{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Был в ужасе от заграничных банковских мобайл-клиентов». Как устроены интернет-сервисы в разных странах

Границы закрыты, перелёты в основном приостановлены, кажется, что весь мир замедлился. Мы спросили IT-специалистов из 6 стран про диджитал-инфраструктуру в том месте, где они живут. Надеюсь, добавим повода для размышлений, стоит ли переезжать работать за границу, или вы уже живёте в самом комфортном для себя городе.

В конце статьи опрос, про какой аспект жизни было бы интересно узнать, голосуйте или пишите в комментариях.

Амстердам, автор фото: liammcgarry_

Должность: Product Designer
Локация: Нидерланды, Амстердам

Продукты не заказываю — хожу в магазин сам, мне так больше нравится. Курьеры как-то не нужны. Готовое что-то — да, из особенностей: платишь когда заказываешь, а не налом курьеру. Средний чек: 15–20 евро.

Иногда вызываю такси, пользуюсь Uber и Bolt, в среднем выходит 15–30 евро. Не думаю, что доставка вещей отличается от российской. Пользуюсь Bol.com, Cool Blue или остальными сервисами, если хорошая цена и товар в наличии. Средний чек зависит от того, что покупаю, разброс от 5 до 1500 евро. Почти все госуслуги можно сделать онлайн, например, забронировать апоинтмент, закинуть бумажки, пообщаться с правительством, мэрией или исполнительными службами.

Среди банковских пользуюсь приложением ABN Amro, это мой банк. Там можно и денег перевести, и баланс посмотреть, и в копилку положить, и акции купить, и с самим банком пообщаться.

Расскажите, пожалуйста, про хороший и плохой опыт? Хороший опыт — когда заказ привозят за 2 часа, есть такая штука для некоторых товаров, когда что-то бесплатное дают в подарок или если на день рождения присылают открытку с поздравлением, подписанную, внимание, вручную. Плохой опыт: когда посылки теряются или поддержка не отвечает по 3 дня.

Зовите меня Mr. Smith!

Должность: Head of Marketing
Локация: Германия, Мюнхен

Пользуюсь доставкой готовой еды и всяких товаров, вызываю такси (редко), банковские услуги тоже через интернет. Не пользуюсь доставкой продуктов на дом.

Доставка из кафе отличается от России: скудный выбор, нет привычной грузинско-узбекско-украинской еды, только одно приложение — Lieferando, дорого. Средний заказ на человека: 22–25 евро, доставка возможна от 15€. У меня средний чек выходит 42—45€ — на семью из двоих взрослых.

Для заказа вещей пользуюсь только Amazon.de. У меня подписка Prime, найти и купить тут можно абсолютно всё, доставка почти всегда — на следующий день. Вообще, как мне кажется, Amazon всех победит, как минимум в ритейле.

Такси пользуюсь намного реже, чем в России. Стоимость минимальной поездки, даже на 5 минут, начинается от 10 евро.

Госуслуги через интернет оформить не получится — тут их просто нет. А если есть, то пользоваться ими сильно сложнее. Функциональность fintech-услуг в Германии по мощности — около 30% от того, что есть в России. В трети заведений нельзя платить картой. В 60% случаев — платить картой можно, но только от определенной суммы. Приложения не дают такой функциональности, как в РФ, и кэшбека почти нет. Банковские платежи до сих пор идут минимум 1,5 дня и только в будни.

Тут мне не хватает хорошего сервиса: на мой взгляд, в СНГешечке сервис кратно выше, чем в Западной Европе.

Есть ли какие-то неприятные стороны? Интернет очень дорогой и нестабильный.

Цюрих, автор фото: purzlbaum

Должность: Software Development Engineer
Локация: Швейцария, Цюрих, Google

Единственная услуга, которой пользуюсь — это доставка товаров, не еды, потому что здесь всё близко. Такси тоже не пользуюсь: всё близко, и вообще в Цюрихе дорого. Заказываю вещи в Galaxus, доставка бесплатная, обычно доставляют за день—два.

