«Был в ужасе от заграничных банковских мобайл-клиентов». Как устроены интернет-сервисы в разных странах
Границы закрыты, перелёты в основном приостановлены, кажется, что весь мир замедлился. Мы спросили IT-специалистов из 6 стран про диджитал-инфраструктуру в том месте, где они живут. Надеюсь, добавим повода для размышлений, стоит ли переезжать работать за границу, или вы уже живёте в самом комфортном для себя городе.
В конце статьи опрос, про какой аспект жизни было бы интересно узнать, голосуйте или пишите в комментариях.
Должность: Product Designer
Локация: Нидерланды, Амстердам
Продукты не заказываю — хожу в магазин сам, мне так больше нравится. Курьеры как-то не нужны. Готовое что-то — да, из особенностей: платишь когда заказываешь, а не налом курьеру. Средний чек: 15–20 евро.
Иногда вызываю такси, пользуюсь Uber и Bolt, в среднем выходит 15–30 евро. Не думаю, что доставка вещей отличается от российской. Пользуюсь Bol.com, Cool Blue или остальными сервисами, если хорошая цена и товар в наличии. Средний чек зависит от того, что покупаю, разброс от 5 до 1500 евро. Почти все госуслуги можно сделать онлайн, например, забронировать апоинтмент, закинуть бумажки, пообщаться с правительством, мэрией или исполнительными службами.
Среди банковских пользуюсь приложением ABN Amro, это мой банк. Там можно и денег перевести, и баланс посмотреть, и в копилку положить, и акции купить, и с самим банком пообщаться.
Расскажите, пожалуйста, про хороший и плохой опыт? Хороший опыт — когда заказ привозят за 2 часа, есть такая штука для некоторых товаров, когда что-то бесплатное дают в подарок или если на день рождения присылают открытку с поздравлением, подписанную, внимание, вручную. Плохой опыт: когда посылки теряются или поддержка не отвечает по 3 дня.
Зовите меня Mr. Smith!
Должность: Head of Marketing
Локация: Германия, Мюнхен
Пользуюсь доставкой готовой еды и всяких товаров, вызываю такси (редко), банковские услуги тоже через интернет. Не пользуюсь доставкой продуктов на дом.
Доставка из кафе отличается от России: скудный выбор, нет привычной грузинско-узбекско-украинской еды, только одно приложение — Lieferando, дорого. Средний заказ на человека: 22–25 евро, доставка возможна от 15€. У меня средний чек выходит 42—45€ — на семью из двоих взрослых.
Для заказа вещей пользуюсь только Amazon.de. У меня подписка Prime, найти и купить тут можно абсолютно всё, доставка почти всегда — на следующий день. Вообще, как мне кажется, Amazon всех победит, как минимум в ритейле.
Такси пользуюсь намного реже, чем в России. Стоимость минимальной поездки, даже на 5 минут, начинается от 10 евро.
Госуслуги через интернет оформить не получится — тут их просто нет. А если есть, то пользоваться ими сильно сложнее. Функциональность fintech-услуг в Германии по мощности — около 30% от того, что есть в России. В трети заведений нельзя платить картой. В 60% случаев — платить картой можно, но только от определенной суммы. Приложения не дают такой функциональности, как в РФ, и кэшбека почти нет. Банковские платежи до сих пор идут минимум 1,5 дня и только в будни.
Тут мне не хватает хорошего сервиса: на мой взгляд, в СНГешечке сервис кратно выше, чем в Западной Европе.
Есть ли какие-то неприятные стороны? Интернет очень дорогой и нестабильный.
Должность: Software Development Engineer
Локация: Швейцария, Цюрих, Google
Единственная услуга, которой пользуюсь — это доставка товаров, не еды, потому что здесь всё близко. Такси тоже не пользуюсь: всё близко, и вообще в Цюрихе дорого. Заказываю вещи в Galaxus, доставка бесплатная, обычно доставляют за день—два.
Госуслуги все делаются по бумажной почте. Для банковских операций использую UBS, приложение довольно хорошее, но медленное. Переводить деньги людям можно через Twint или Revolut — довольно удобно. Из приятных неожиданностей — заказал книги с ozon.ru, за два дня пришли в Цюрих.
Есть ли что-то, что в вашем городе не хватает, но есть в других локациях? Вроде всё есть.
