Clubhouse – вся правда о нашумевшем сервисе!

Студия Дорохова
Студия Дорохова

О Клабхаусе сейчас не знает только тот, кто вообще не интересуется блогосферой и миром соцсетей. А между тем, еще на старте, в декабре 2020 года, сервис оценили в 100 миллионов долларов. Казалось бы, комментарии излишни! Но в конце января 2021 года эксперты пересмотрели свою оценку, назвав сумму в 1 миллиард. И это не фейк – пруфы по ссылкам. Так что давайте-ка разберемся, что особенного в этом Клабхаусе и не пора ли массово заводить там аккаунты?

Мы все эти сервисы привели, потому что именно с ними сейчас сравнивают Clubhouse. Но это неправильно по определению. В Клабхаусе все взаимодействия происходят строго в режиме онлайн, никаких записей и архивов. Вы подключаетесь к интересующему вас монологу и просто слушаете. Слушаете не запись, а речь спикера в прямом эфире. Здесь и сейчас.

Ниже мы по пунктам разберем, как работает площадка и чем она отличается от выше приведенных сервисов. Тогда станет ясно, зачем это вообще нужно и почему у Клабхауса действительно нет аналогов.

Как устроен «клубный дом»?

В соответствие со своим названием площадка представляет собой конгломерат тематических комнат, которые пока условно назовем массовыми голосовыми чатами/конференциями. Изначально говорить в комнате может только спикер, ее создатель. Остальные до поры до времени просто слушают. Есть комнаты четырех типов:

· Открытые (публичные). Войти и слушать может любой зарегистрированный пользователь.

· Закрытые (приватные). Войти можно только по ссылке-приглашению. Ссылка персональная, передать ее другому пользователю нельзя.

· Только для подписчиков. Войти и слушать могут фолловеры пользователя, создавшего комнату, остальным доступ закрыт.

· Только для членов клуба. Аналогично предыдущему, но нужно быть подписанным не на конкретного пользователя, а на клуб. Это что-то вроде тематического паблика.

Создание комнат доступно всем пользователям. Вести трансляцию можно в двух варианта – от своего имени или от имени вашего клуба. Клубы тоже создаются свободно – больше всего эта функция похожа на пикабушные сообщества. То есть каждый участник клуба публикует в ленту анонсы своих будущих комнат-бесед. Плюс идущие прямо сейчас беседы членов клуба автоматически добавляются в ленту.

Функционально все максимально просто – нажимаете в приложении кнопку «Start a room», даете комнате название и пару пояснительных строк, о чем пойдет речь. Все, начинаете говорить! Если комната публичная – к вам постепенно будут добавляться пользователи, которым тема интересна. Если ваша подача и контент им зайдут, они на вас подпишутся и начнут получать в ленту анонсы ваших комнат и уведомления о начале новых бесед.

На данный момент максимальная вместительность одной комнаты – 5000 участников. Очевидно, в дальнейшем будет внедрена градация по рейтингу комнат. То есть пользователи с большим количеством подписчиков и проведенных бесед смогут создавать комнаты большей вместительности. Но пока это в проекте.

Пользователи в комнате делятся на три типа – спикер (создатель комнаты), модераторы и слушатели. Модераторов может и не быть – это пользователи, которым спикер делегирует часть своих полномочий. Изначально, пока говорит спикер, слушатели не могут говорить. Но в любой момент слушатель может «поднять руку», нажав соответствующую кнопку в меню. Спикер это увидит и может одобрить заявку – тогда слушатель получает право и техническую возможность высказаться.

Спикер может позволить высказываться одновременно нескольким слушателям или всем сразу, тогда комната превращается в вариацию Зума, только сугубо голосовую. А модераторы нужны для того, чтобы спикер не отвлекался на «поднятые руки», они будут принимать или отклонять заявки вместо спикера. Спикер и модераторы могут в любой момент прервать слушателя, который говорит прямо сейчас.

Опять же – технически функционал реализован безупречно. Действий минимум и для каждого есть своя кнопка в основном меню. Правда, пока добавлены не все языки. Русского нет.

Важный момент – при создании комнаты выбирается тема из списка. Тем много – от науки до религии. По идее, это нужно для правильного ранжирования комнат в общей ленте. Чтобы пользователям, которые интересуются вегетарианством, не рекомендовались комнаты, в которых обсуждаются особенности национальной охоты и разделки туш.