Госуслуги все делаются по бумажной почте. Для банковских операций использую UBS, приложение довольно хорошее, но медленное. Переводить деньги людям можно через Twint или Revolut — довольно удобно. Из приятных неожиданностей — заказал книги с ozon.ru, за два дня пришли в Цюрих.

Есть ли что-то, что в вашем городе не хватает, но есть в других локациях? Вроде всё есть.

Должность: Senior Product Manager
Локация: США, Остин, Техас, Zello

Доставкой продуктов не пользуюсь, потому что люблю ходить в магазин и выбирать, плюс это обычно дороже. Доставкой еды пользуюсь редко, если только пиццу детям на день рождения. Потому что мне нравится ходить в рестораны, а не есть из контейнеров. Вызовом курьера не пользуюсь за ненадобностью.

Такси заказываю. Тут тот же Uber, только из особенностей — нельзя платить кэшем.

Если говорить в общем, то в России более продвинутые приложения. В штатах просто так перевести с карты на карту нельзя, надо пользоваться сторонним приложением (типа Zelle). Нет удобного чата со специалистами, обычно надо звонить, по крайней мере, так обстоит дело в моем банке: Chase.

Специалисты ничего в переписке решить не могут, всё только по телефону — в целях безопасности. Нельзя оплатить счета за квартиру, за интернет или телефон через банковское приложение. Только тупо следить за деньгами и погашать кредитную карту.

Визы, продление паспорта — через интернет не оформляю, из госуслуг я заполняю только налоговую декларацию через интернет (Turbotax). В России этого просто нет, потому что физлица свои налоги не считают.

Сейчас в ковид многое изменилось в лучшую сторону. Я развелась заочно: не надо было приезжать в суд, много что стало доступно через интернет, чего не было раньше.

4 года назад получение документов было просто адом, надо было идти в офис и сидеть в обычной живой очереди, даже электронной не было. Однажды меня попросили отправить факс — и всё делалось через обычную почту. В плане технического прогресса ковидные ограничения явно пошли на пользу США.

Есть ли что-то, что не хватает, и что в России развито лучше? Банковские приложение пока еще очень слабые и ограниченные в функциональности.

Должность: Software Developer
Локация: Швеция, Стокгольм, Spotify

Не пользуюсь транспортом и доставкой еды, потому что круглый год езжу на велосипеде, заказываю товары через интернет, оформляю госуслуги и что-то банковское.

Не уверен, что в России были такие сервисы доставки вещей, когда я там жил, в Стокгольме пользуюсь интернет-магазинами разных брендов и парой местных сервисов, чаще всего — Zalando. Покупка одежды через Zalando, при условии, что в доме есть почтовое отделение, полностью избавила мою жизнь от оффлайн-шоппинга.

В структурах государственных услуг всё завязано на систему цифровой подписи BankID, с ней везде можно залогиниться в один клик, и везде есть вся информация о тебе — удобно. Банковские приложения ограничены по функциональности: можно перевести деньги на другой счет, инвестировать в акции, а больше сделать ничего нельзя.

Что бы вы ещё хотели добавить? Могу сказать, что не хватает доступных такси, пожалуй. А так — ко всему привыкаешь: )

Рига, автор фото: _sabeephoto

Должность: Lead Frontend Developer
Локация: Латвия, Рига, Juro

Из того, что вы перечисляете, пользуюсь доставкой готовой еды и товаров, заказом такси, оформляю гос- и банковские услуги. Доставкой продуктов давно хочу разжиться, но как-то по старинке хожу в магазин. Может, наступившие холода наконец-то сдвинут меня в сторону доставки.

Сложно сказать, чем доставка еды отличается: когда я уезжал, её в России еще не было. Ну или была, но точно не распространена повсеместно. В среднем, думаю, на семью из 2-х человек выходит где-то 30€. Пользуюсь приложениями Wolt и Bolt.