Должность: Senior Product Manager
Локация: США, Остин, Техас, Zello
Доставкой продуктов не пользуюсь, потому что люблю ходить в магазин и выбирать, плюс это обычно дороже. Доставкой еды пользуюсь редко, если только пиццу детям на день рождения. Потому что мне нравится ходить в рестораны, а не есть из контейнеров. Вызовом курьера не пользуюсь за ненадобностью.
Такси заказываю. Тут тот же Uber, только из особенностей — нельзя платить кэшем.
Если говорить в общем, то в России более продвинутые приложения. В штатах просто так перевести с карты на карту нельзя, надо пользоваться сторонним приложением (типа Zelle). Нет удобного чата со специалистами, обычно надо звонить, по крайней мере, так обстоит дело в моем банке: Chase.
Специалисты ничего в переписке решить не могут, всё только по телефону — в целях безопасности. Нельзя оплатить счета за квартиру, за интернет или телефон через банковское приложение. Только тупо следить за деньгами и погашать кредитную карту.
Визы, продление паспорта — через интернет не оформляю, из госуслуг я заполняю только налоговую декларацию через интернет (Turbotax). В России этого просто нет, потому что физлица свои налоги не считают.
Сейчас в ковид многое изменилось в лучшую сторону. Я развелась заочно: не надо было приезжать в суд, много что стало доступно через интернет, чего не было раньше.
4 года назад получение документов было просто адом, надо было идти в офис и сидеть в обычной живой очереди, даже электронной не было. Однажды меня попросили отправить факс — и всё делалось через обычную почту. В плане технического прогресса ковидные ограничения явно пошли на пользу США.
Есть ли что-то, что не хватает, и что в России развито лучше? Банковские приложение пока еще очень слабые и ограниченные в функциональности.
Должность: Software Developer
Локация: Швеция, Стокгольм, Spotify
Не пользуюсь транспортом и доставкой еды, потому что круглый год езжу на велосипеде, заказываю товары через интернет, оформляю госуслуги и что-то банковское.
Не уверен, что в России были такие сервисы доставки вещей, когда я там жил, в Стокгольме пользуюсь интернет-магазинами разных брендов и парой местных сервисов, чаще всего — Zalando. Покупка одежды через Zalando, при условии, что в доме есть почтовое отделение, полностью избавила мою жизнь от оффлайн-шоппинга.
В структурах государственных услуг всё завязано на систему цифровой подписи BankID, с ней везде можно залогиниться в один клик, и везде есть вся информация о тебе — удобно. Банковские приложения ограничены по функциональности: можно перевести деньги на другой счет, инвестировать в акции, а больше сделать ничего нельзя.
Что бы вы ещё хотели добавить? Могу сказать, что не хватает доступных такси, пожалуй. А так — ко всему привыкаешь: )
Должность: Lead Frontend Developer
Локация: Латвия, Рига, Juro
Из того, что вы перечисляете, пользуюсь доставкой готовой еды и товаров, заказом такси, оформляю гос- и банковские услуги. Доставкой продуктов давно хочу разжиться, но как-то по старинке хожу в магазин. Может, наступившие холода наконец-то сдвинут меня в сторону доставки.
Сложно сказать, чем доставка еды отличается: когда я уезжал, её в России еще не было. Ну или была, но точно не распространена повсеместно. В среднем, думаю, на семью из 2-х человек выходит где-то 30€. Пользуюсь приложениями Wolt и Bolt.
Опять-таки, то же и про такси: когда уезжал из России, мы ловили его на обочине или звонили. Обожаю это лихое начало 2010-х. В Риге я пользуюсь Bolt и Yandex. Такси, средний чек получается где-то 2 евро — далеко не езжу. Живя в Амстердаме, пользовался Uber — в среднем выходило где-то 30€ за поездку, но там ездил дальше, а на близкие расстояния хватало велосипеда.
Когда сейчас возвращаюсь в Россию, заказываю через Uber или Яндекс.Такси. Я делаю это в провинции, в своем родном городе, отличия налицо: иногда машина ниже классом или вообще не та, что указана в приложении, никто никогда не пристегивается, бывает, что нет ремней безопасности, и пару раз мне даже угрожали, когда я хотел пристегнуться.
Из вещей не покупал через интернет в России почти ничего, тогда только Groupon появился, вроде через него что-то заказывал. А может, все вокруг уже всё заказывали, а я со своим провинциальным мышлением никак не мог ментально позволить себе такую роскошь. В Риге я заказываю на Амазоне, Алиэкспрессе и различных местных сайтах. Среднюю стоимость сложно определить, но не припомню посылок больше 100 евро.