Но пока с ранжированием не все понятно. В вашу ленту попадают оповещения о комнатах тех, на кого вы подписаны. Плюс оповещения из клубов, в которых вы состоите. Также лента наполняется из общего пула, по каким принципам – на данный момент неясно. Скорее всего, в дальнейшем все будет типично, как, например, во Вконтакте, где лента пользователя со стажем наполняется строго из его подписок, постов друзей и их рекомендаций.

Естественно, есть общий поиск по комнатам, чтобы пользователь мог найти конкретную тему или конкретного спикера. При этом пользователь может создать комнату одного из двух типов – актуальную (запустить ее прямо сейчас) или предстоящую (запланировать создание комнаты на конкретную дату и время). Предстоящие комнаты отобразятся у подписчиков и в клубе в форме поста-анонса, а перед началом всем заинтересованным придет уведомление.

Обратите внимание – сервис уже интегрирован в другие социальные сети. Например, анонс о предстоящей комнате можно запостить в Твиттере или Инстаграме. Также это событие можно парой кликов перенести в штатный календарь вашего устройства, чтобы не забыть. Просто и удобно.

Клубы, профили, лента комнат

Кратко про клубы мы уже сказали – это те же паблики по интересам. Изначально площадка ограничила пользователей – каждый мог создавать не более двух клубов. Но в начале февраля из-за колоссального наплыва страждущих свободное создание клубов вообще отключили. На данный момент, чтобы создать клуб, нужно заполнить подробную заявку и ждать, пока ее одобрят.

Одобряют заявки от нескольких недель до… Нужно понимать, что это закрытый бета-тест, поэтому многие функции пока оттачиваются в полевых условиях. Скорее всего, в дальнейшем свободное создание клубов не вернут. Будет как на уже упомянутом Пикабу – создаете заявку, в которой доказываете, что ваш клуб действительно уникален и не дублирует ни один из существующих. Потом ждете неопределенное время, пока модераторы все проверят. Мера, безусловно, необходимая, да и вряд ли можно иначе.

По профилю – базово отображается ник, имя пользователя, который вас пригласил, и точная дата регистрации аккаунта. Можно привязать аккаунты в Твиттере и Инстаграме, по идее, в дальнейшем добавят другие площадки. Основное текстовое поле (описание профиля) заполняется произвольно. Ссылки вставлять можно, но ссылками они не отображаются (возможно, в дальнейшем этот момент добавят).

Есть еще три стандартных показателя – количество подписок, количество подписчиков и клубы, в которых вы состоите. Посмотреть подписки и подписчиков нельзя, и скорее всего такую возможность добавлять не будут, учитывая актуальные тренды с отходом от тотальной прозрачности.

О ленте комнат мы сказали пару слов – она формируется из подписок и клубов, в ней отображаются открытые комнаты и запланированные. Как заявляет разработчик, подписываться на других пользователей и вступать в клубы очень важно, потому что на основании этих действий алгоритм площадки будет добавлять в вашу ленту других спикеров и клубы, которые потенциально могут быть вам интересны.

Но пока этот алгоритм не особенно работает. Пользователи в отзывах пишут, что, несмотря на большое количество подписок (больше сотни), им в ленту все равно приходят оповещения по кардинально противоположным темам. Но это допилят, можно не сомневаться.

Отличие от подкастов – в чем фишка Clubhouse?

У нас из голосовых интернет-медиа знают в основном подкасты, поэтому с ними и сравнивают. Реально разница концептуальная. Комнаты – это онлайновые образование. Не успел послушать эксперта – упустил свой шанс. Записать нельзя даже сторонними программами – приложение сразу выдает предупреждение, а рецидивисты нещадно банятся (на данный момент – без права восстановления доступа).

Другой критически важный момент – комнаты в Клабхаусе редко готовятся заранее. Подкаст – это профессиональный звук, качественный монтаж и ничего лишнего. В комнатах Клабхауса люди говорят во время утренней пробежки или сидя вечером в баре с друзьями. Лай собак, крики детей, проносящиеся мимо авто – все в наличии. Как и всевозможные дефекты речи, междометия, случайная сниженная лексика.

