться о том что их волнует говорят не о долгосрочных общих целях, а о своих жалобах, выдавая их за глобальную несправедливость.

Эти крикуны эмоциональны, понятны, с ними согласно большинство. Они разрушают сам формат - задуматься о будущем, а не о тактике.

3. Отсутствие общего понимания, что хорошо, а что плохо.

Для бухгалтерии хорошо, когда все документы в полном порядке. А во всем всегда виноват департамент продаж, они слишком плохо продают.

Как результат, "стратегические" предложения сводятся к идее: а давайте уволим ....подставить ФИО и сразу все станет просто замечательно.

Кого именно уволить не имеет значения, решение опять тактическое, а не стратегическое. В абсолютном большинстве компаний сформулированные на слабо-осознанной сессии ценности слишком глобальны, слишком позитивны, слишком неконкретны. Они не позволяют реально начать трансформировать культуру компании, не дают людям опоры в каждодневной деятельности.

4. Психологическое стремление к "постепенности"

Даже в очень средних компаниях "серьезные" люди верят, что надо действовать не торопясь, последовательно. Без революций. Лучше не растерять, чем порваться в широком шагу. Получается не стратегическая сессия, не скачек в амбициях и новая картине мира, а "новый" Бюджет с перспективой 5% роста. Это даже не синица в руке, а червяк для синицы. Не стратегическая сессия, а имитация партсобрания.

5. Бессознательное перекладывание отвественности

По хорошему цель стратегической сессии, помочь людям принять новое будущее, увидеть в нем свою роль и функционал, понять что делать тебе в новых обстоятельствах. Договориться о новых, более совершенных формах сотрудничества с коллегами. Чтобы в результате общих усилий стало больше денег, больше доля рынка, больше производство и т.д. А фактически даже поучаствовав в сессии где "утвердили" амбициозный план, 2-3х кратного роста бизнеса, большинство руководителей "не видят" что именно ему надо изменить в своей работе, для достижения поставленых целей?

По сути вся нагрузка ложится на продажников и производственников, а остальные так, погонщики.

Что можно посоветовать руководителю чтобы увеличить отдачу от стратегической сессии?

СОВЕТ №1: Регулярность.

Проводите регулярно стратегические сессии (мозговые штурмы, тактические совещания) в каждом блоке компании, в привязке в общим целям компании выраженым в численных показателях.

Так практичнее!

- Что должен сделать HR департамент, Департамент Продаж, Ремонтники, Производственники, Логисты, чтобы выручка выросла на 50%?

- Что изменится в работе, насколько возрастет бюджет и численность сотрудников?

- Как поменяются их компетенции?

- Что нужно требовать от смежников?

Итогом является исполнимый, полезный документ, выражений в цифрах и понятных целях.

СОВЕТ №2: Лидерство

Генеральный директор, если он хочет отдачи от стратегической сессии, должен ставить численные цели для стратегической сессии.

Даже если он их взял от фонаря.

Хочу выручку ....

Хочу затраты .....

Пусть весь негатив уйдет в критику шефа "самодура", а не в местничество и нытье. Коллектив должен объединиться!

Так в армии в учебке рота ненавидит сержанта, за кроссы, нагрузку, и наряды. А потом научаются.

Участники проорутся, это невозможно, волюнтаризм, не реальные планы.

А затем шаг за шагом будут выстраивать предложения, как, где и что можно изменить. Это уже будет похоже на реальную полезную цель стратегической сессии - готовность дать твердое общение, и намерение его исполнить.

СОВЕТ №3: Серьезность.

В нашей стране очень важно серьезно решить, дать серьезное обещание, ответить за базар. Шеф не хочет раздавать весь год подожпники в перемешку с волшебными пенделями, он хочет спокойно контролировать исполнение данных руководителями подразделений обещаний.

Сотрудники обещают сделать качественный скачек - шеф обещает, что он не забудет их ратный подвиг!

Поэтому на стратегической сессии участники должны работать с калькулятором. Они убедят сами себя и окружающих когда будут делать финансовые расчеты. Мечта станет реальностью, планом.

Это серьезно,это вызывает доверие,это преодолевает сопротивление.

СОВЕТ №4 Правильно считайте деньги

Если вы хотите поднять выручку скажем на 200 млн. руб. стоит заложить в бюджет компании расходы на стратегические и тактические мероприятия на весь цикл предстоящих изменений.

Годовая зарплата хорошего специалиста со всеми налогами не меньше 2-2,5 млн. руб. Хорошая, полезная стратегическая сессия плюс последующие "приземляющие мероприятия" переводящие стратегические цели в тактические планы не могут стоит 500 тыс за "все".Это просто профанация деятельности, зря выброшенные деньги.

СОВЕТ №5 Используйте шаблоны.

Чтобы не разочароваться с результатах сессии, достичь поставленых целей, есть смысл использовать стандарты, шаблоны, а лучше всего дорожные карты.

Участники сессии будут более продуктивны, их результаты будут более полезны для компании, если они будут выполнять четкие, понятные действия совокупный результат которых из тактического превратится в стратегический.Как говорят: совершенство состоит из мелочей, а совершенство уже не мелочь.

5 "скрытых" целей полезной стратегической сессии
Начать дискуссию