Госуслуги получал, когда жил в Нидерландах — там, конечно, местные госуслуги очень сильно проигрывают по юзабилити российским. Судя по дизайну, они были созданы еще в начале нулевых.
Про банки: раньше я, конечно, был в ужасе от заграничных банковских мобайл-клиентов. В них мало что можно было сделать, это тоже эхо нулевых. Тогда я кайфовал от приложения Тинькофф банка, а потом оказался в Нидерландах с каким-то старьём, а не приложением. Но появился Revolut, и вот оно — более-менее нормальное. Но я особо ничего не делаю, иногда перевожу деньги за коммуналку или просто проверяю траты.
В Риге мне лично очень не хватает аренды спортивных авто или просто высокого класса. В Нидерландах я такие машины постоянно брал в аренду, если надо было куда-то съездить, а тут просто нет такой возможности — в прокатах или каршеринге нет нормальных машин, как есть, например, в Москве или Питере. Ещё не хватает доставки вещей за один день. В Нидерландах почти любой магазин доставлял одежду и разные вещи на следующий день, а в Риге мало того, что выбор маленький, так еще и доставку приходится ждать долго, и бесплатный возврат есть не везде.
Были ли какие-то забавные случаи с доставкой? Ну вот один раз моя жена заказала гладильную доску подешевле, а это оказалась детская гладильная доска, очень маленького размера, как игрушечная. По фоткам было не понять, а размеры мы, естественно, не посмотрели.
По статистике g-mate, минимум 30–50% работодателей готовы рассматривать удаленку, а релокейт среди локаций на второй месте по популярности. Регистрируйтесь в @g_jobbot, подходящие вам вакансии с релокейтом будут приходить в Телеграм.
За границу едут не за удобными банковскими приложениями и удобной доставкой грузинско-узбекской еды, а по несколько другим причинам.
Ну к слову это факт - в России банковские приложения на 3 головы лучше остальных.
Когда узнал что даже у крупных западных банков - встроенные веб-версии, не поверил
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Мр. Смит говорит чушь) Большинство немецких банков поддерживают переводы SEPA instant payment, работающих 24/7/365 без всяких выходных, а местный Сбербанк, он же Шпаркассе, имеет встроенный сервис Kwitt для моментальных переводов по Германии с помощью номера мобильного телефона
Револют и N26, вроде, немецкие. Все у них тоже нормально.
судя по твоим ответам, там все что-то имеют
но судя по статье, никто это что-то найти не может
Все верно вы написали.
Тоже ерунда. Все крупные американские банки поддерживают eBill, ест-но и Чейс тоже
https://www.chase.com/digital/online-bill-pay
Да и с переводами другим людям не все так плохо, как в статье. Zelle встроен в приложение Bank of America, например. У всех давно в телефоне есть Venmo или CashApp.
Ну да, нет сторис в банковских приложениях, если это кому-то важно :)
Комментарий недоступен
Вообще, она права. У подавляющего большинства населения РФ подозрений подоходный налог автоматом вычитается из зарплаты, и они о нём даже не задумываются.
Сливайся,портянка))
Интересная статья. Прокоментирую про digital infra США, тк тут живу и считаю ответ Анны очень урезанный и не полный.
Такси/transportation: uber, lyft монстры. Они по сути проглатили остальных. Что еще интересно, для аэропортов есть свои сервисы, когда в целом без звоноков, а только через интернет можно заказать поездку туда/назад и заранее все оплатить картой не слезая со стула. Поездки на поездах и электричках - все тоже есть электронно, есть свои приложения для железки (amtrak) и для электричек NJtranist, Bart, CalTrain и другие. Автобусами не пользовался но вроде там тоже можно и по разному в разных штатах.
Доставка продутов и еды - тонны приложений: doordash, uber eats, postmates, menufy, grubhub и прочие. Везде можно найти с бесплатной доставкой или в районе 1-5 долларов за доставку. По продуктам - большинство сетей имеет свои приложения + есть instacart (чуть дороже чем обычно и есть минимальный заказ). Амазон много чего доставляет + из своей сети wholefoods для любителей organic ;-)
Банкинг - отдельная тема для разговора, тк подход фундаментально другой от СНГ (фокус на фин услугах). Без участия суппорта можно режить многие вопросы: открыть счет, переводы (Между счетами в обном банке, в разных, зарубеж) и прочее. В последнее время банки начали добавлять бюджетирование и другие фичи для мониторинга и работы с деньгами. Перевод с карты на карту - можно с карт счета на картсчет: но действительно zelle проще, помимо этого paypal, veymo и иже с ними справляются отлично для бытовых нужд. Про невозможность оплатить квартиру телефон и прочее - не совсем правда. Во многих приложениях банков (включая chase, bank of america) есть paybill - по сути это заменят чеки и можно платить напрямую (за квартиру). У телефонных (и интернет и прочих сервисных) компаниях другая история - там вы просто на сайте привязываете карту и можете оплатить услуги, не нужно для этого банковское приложение. Ну и что бы подключить услуги, тоже не надо никуда ходить - все онлайн, за очень редким исключением.