Американцы называют это «raw experience», то есть живые эмоции. Этот формат противопоставляется «вылизанному до блеска» миру Инстаграма. Плюс многим гораздо проще говорить, когда их просто слушают, чем писать посты или выкладывать ролики в офлайн, чтобы их потом обсуждали все желающие. Это в том числе обеспечило Clubhouse колоссальную популярность на старте.

Основная идея в том, что человек может послушать интересного ему эксперта в прямом эфире, и если повезет – задать ему вопрос. Например, на днях Мит Кевин, широко известный в США инвестор и блогер, провел беседу с Илоном Маском. На его Ютуб-канале есть запись этой беседы. Все верно, это нарушает правила Клубхауса, но Кевину простят. Это ведь отличная реклама площадки!

Как попасть в «клубный дом»?

Сейчас приложение доступно только пользователем iOS. Не пугайтесь, с Instagram тоже так было. Тем более, что разработчик уже заявил – сервис однозначно будет портироваться на Android. Но для получения доступа сейчас одного лишь «яблока» недостаточно, нужно прямое приглашение человека, который уже зарегистрирован на площадке. Или персональный инвайт, но для этого нужно быть, например, известным блогером.

Проще всего, если у вас в США есть друзья, – они, скорее всего, имеют доступ к сервису. Каждый зарегистрированный пользователь получает два приглашения, которые может передать кому угодно. Если пользователь активен, через некоторое время администрация добавляет ему еще некоторое количество инвайтов. Как определить «уровень активности» – не понятно, видимо – нужно просто пользоваться приложением, заходя в комнаты и вступая в клубы.

Есть еще два варианта, как попасть в «клубный дом» без инвайта и специального приглашения:

· Если ваш телефон есть в списке контактов пользователя, который уже зарегистрирован на площадке, ему придет уведомление, когда вы попытаетесь зарегистрироваться. Площадка предложит ему «впустить вас», и если он одобрит это действие, вы сможете зарегистрироваться.

· В крайнем случае, можно просто пройти предварительную регистрацию, забронировав себе ник. В этом случае вы не сможете пользоваться приложением, но вас поставят в лист ожидания. Никаких сроков нет. Возможно, очередь до вас дойдет через неделю, а возможно – через пару месяцев.

Будет ли Clubhouse популярен в России?

Пожалуй, для отечественного бизнеса это ключевой вопрос. Чтобы на него ответить, нужно проанализировать два факта. Факт первый – Клабхаус сходу заблокировали в Китае. Все ведь помнят историю с ТикТоко?. Справедливо провести аналогию – как когда-то ТикТок буквально взорвал мир социальных сетей, также, вполне вероятно, будет с Клабхаусом. Потому что отношение китайских властей к новым социальным сервисам давно уже многими воспринимается как неофициальный индикатор потенциальной популярности.

Факт второй – в декабре 2020 года Clubhouse насчитывал 600 тысяч активных пользователей. На начало февраля 2021 года их уже 2 миллиона. Напоминаем – приложение доступно только для владельцев устройств на iOS и там еще нет многих языков. Вход в приложение пока только по приглашениям. И все равно – 2 миллиона! В категории «Социальные сети» AppStore Клабхаус на пятом месте, его скачали больше 2,5 миллионов раз.

Что касается перспектив – они не вызывают сомнений. Слишком много инвесторских средств вложено, слишком много звезд привлечено, слишком нереальные достижения на старте. Все это не может не окупиться, тем более, что идея сама по себе здравая.

В России Clubhouse не получит широкую популярность пока не выйдет в свободный доступ, пока не добавят русский язык и пока приложение не портируют на Android. Когда все эти шаги будут реализованы (ориентировочно – к концу 2021 года), регистрироваться на площадке – маст хэв. Точнее – регистрироваться то можно, и даже нужно уже сейчас.

Плюсы наличия вас на Клабхаусе очевидны. Бизнес получает еще один источник лидов и отличную возможность для реализации стратегии glass box. Блогерам и независимым экспертам «клубный дом» даст новый канал пополнения семейной казны. Потому что уже сейчас идут разговоры о монетизации – от спонсорских комнат до введения функционала под прямые донаты. Это пока не анонс, но официальное заявление разработчиков. Так что – да, площадку освоить стоит. И чем быстрее – тем лучше!

Начать дискуссию