Опять-таки, то же и про такси: когда уезжал из России, мы ловили его на обочине или звонили. Обожаю это лихое начало 2010-х. В Риге я пользуюсь Bolt и Yandex. Такси, средний чек получается где-то 2 евро — далеко не езжу. Живя в Амстердаме, пользовался Uber — в среднем выходило где-то 30€ за поездку, но там ездил дальше, а на близкие расстояния хватало велосипеда.

Когда сейчас возвращаюсь в Россию, заказываю через Uber или Яндекс.Такси. Я делаю это в провинции, в своем родном городе, отличия налицо: иногда машина ниже классом или вообще не та, что указана в приложении, никто никогда не пристегивается, бывает, что нет ремней безопасности, и пару раз мне даже угрожали, когда я хотел пристегнуться.

Из вещей не покупал через интернет в России почти ничего, тогда только Groupon появился, вроде через него что-то заказывал. А может, все вокруг уже всё заказывали, а я со своим провинциальным мышлением никак не мог ментально позволить себе такую роскошь. В Риге я заказываю на Амазоне, Алиэкспрессе и различных местных сайтах. Среднюю стоимость сложно определить, но не припомню посылок больше 100 евро.

Госуслуги получал, когда жил в Нидерландах — там, конечно, местные госуслуги очень сильно проигрывают по юзабилити российским. Судя по дизайну, они были созданы еще в начале нулевых.

Про банки: раньше я, конечно, был в ужасе от заграничных банковских мобайл-клиентов. В них мало что можно было сделать, это тоже эхо нулевых. Тогда я кайфовал от приложения Тинькофф банка, а потом оказался в Нидерландах с каким-то старьём, а не приложением. Но появился Revolut, и вот оно — более-менее нормальное. Но я особо ничего не делаю, иногда перевожу деньги за коммуналку или просто проверяю траты.

В Риге мне лично очень не хватает аренды спортивных авто или просто высокого класса. В Нидерландах я такие машины постоянно брал в аренду, если надо было куда-то съездить, а тут просто нет такой возможности — в прокатах или каршеринге нет нормальных машин, как есть, например, в Москве или Питере. Ещё не хватает доставки вещей за один день. В Нидерландах почти любой магазин доставлял одежду и разные вещи на следующий день, а в Риге мало того, что выбор маленький, так еще и доставку приходится ждать долго, и бесплатный возврат есть не везде.

Были ли какие-то забавные случаи с доставкой? Ну вот один раз моя жена заказала гладильную доску подешевле, а это оказалась детская гладильная доска, очень маленького размера, как игрушечная. По фоткам было не понять, а размеры мы, естественно, не посмотрели.

По статистике g-mate, минимум 30–50% работодателей готовы рассматривать удаленку, а релокейт среди локаций на второй месте по популярности. Регистрируйтесь в @g_jobbot, подходящие вам вакансии с релокейтом будут приходить в Телеграм.

Релокейт в разные страны: про какой аспект жизни расспросить подробнее?
Покупка жилья и ипотека
Возможности дополнительного образования
Структура расходов
Бонусы компаний при переезде
Особенности переезда родных
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
59 комментариев
Написать комментарий...
Юрий Б.
 границу, или вы уже живёте в самом комфортном для себя городе.

За границу едут не за удобными банковскими приложениями и удобной доставкой грузинско-узбекской еды, а по несколько другим причинам.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов

Ну к слову это факт - в России банковские приложения на 3 головы лучше остальных.
Когда узнал что даже у крупных западных банков - встроенные веб-версии, не поверил

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Антон Штадлер
Банковские платежи до сих пор идут минимум 1,5 дня и только в будни

Мр. Смит говорит чушь) Большинство немецких банков поддерживают переводы SEPA instant payment, работающих 24/7/365 без всяких выходных, а местный Сбербанк, он же Шпаркассе, имеет встроенный сервис Kwitt для моментальных переводов по Германии с помощью номера мобильного телефона