Гос услуги - тут вопрос что считать ими. Смена адреса, продлить права, оплатить налоги - все онлайн. Отмечу что изначальное получение документов для эмигранта - требует появлятся лично. Дальше в зависимости от статуса, можно решать онлайн или по телефону.
Еще раз отмечу - банковские приложения сфокусированы на услугах банков - все остальное на самих сервисах, тк их очень много.
Это факт насчёт банковских приложений, там и бесконтактные платежи не сразу появились, а кое-где и карты не всегда принимают. У нас банки юрлицам топовые системы эквайринга бесплатно дают и вообще взаимодействие юрлиц с ДБО - на высшем уровне. Сам работал в разных банках, могу сказать, что зарубежные - отсталые.
Но для меня это не самое главное. Главное - это то, что там я буду иммигрантом. Все бы ничего, ведь это же запад и там трава зеленее, но западная любовь к иммигрантам и толерантность не распространяются на бледнолицых гетеросексуальных мужчин из «вражеских» стран, которые по интернету выбирают им Трампа. Да и работать мне придётся в основном не с «прогрессивными» людьми, а с теми же иммигрантами, только из более толерантных стран, и которые явным образом будут демонстрировать своё правовое и социальное превосходство, а коренное население в большинстве случаев будет на их стороне, либо будет молчать. Чтобы иметь привелегии западного человека, надо там родиться, к сожалению.
Ну и жену там не найдёшь, конечно, а со своей приедешь - заберут и глазом не моргнёшь, потому что понятие своего-чужого там уже нет, красивых дам мало, конкуренция высокая, а твоё положение начинающего иммигранта отправляет тебя в самый низ
просто не декларируй её при въезде
- Как будет бесплатно по русски?
- 1,5%
Что такое "топовая система эквайринга"?) В моем понимании это размер комиссии в районе 0,5-1 % и разумный комплаенс
Взаимодействие с ДБО тоже неплохо. Если не нравится классика, то есть компании вроде Qonto
Удивительно, что люди в Европе даже на директорских должностях пишут, что "заказать еду - это дорого", "заказать такси - это дорого". В Москве это стандартные траты, даже не считаешь особо.
В Европе нормальный городской транспорт и дешёвые авто. Нахер то такси. Разве что бухим откуда-то добираться.
К сервису быстро привыкаешь но в проекции на год это выйдет большая сумма, которую можно было и сэкономить
Некоторые там не планирует постоянное ПМЖ, поэтому просто экономят, чтобы была как можно больших размеров финподушка. Если экономить на мелочах, то сумма в итоге может получиться очень интересная
тут есть пара человек уровня тимлида и только. head of marketing например может быть в небольшой компании и иметь всего пару подчинённых
В ужасе он был бл...ь. Мы кассеты карандашами перематывали, когда тебя еще в проекте не было, и не плакали!
Что, млять?!))
Видимо человеку нравится грубость)))
Странно, что в сравнении нет никого из Ирландии... Страна, где сидят все монстры IT...
Виктория, на момент опроса еще не нашли никого из Ирландии :) В другой раз обязательно обновим.
Комментарий недоступен
ахаха хорошо, Кирилл, учтём.
Красиво написал))Очень изящно))
Москва: за продуктами/химией хожу раз в месяц, обычно же заказываю из любых магазинов от Магнита до Ашана с бесплатной доставкой и скидкой 15%. Раньше вообще готовую еду заказывал, даже так выходило порядка тыщи/день
Прочие товары: заказываю на дом по минимальной цене с маркета и плачу наличкой
Езжу обычно на такси, но тоже использую лайфхаки чтоб сэкономить 15%
Госуслугами пользуюсь только чтобы заплатить за ЖКХ, ну ещё банки получают от ПФР подтверждение дохода
Симонян правду говорит - надо закрыть страну изнутри!
Надо закрыть симоняншу в Кащенко.