Реальная стоимость умных колонок

В 2003 году Google объявил, что добавляет функцию распознавания голоса в свой браузер Chrome. Его можно активировать, произнося ключевое слово. В 2014 году Apple обновили свою Siri, чтобы она работала по такому же принципу. Голосовое управление стало мощным дополнением к существующим браузерам и телефонам этих компаний. Но затем, несколько месяцев спустя, Amazon выпускают отдельный девайс — динамик с голосовым управлением, продукт, единственной целью которого было взаимодействие с вашим голосом. Сегодня умный динамик есть в каждой пятой американской семье. По данным «Яндекса», ежедневная аудитория голосового помощника «Алисы» составляет 8 млн пользователей.

Реальная стоимость умных колонок

Голосовые ассистенты больше не пылятся на рабочих столах. Alexa встраивается в наушники, в умные часы, умное кольцо на пальце или даже в умные очки. Голосовое управление встроено в пульты дистанционного управления, камеры видеонаблюдения и дверные звонки. Колонки могут выглядеть как игрушки или зверята, чтобы детям было интереснее с ними общаться. Но этот комфорт стоит нам конфиденциальности. Так от чего мы на самом деле отказываемся, когда заводим умную колонку?

Самое главное, что нельзя забывать: умные колонки на самом деле не такие уж умные. По сути, это микрофон, который подключается к Интернету. Когда мы спрашиваем Алису о погоде, она не измеряет температуру. Она просто записывает вопрос, отправляет эту запись на сервер, который анализирует запись и узнает погодные данные. Получив ответ вопрос, я его забываю, но он продолжает храниться на сервере. Если вы самостоятельно не вмешаетесь в настройки своего помощника, записи ваших вопросов будут храниться на сервере неопределенный срок.

Согласно недавнему опросу, почти половина владельцев умных колонок не подозревали, что записи их голоса где-то хранятся, а 47% сочли эту практику неприемлемой. Так что же IT-компании делают с этими данными? Кто-нибудь еще слышит мой вопрос? В Google утверждают, что запись вопросов необходима для обучения системы голосовых ассистентов, что расшифровки вопросов и ответов системы могут быть просмотрены для контроля за точностью ответов гаджета и для настройки таргетированной рекламы. В Amazon выражаются более туманно и называют рекламу «sophisticated product recommendations». Команда Яндекс.Станции утверждает, что на сервер передается только информация, обращенная к колонке. То есть та, что была произнесена после активации колонки по фразе «Алиса» (или «Яндекс»).

По словам сотрудников Яндекса, в целях обучения алгоритмов распознавания речи, те фразы, которые не распознаны алгоритмами, могут предоставляться в обезличенном виде сотрудникам Яндекса для расшифровки и последующего обучения. Согласно политике конфиденциальности (п.7.2 и п.8), Яндекс может хранить ваши данные сколько посчитает нужным и передавать их третьим лицам, в т.ч. своим партнерам или государственных органам. При этом на сайте Яндекса в разделе, разъясняющем позицию компании по вопросам приватности, указано следующее:

“Мы не продаём ваши данные и не делимся ими с кем бы то ни было, даже с нашими партнёрами. Исключение составляют только ситуации, когда это совершенно необходимо — скажем, для оказания услуги. […]

Яндекс может раскрыть персональную информацию по запросу правоохранительных органов, но только в том случае, если запрос официальный и для его удовлетворения есть достаточные юридические основания. При соблюдении этих условий мы сообщаем в ответ на запрос лишь необходимый минимум информации. А, скажем, доступ к ящику электронной почты Яндекс предоставляет только по судебному решению, ограничивающему право человека на тайну переписки.”

Не вызывает сомнения, что наша голосовая информация — чрезвычайно ценный ресурс для IT-компаний. Вот почему они добавляют технологию умных динамиков к такому большому количеству различных продуктов, чтобы они могли собирать больше данных.

Отчасти поэтому умные колонки так дешевы, потому что их настоящая цена — информация. Есть и долгосрочная перспектива: чем более они распространены, тем комфортнее мы с ними чувствуем себя во всех аспектах нашей жизни.

Огромная популярность умных колонок доказывает, что мы уже вошли в новую эпоху технологий, созданную компаниями, цель которых — узнать о нас все, что можно. И что они могут сделать с этой информацией, мы узнаем в ближайшем будущем.

Шпильман Вадим Игоревич

1
Начать дискуссию