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Шарапановская

Револют и N26, вроде, немецкие. Все у них тоже нормально. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Кирилл Макеев

судя по твоим ответам, там все что-то имеют
но судя по статье, никто это что-то найти не может

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Виталий Александров

Все верно вы написали.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер
Нельзя оплатить счета за квартиру, за интернет или телефон через банковское приложение

Тоже ерунда. Все крупные американские банки поддерживают eBill, ест-но и Чейс тоже
https://www.chase.com/digital/online-bill-pay

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Pakhomov

Да и с переводами другим людям не все так плохо, как в статье. Zelle встроен в приложение Bank of America, например. У всех давно в телефоне есть Venmo или CashApp.

Ну да, нет сторис в банковских приложениях, если это кому-то важно :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
33_rublya

Вообще, она права. У подавляющего большинства населения РФ подозрений подоходный налог автоматом вычитается из зарплаты, и они о нём даже не задумываются.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Александров

Сливайся,портянка))

Ответить
Развернуть ветку
Michael Bykov

Интересная статья. Прокоментирую про digital infra США, тк тут живу и считаю ответ Анны очень урезанный и не полный.

Такси/transportation: uber, lyft монстры. Они по сути проглатили остальных. Что еще интересно, для аэропортов есть свои сервисы, когда в целом без звоноков, а только через интернет можно заказать поездку туда/назад и заранее все оплатить картой не слезая со стула. Поездки на поездах и электричках - все тоже есть электронно, есть свои приложения для железки (amtrak) и для электричек NJtranist, Bart, CalTrain и другие. Автобусами не пользовался но вроде там тоже можно и по разному в разных штатах.

Доставка продутов и еды - тонны приложений: doordash, uber eats, postmates, menufy, grubhub и прочие. Везде можно найти с бесплатной доставкой или в районе 1-5 долларов за доставку. По продуктам - большинство сетей имеет свои приложения + есть instacart (чуть дороже чем обычно и есть минимальный заказ). Амазон много чего доставляет + из своей сети wholefoods для любителей organic ;-)

Банкинг - отдельная тема для разговора, тк подход фундаментально другой от СНГ (фокус на фин услугах).  Без участия суппорта можно режить многие вопросы: открыть счет, переводы (Между счетами в обном банке, в разных, зарубеж) и прочее. В последнее время банки начали добавлять бюджетирование и другие фичи для мониторинга и работы с деньгами. Перевод с карты на карту - можно с карт счета на картсчет: но действительно zelle проще, помимо этого paypal, veymo  и иже с ними справляются отлично для бытовых нужд.  Про невозможность оплатить квартиру телефон и прочее - не совсем правда. Во многих приложениях банков (включая chase, bank of america) есть paybill - по сути это заменят чеки и можно платить напрямую (за квартиру). У телефонных (и интернет и прочих сервисных) компаниях другая история - там вы просто на сайте привязываете карту и можете оплатить услуги, не нужно для этого банковское приложение. Ну и что бы подключить услуги, тоже не надо никуда ходить - все онлайн, за очень редким исключением.

Гос услуги - тут вопрос что считать ими. Смена адреса, продлить права, оплатить налоги - все онлайн. Отмечу что изначальное получение документов для эмигранта  - требует появлятся лично. Дальше в зависимости от статуса, можно решать онлайн или по телефону.

Еще раз отмечу - банковские приложения сфокусированы на услугах банков - все остальное на самих сервисах, тк их очень много.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Шаров

Это факт насчёт банковских приложений, там и бесконтактные платежи не сразу появились, а кое-где и карты не всегда принимают. У нас банки юрлицам топовые системы эквайринга бесплатно дают и вообще взаимодействие юрлиц с ДБО - на высшем уровне. Сам работал в разных банках, могу сказать, что зарубежные - отсталые. 

