Как язык программирования Scratch помогает в учебе

Как язык программирования Scratch помогает в учебе

Цифровизация и дистант подарили Scratch вторую жизнь и новую волну популярности, и не где-нибудь, а в образовании. Scratch – это бесплатная система кодирования для детей, разработанная в MIT Media Lab.

Scratch существует с 2007 года как инструмент создания анимации и простых видеоигр путем комбинирования элементов в стиле Lego, представляющих различные функции кодирования. Но за 12 месяцев, начиная с марта 2020 года – с начала школьного дистанта в Америке – его использование резко возросло, и количество проектов, совместно используемых в сервисе, доcтигло 23 миллионов, что примерно вдвое больше, чем в предыдущем году.

Символом Scratch является котенок-царапка. Scratch можно перевести как создание чего-то нового с нуля (from scratch) или как царапаться.

Сервис уже претерпевает большие изменения. С 2019 года руководители переводят проект из Media Lab в отдельную некоммерческую организацию Scratch Foundation, и теперь внимание уделяется поддержке лучших методов обучения, а не просто обновлению программного обеспечения.

В рамках этой кампании группа проведет свою первую онлайн-конференцию для преподавателей. В прошлом Scratch проводил мероприятия для учителей, но они всегда ограничивались несколькими сотнями участников и требовали регистрационного взноса. В этом году мероприятие бесплатное, и нет ограничений на количество участников – зарегистрировались более 4000 человек из примерно 120 стран.

Первое десятилетие существования Scratch было успешным, охватив огромное количество молодежи и преподавателей по всему миру: десятки миллионов детей создали проекты с помощью Scratch. Но гораздо проще распространять технологию, чем распространять образовательные идеи. Одна из реальных задач предстоящего десятилетия – убедиться, что Scratch внедряется и интегрируется в деятельность в соответствии с основным образовательным подходом, который заключается в поддержке творческого мышления и сотрудничества.

Недостаточно использовать Scratch только для обучения техническим навыкам компьютерного кодирования и информатики, хотя они и важны. Я бы хотел, чтобы оно поддерживало креативность и проектные навыки. Существуют методические материалы о том, как рассказывать истории с помощью Scratch, и о различных способах интеграции среды в учебную программу. Проводятся мероприятия, посвященные новым функциям и возможностям Scratch. Есть семинары по дизайну для домашнего обучения, о том, как использовать Scratch в быту и дома, чтобы привлечь не только детей, но и родителей.

Но часто пользователи не осознают весь спектр способов самовыражения в Scratch. Один студент Массачусетского технологического института недавно рассказывал, что в детстве увлекался Scratch, затем стал изучать информатику в Массачусетском технологическом институте и освоил разные языки программирования. Он сказал, что, если ему нужно быстро создать анимацию или игру, он возвращается в Scratch – это самый быстрый и простой способ.

Можно создавать в среде группы- студии, которые занимаются различными проектами и направлениями. В этом и заключается особенности технологии WEB 2.0, когда содержание создается всем сообществом. Таким образом ребенок получает и мощную мотивацию изучать английский язык. Потому, что международное сообщество Scratch разговаривает прежде всего на английском. Хотя сам интерфейс программы переведен на большое количество языков в том числе и на русский, так что с этим никаких проблем нет.

Миллионы людей создают проекты Scratch в самых разных условиях — дома, в школах, музеях, библиотеках. Гарвардская Библиотека ресурсов Scratch покрывает диапазон от проектов для детского сада до университетских и профессиональных проектов.

Например:

1) https://scratch.mit.edu/studios/4614548 — проекты, помогающие создавать модели поведения животных и растений. 2) https://scratch.mit.edu/studios/4614761 — здесь оживляют экспозиции музеев и собирают экспонаты для новых музеев. 3) https://scratch.mit.edu/studios/4614736/ — студия, в которой собираются литературные произведения и литературные персонажи. 4) https://scratch.mit.edu/studios/4614772 — создание и изучение микровиров (STEM) — физика, химия, биология. 5) https://scratch.mit.edu/studios/4614785 — оживление музыкальных произведений. 6) https://scratch.mit.edu/studios/4614799 — искусство и математика. 7) https://scratch.mit.edu/studios/4614804 — изучение общественного мнения, проведение опросов. 8) https://scratch.mit.edu/studios/4614814/ — студия, где собираются театральные персонажи, цирковые актеры для совместного выступления в спектаклях и представлениях.

Важное преимущество среды Scratch то, что она не требует установки какого-то клиента. Просто из браузера заходите на сайт и начинайте работать, создав свой профайл. Таким образом, ваша среда и проекты доступны в любом месте, где есть интернет.

Язык Scratch сейчас интегрируется с различными робототехническими наборами — например, Lego и Arduino. Таким образом вы можете с помощью этого языка программировать поведение собранных вами роботов и детских конструкторских проектов.

Возможно, и в вашей учебной программе найдется место для применения Scratch?

Шпильман Вадим Игоревич

1
Начать дискуссию