Но для меня это не самое главное. Главное - это то, что там я буду иммигрантом. Все бы ничего, ведь это же запад и там трава зеленее, но западная любовь к иммигрантам и толерантность не распространяются на бледнолицых гетеросексуальных мужчин из «вражеских» стран, которые по интернету выбирают им Трампа. Да и работать мне придётся в основном не с «прогрессивными» людьми, а с теми же иммигрантами, только из более толерантных стран, и которые явным образом будут демонстрировать своё правовое и социальное превосходство, а коренное население в большинстве случаев будет на их стороне, либо будет молчать. Чтобы иметь привелегии западного человека, надо там родиться, к сожалению. 

Ну и жену там не найдёшь, конечно, а со своей приедешь - заберут и глазом не моргнёшь, потому что понятие своего-чужого там уже нет, красивых дам мало, конкуренция высокая, а твоё положение начинающего иммигранта отправляет тебя в самый низ

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin
потому что понятие своего-чужого там уже нет,

просто не декларируй её при въезде

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Злой Полушубок

- Как будет бесплатно по русски?
- 1,5%

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Антон Штадлер
У нас банки юрлицам топовые системы эквайринга бесплатно дают

Что такое "топовая система эквайринга"?) В моем понимании это размер комиссии в районе 0,5-1 % и разумный комплаенс
Взаимодействие с ДБО тоже неплохо. Если не нравится классика, то есть компании вроде Qonto

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ermolaev Ilya

Удивительно, что люди в Европе даже на директорских должностях пишут, что "заказать еду - это дорого", "заказать такси - это дорого". В Москве это стандартные траты, даже не считаешь особо. 

Ответить
Развернуть ветку
Степан Марципан

В Европе нормальный городской транспорт и дешёвые авто. Нахер то такси. Разве что бухим откуда-то добираться.

Ответить
Развернуть ветку
андрейка

К сервису быстро привыкаешь но в проекции на год это выйдет большая сумма, которую можно было и сэкономить

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Некоторые там не планирует постоянное ПМЖ, поэтому просто экономят, чтобы была как можно больших размеров финподушка. Если экономить на мелочах, то сумма в итоге может получиться очень интересная

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

тут есть пара человек уровня тимлида и только. head of marketing например может быть в небольшой компании и иметь всего пару подчинённых

Ответить
Развернуть ветку
Philipp Andriyanov

В ужасе он был бл...ь. Мы кассеты карандашами перематывали, когда тебя еще в проекте не было, и не плакали!

Ответить
Развернуть ветку
Степан Марципан
Тут мне не хватает хорошего сервиса: на мой взгляд, в СНГешечке сервис кратно выше, чем в Западной Европе.

Что, млять?!))

Ответить
Развернуть ветку
Robert Coolige

Видимо человеку нравится грубость))) 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Виктория Шарапановская

Странно, что в сравнении нет никого из Ирландии... Страна, где сидят все монстры IT... 

Ответить
Развернуть ветку
Maria Konova

Виктория, на момент опроса еще не нашли никого из Ирландии :) В другой раз обязательно обновим. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Maria Konova

ахаха хорошо, Кирилл, учтём. 

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Александров

Красиво написал))Очень изящно))

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

Москва: за продуктами/химией хожу раз в месяц, обычно же заказываю из любых магазинов от Магнита до Ашана с бесплатной доставкой и скидкой 15%. Раньше вообще готовую еду заказывал, даже так выходило порядка тыщи/день

Прочие товары: заказываю на дом по минимальной цене с маркета и плачу наличкой

Езжу обычно на такси, но тоже использую лайфхаки чтоб сэкономить 15%

Госуслугами пользуюсь только чтобы заплатить за ЖКХ, ну ещё банки получают от ПФР подтверждение дохода

Ответить
Развернуть ветку
Gena Biton

Симонян правду говорит - надо закрыть страну изнутри!

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Александров

Надо закрыть симоняншу в Кащенко.

Ответить
Развернуть ветку
56 комментариев
Раскрывать всегда